УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как любовь к женщинам влияла на историю Украины

Как любовь к женщинам влияла на историю Украины

Расхожий тезис гласит: "Миром правит любовь". Ради любви к женщинам мужчины идут на подвиги, чтобы подарить им если не весь мир – то хотя бы просто радость. Тем не менее, конкретными странами и народами руководят конкретные лидеры, как бы они не назывались – князья, цари, президенты… Влияет ли любовь и на них – а вместе с этим, и на большую политику? К празднику 8 марта некоторые примеры тому из отечественной истории.

Как любовь сделала Ярослава Мудрым

Любовь коронованных особ сыграла значительную роль в судьбах Киевской Руси. Наверное, мало кто не слышал об Анне Ярославне, королеве Франции, дочери знаменитого князя Ярослава Мудрого. О ней говорят и историки, и культурологи. Но, в общем, воспитанница Киева, несмотря на всю свою образованность и харизму государственной деятельницы, так и не смогла вытащить свою новую родину из ранне-средневекового варварства. И ее советы о том, что надо бы за столом пользоваться вилкой, почаще ходить в баню, топить не дымящими каминами, а нормальными печами, в лучшем случае, воспринимались, как чудачество. А в худшем – собеседники прямо предупреждали королеву (как она сама писала в письмах к отцу) о том, что такое "новаторство" грозит неприятностями с католической церковью, как едва ли не "ересь".

Куда менее известна нашим согражданам мать Анны. А зря. Дочь норвежского короля Олафа, Ингигерда получила блестящее образование, с юных лет участвовала в общественно-политической жизни страны. А в 1016 году была выдана замуж за тогда еще новгородского князя Ярослава Владимировича. Положение которого на тот момент, мягко говоря, было очень шатким. Ведь после смерти отца, Владимира Крестителя, его старший брат Святополк начала форменную "зачистку" своих родственников, как возможных конкурентов на великокняжеский стол. Именно тогда были убиты причисленные к лику святых князья Борис и Глеб.

Брак с норвежской принцессой дал Ярославу не только международное признание – но и солидную армию варягов, лучших воинов того времени. С их помощью ему удалось одолеть и Святополка, и удержать равновесие с другим братом, Мстиславом. Однако варяги были "еще теми" соратниками – в любой момент готовыми устроить военный переворот, и самим стать у "кормила" власти. И едва ли не единственным препятствием для этого была княгиня Ингигерда, переименованная в Ирину – однозначно выбравшая сторону своего мужа перед земляками. А ссориться с ее отцом, норвежским королем, обижая его дочь, воинственные викинги, все же, не решались.

А однажды Ирина даже избавила Русь от кровопролитной битвы – предложив вышеупомянутому князю Мстиславу решить ее исход единоборством с ней. Доблестный (хотя и сепаратистски настроенный – в отношении верховенства Киевского князя) Мстислав благородно ответил, что с женщинами не воюет – и отступил от дружины Ярослава без боя.

Одним словом, не будь рядом с Ярославом любящей и преданной супруги – неизвестно, смог ли бы он стать Ярославом Мудрым, самым славным правителем Киевской Руси. Да и смогла ли бы стать Русь одной из самых мощных держав в Европе? К дочерям князя которой наперебой ставались лучшие королевские семьи – кроме Анны Ярославны Французской две ее оставшиеся сестры стали королевами Венгрии и Норвегии. Кстати, сама Ирина, незадолго до смерти постригшаяся в монахини с именем Анна, была канонизировала еще в 15 веке – при том, что ее супруга причислили к лику святых лишь в 2004 году.

Сердечные дела – и украинская государственность

Немаловажную роль играла любовь и тот период, когда Украина, едва избавившись польского ига, угодила под тесную "братскую опеку" Москвы. Особенно богат такими историями 18 век. Не только украинской – но уже и мировой классикой стали взаимоотношения гетмана Ивана Мазепы и его крестницы, дочери генерального судьи Василия Кочубея, Мотри. Собственно, говорить о влиянии этой любви на украинскую историю правильнее в сослагательном наклонении – "могла бы сыграть значительную роль", причем – роковую. Потому что, именно из-за этой страсти, вспыхнувшей между 65-летним овдовевшим гетманом и 16-летней девушкой, озлобленный на Мазепу Кочубей написал донос царю Петру I – где выдал планы своего непосредственного начальника в отношении поиска нового союза Украины, с Швецией.

Правда, Петр, безгранично доверяя своему "украинскому партнеру" доносу не поверил – и отдал врагом гетмана на расправу ему же. Однако, как отмечают многие историки, если бы расследованием занимался, скажем, куда более проницательный и влиятельный Меньшиков – дело могло повернуться и по-другому. И тогда украинская государственная верхушка была бы обезглавлена в прямом и переносном смысле мстительным русским царем еще до вступления Карла XII в Украину.

Мотря, кстати, была выдана замуж – не буз участия самого Мазепы, тогда еще находившегося при власти. Ее муж, казак Иван Чуйкевич, поддержал гетмана, перешедшего на сторону шведов. После победы русских под Полтавой сложилась интересная ситуация. С одной стороны, тех, кого Петр считал "мятежниками", ожидала неизбежная казнь. С другой стороны, все родственники казненного ранее Кочубея, перед которым царь чувствовал вину, подлежали реабилитации и многочисленным милостям. А Мотря, как раз, была дочерью генерального судьи.

