УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Брат Саакашвили попался на связях с беглым Пшонкой

65,5 т.
Артем Пшонка в базе розыска МВД Украины

В распоряжении редакции оказалась информация, согласно которой экс-нардеп от Партии регионов Артем Пшонка общался и, вероятно, встречался с родным братом Михеила Саакашвили Давидом. Какие интересы могли связывать сына бывшего генпрокурора и брата грузинского политика, поддержавшего Евромайдан? Вероятнее всего – "ничего личного, просто бизнес".

Видео дня

БРАТ ЗА БРАТА НЕ ОТВЕЧАЕТ?

Перед вами – расписание дел Артема Пшонки из его личного архива. Между отметками о совещаниях, обедах и посещением косметолога можно увидеть запись "Прилетает Дато Саакашвили".

"Дато Саакашвили", с которым, вероятно, планировал встретиться Пшонка - это младший брат Михеила Саакашвили по отцовской линии, Давид. Он ведет куда менее публичный образ жизни, чем бывший глава Одесской ОГА. Информации о Давиде Саакашвили не так уж много. Известно, что он сейчас проживает в Киеве, однако даже его брат Михеил в 2015 году признавался, что пребывает в неведении относительно рода деятельности Дато.

"Я действительно не знаю точно, чем он занимается. Когда он был еще в Грузии, для меня принципиальным было, чтобы он не пользовался ресурсами государства. Он, безусловно, не чиновник. Он никогда не был серьезным бизнесменом. Поэтому я не думаю, что он здесь превратился в такого серьезного бизнесмена", - вот все, что смог поведать Саакашвили о брате.

Не исключено, что он все же лукавил: Давид Саакашвили не просто "превратился в серьезного бизнесмена". Вот что несколько месяцев спустя сообщал о нем грузинский политик Джонди Багатурия: "Давид сейчас является третьим человеком по дистрибуции нефтепродуктов в Украине. Этот человек ходил в галошах, сейчас он миллиардер". Об успехах Давида в бизнесе будет подробнее сказано ниже.

Трудно поверить и в сам факт того, что Саакашвили не был в курсе занятий своего брата. Ведь последний связан не только с самим экс-губернатором, но и с членом "команды Саакашвили", бывшей главой Нацполиции Хатией Деканоидзе. Последняя подтверждала, что "давно знает Давида", однако не уточняла, что знакомство было более чем тесным - он приходился ей гражданским мужем.

Под вопросом остается и утверждение Михеила о том, что в Грузии его брат не пользовался ресурсами государства. Известно, что Давид Саакашвили был директором государственной Высшей школы юстиции – т.е. фактически возглавлял процесс отбора и переподготовки судей. Эту должность он занимал на протяжении 12 лет – вплоть до 2012 года. Даже если материальные ресурсы государства оставались вне его доступа, человеческие ресурсы в сфере "третьей власти" явно были под его контролем. Недовольство этим фактом выразила министр юстиции Тея Цулукиани, назвавшая недопустимой ситуацию, когда "кузницу" судей возглавляет брат президента.

Хотя биография Давида Саакашвили туманна, очевидно, что после отстранения от власти его брата-президента вести бизнес в Грузии для него было уже не так комфортно. Михеила Саакашвили неоднократно обвиняли в том, что коррупцию в Грузии он не поборол, а "реформировал" - сделал элитарной и "семейной". В частности, упомянутый нами Джонди Багатурия рассказывает, что со своими соратниками экс-президент монополизировал каждую сферу грузинской экономики. Это касалось и энергетической сферы, где, по словам Багатурии, действовала "бензиновая мафия". В этой сфере в период президентства Саакашвили было занято только 5 компаний. Владельцем одной из них – Wissol - считался тот самый Давид Саакашвили (официально среди учредителей его имя не фигурировало). В грузинской прессе сообщалось, что в 2000-х он от имени компании скупал земельные участки, на одном из которых построил дом площадью 12 тыс. квадратных метров.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В УКРАИНЕ

В Украине 2000-х – начала 2010-х элитарная коррупция также была привычным явлением, в том числе и на рынке энергоносителей. Монополия в сфере нефтепродуктов и сжиженного газа ассоциировалась с именем олигарха Сергея Курченко. Его Восточно-европейская энергетическая компания скупала не только СМИ, но и профильные для энергетического холдинга компании – напомним, что в феврале 2013 года стало известно о покупке ВЕТЭКом 99,6% акций Одесского НПЗ, а месяцем позже олигарх обзавелся сетью АЗС Sparschwein.

Однако схемы на нефтегазовом рынке Курченко внедрял задолго до создания ВЕТЭКа – в рамках созданной в 2009 году группы компания "Газ Украина 2009". По имеющимся данным, эта структура не только монополизировала рынок сжиженного газа и нефтепродуктов, но и занималась контрабандой бензина, использовала схемы "фиктивного экспорта", "оборванного транзита" и обогащалась на госзакупках.

Несмотря на то, что "Семья" Виктора Януковича рассматривается как некая монолитная финансово-промышленная группа, очевидно, что внутри нее, как и в любой преступной организации, была своя иерархия. И у олигарха Курченко в ней был непосредственный покровитель.

Роль такого покровителя выполнял депутат Артем Пшонка, сын одиозного генпрокурора и приятель Александра Януковича – старшего сына беглого президента. Известно, что власть Пшонки-отца и Пшонки-сына не ограничивалась прокуратурой: благодаря своему влиянию они расставляли своих людей и на ключевые должности в нефтегазовых компаниях, тем самым контролируя закупки и финансовые потоки государственных предприятий. Журналистам удалось выяснить, что только за 2011-2012 гг. группа компаний "Газ Украина 2009" выиграла тендеров на общую сумму 2,5 млрд грн.

Комментируя схему фиктивного реэкспорта, которую практиковали компании Курченко, глава МВД Арсен Аваков подчеркнул следующее: "Без содействия высшего руководства госорганов такая схема реализации была невозможна, и здесь мы имеем ситуацию, при которой г-н Курченко был марионеточной фигурой в руках ключевых госчиновников, которые и были основными в этой преступной группе". Он отметил, что такими основными лицами были именно Артем Пшонка и Александр Янукович совместно с экс-главой Министерства доходов и сборов Александром Клименко. 17 июля 2015 года Артем Пшонка был объявлен в розыск Службой безопасности Украины.

ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ?

Согласно журналу звонков, фрагменты которого также имеются в распоряжении редакции, 26 ноября 2013 года – т.е. спустя несколько дней после начала Евромайдана - Артем Пшонка созванивался с Давидом Саакашвили.

В связи с тем, что оба они так или иначе связаны с нефтебизнесом, любопытно еще раз вернуться к тому, как этот бизнес был организован в Грузии. Wissol, реальным куратором которой считают Дато, владела 20% горючего на грузинском рынке. Остальные 80% ввозила компания Socar. Несколько "избранных" компаний занимались дистрибуцией. (В частности, сеть Gulf, владельцем которой был экс-министр обороны Давид Кезерашвили.) Socar – государственная компания Азербайджана. 51% ее грузинского филиала принадлежит азербайджанской государственной нефтекорпорации. Сообщается, что остальные 49% через офшоры были оформлены на супругу Михеила Саакашвили. Таким образом, на рынке нефтепродуктов в Грузии сформировалась полноценная "семейная" монополия, задававшая планку цен на бензин.

Однако вернемся в Украину, где после Майдана сменилось руководство Генеральной прокуратуры. В феврале 2015 года заместителем генпрокурора был назначен соратник Михеила Саакашвили, Давид Сакварелидзе. Однако некоторые считают, что новоназначенные лица если и не помогали Александру Курченко открыто, то по крайней мере мешали расследованию его дела.

В частности, в феврале 2016 года нардеп от "Народного фронта" Татьяна Чорновол обвинила Михеила Саакашвили и Давида Сакварелидзе в блокировке расследования дела Курченко, которое на тот момент находилось в Латвии и могло быть передано украинской стороне.

"Сакварелидзе отстранил от дел человека, который является работником прокуратуры, которого я лично пробивала в командировку в Латвию. Чтобы дальше проводить расследование, он был вписан в международно-правовые поручения", - заявила депутат, подчеркнув, что в Латвии дело закроется 10 марта.

"Поэтому надо было отстранить этого следователя, чтобы не успели привести другого, чтобы тот не начал работать. Почему это происходит? Потому что у нашего второго "героя-антикоррупционера" Саакашвили есть первый заместитель Жмак, который до июля этого года работал директором "Роснефть Украины". А в деле Курченко в Латвии очень много "Роснефти", так как Курченко делал для "Роснефти" проводки, чтобы она не платила налоги в Украине. И поэтому было сделано все возможное, чтобы сейчас Украина не получила доступ к этому делу".

Насчет того, о чем общались Артем Пшонка с Давидом Саакашвили, можно лишь строить предположения. Но учитывая, что оба они – представители властных "Семей" (украинской и грузинской), тесно связанные с нефтебизнесом, можно быть уверенным, что общий язык эти двое нашли.