"Компромиссом" стала ссылка Ивана Чуйкевича барышни в Сибирь. Правда, девушка не стала пользоваться дарованной лично ей царской милостью – но пошла за своим суженым, за 100 с лишним лет до хрестоматийных "жен декабристов". А после того, как осужденный казак умер на чужбине – вернулась на Родину и ушла в монастырь…

Спустя всего несколько десятилетий после приведенной истории, императрица Елизавета Петровна всем сердцем полюбила нашего земляка, певчего придворной капеллы, простого казака Алексея Розума. Который в новом качестве фаворита (а, по некоторым данным, и тайного мужа) Елизаветы быстро стал графом Разумовским, влиятельнейшим вельможей своего времени.

Однако у Алексея был младший брат Кирилл – получивший возможность сделать не менее головокружительную карьеру. Так, после полученного в Европе блестящего образования в 18 лет он стал президентом российской Академии Наук. Но еще большим взлетом стало назначение его в 1750 году гетманом Украины! Должность эта, хотя официально вроде и не была упразднена – но после смерти последнего обладателя булавы, Данилы Апостола в 1734 году, так и оставалась вакантной. Кирилл же не просто занял ее вновь – но развернул в Украине широкие преобразования, начал реформировать армию, собирался организовать университет, по образцу Московского.

Сам он планировал стать основателем наследственного гетманского рода. Что, понятное дело, подняло бы статус украинских земель из конгломерата губерний российской империи – до уровня монолитного княжества. Которому, при благоприятном стечении обстоятельств, было бы гораздо легче получить независимость – как той же Польше и Финляндии в 1918 году. Увы, "сердечная фортуна" оказалась переменчивой. Елизавета умерла, ее приближенные оказались в опале, а Екатерина II отнеслась к идее повышения украинской самостоятельности с прохладцей. А потому сначала ликвидировала, уже навсегда, должность гетмана, а затем, спустя десять с лишком лет – и Запорожскую Сечь…

Впрочем, любовь упомянутой Екатерины II к уже своему фавориту, Григорию Потемкину, тоже сыграла немалую роль в украинской истории. Последние полтора десятка лет жизни "светлейший князь" провел именно в Украине. Причем, пользуясь безграничной финансовой и организационной поддержкой императрицы, быстро способствовал превращению прежнего "дикого поля", бывшего прежде лишь ареной столкновений татарских орд с казаками, в цивилизованный вид. Достаточно вспомнить лишь самые заметные города, организованные и выросшие при его заметном участии – Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), Елисаветград (Кировоград), Херсон, Николаев, Севастополь…

Проклятие Раисы Горбачевой

А что же современные топ-политики постсоветского пространства? Увы (а может, и слава Богу?) – но бурные страсти на любовном фронте ими, как-то, не демонстрируются. Как, впрочем, и хоть какое-то заметная демонстрация семейной жизни. Российский лидер Путин долгие годы жил, не афишируя связи с женой – пока, вообще, с ней не развелся в прошлом году. Супруга белорусского президента Лукашенко вполне официально живет отдельно от мужа – в отдаленной деревне. Практически не бывала перед телекамерами и "вторая половинка" Виктора Януковича.

Исключением в этой связи может послужить разве что Оксана Марченко, жена Виктора Медведчука – да занимавшиеся кой-какой общественной деятельностью Людмила Кучма и Екатерина Ющенко. Впрочем, последняя не имела популярности американских "первых леди". Потому что с американской же точки зрения она была "разлучницей", уведшей Виктора Андреевича от первой жены с детьми – а с точки зрения значительной части наших сограждан, "американкой", далекой от проблем простых украинцев.

Можно заметить, что указанная закономерность на наших просторах абсолютно лишена "гендерной разницы". Взять ту же Юлю Тимошенко. Многие ли помнят, как выглядит ее муж – или, хотя бы, как его зовут? Увы, даже весьма симпатичные женщины-политики в наших реалиях обречены играть роль, в лучшем случае, "железных леди".

Как знать, возможно, нежелание "сильных мира сего" "светить" свои "половинки" перед публикой исходит из печального опыта Раисы Горбачевой, жены первого президента СССР Михаила? Казалась бы, все у нее было – умница, красавица, всегда элегантно одетая, умеющая хорошо говорить. А вот – поди ж ты, именно Раиса Максимовна стала главной мишенью для противников Горбачева – того же Ельцина, идущего к заветной цели, российскому "трону" и поддерживавшей его в этом немалой части россиян. Что и говорить – "царю"-мужчине сограждане могут простить многое, в том числе – и выдающиеся качества. А вот те же черты в "царице" почему-то вызывают на постсоветских просторах, в основном, бешеную зависть и осуждение.

Так что, в некотором смысле, своя "принцесса Диана", кумир широких масс, наверное, появится у нас очень нескоро. О чем можно лишь пожалеть. Потому что, если лидеры государства не показывают согражданам примеры искренней любви – значит, у них есть ценности поважнее. Между тем, если любовь перестает быть высшей ценностью – ничего хорошего из этого, обычно, не получается…

Как любовь к женщинам влияла на историю Украины
Как любовь к женщинам влияла на историю Украины
Как любовь к женщинам влияла на историю Украины
Как любовь к женщинам влияла на историю Украины
Как любовь к женщинам влияла на историю Украины
Как любовь к женщинам влияла на историю Украины
Как любовь к женщинам влияла на историю Украины