9 фраз, которые нельзя говорить детям о войне
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Папы и мамы сейчас чаще ломают голову не над тем, как говорить с ребенком "про ЭТО", а как говорить про АТО.
Психотерапевты Роксана Ящук и Елена Ляшенко рассказали "КП" в Украине" о том, чего ребенку нельзя слышать, в каком бы настроении вы ни были.
Читайте: 22 способа потерять авторитет в глазах ребенка
"Ты еще мал о таком думать. Не твоего ума дело"
Запреты лишь усиливают ощущение тревоги и неопределенности.
"Папу могут убить на войне. Твой папа там, где опасно"
Как бы вы сами ни волновались, ребенок должен ощущать уверенность, что для его семьи все завершится благополучно. Иначе у него исчезнет ощущение безопасности мира, а в возрасте до 10 лет такие переживания болезненны и закладывают на будущее такие черты характера, как недоверие к окружающим, пессимизм.
"Вырастешь - тоже будешь воевать"
Каких бы политических взглядов вы ни придерживались, ребенка надо готовить к мирной жизни, а не к битвам. Это вопрос даже не морали, а душевного здоровья. "Защищать людей в будущем" - формулировка, которая помогает ребенку расти сильным и смелым. "Воевать, мстить" и т. д. - планы, которые разрушительно действуют на неокрепшую психику.
"Мы должны сражаться, чтобы победить всех врагов"
Войну нельзя представлять ребенку нормальным способом решения конфликта. Не стоит строить фразы так, чтобы ребенок думал, что его близкие поддерживают войну или приветствовали ее начало.
"Тебя я никогда не пущу на войну!"
Противоположная ошибка: ребенок, который заявляет, что пойдет сражаться, как папа, или всех освободит "от плохих", не должен сталкиваться с осуждением, насмешками, запретами. Иначе он, особенно мальчик, будет переживать, что "станет дезертиром, трусом, потому что мама слишком боится за него". Лучше поддержать его намерение стать защитником. А затем объяснить, что к такой роли надо готовиться: например, делать зарядку и бегать, чтобы стать сильнее. Спасать, но пока птенцов, котят, щенят, а не людей. Важно также подчеркнуть, что военные действия скоро закончатся, но он может применять свои умения в мирной жизни.
Читайте: Ученые озвучили секрет, как сделать ребенка отличником
"Наш враг - такая-то страна, люди такой-то национальности"
Нельзя прививать страх, подозрительность или ненависть к целой стране, народу. Опять же, кроме моральной стороны вопроса это может вызвать расщепление в сознании у ребенка, у которого есть друзья различных национальностей, родственники, любимые актеры или музыканты.
"Ты испугался взрыва, увиденного по телевизору? А солдаты не боятся, трусишка"
Стыдить за проявление тревоги нельзя. Так вы не поможете избавиться ребенку от страха, а лишь загоните переживания вглубь, приучив и в будущем секретничать. Страхи, которые малыш пытается в одиночку подавить, могут обернуться физическими недомоганиями, такими как нервные тики, заикания, энурез, расстройства сна и аппетита.
"Люди ссорились, дрались, вот как ты с одноклассниками, а потом начали сражаться друг с другом. Вот что бывает, если не умеешь мириться"
Благие воспитательные намерения в данном случае неуместны. Для ребенка опасно думать, что обычные драки могут перерасти в убийства. Либо малыш начнет избегать любых выяснений отношений, чтобы не стать жертвой, из-за чего другие дети могут считать его слабаком или делать "козлом отпущения". Либо ребенок станет бояться сам себя, вспышек гнева - и такие переживания во взрослые годы чреваты депрессиями, склонностью к излишней самокритике.
"Выбрось свой пистолет. Сейчас я расскажу тебе, что такое настоящее ранение…"
Ни в коем случае нельзя описывать ранения, последствия применения оружия. В последние месяцы психологи все чаще занимаются детьми, которым родители сами живописали ужасы битв. Например, одна мама устала от того, что сыновья днями играли в войнушки, выкрикивая подслушанные где-то слова "колорады", "бандеровцы", которых никогда не употребляли в доме. Когда мальчики в очередной раз выбежали с криками "Ты убита!" - она решила серьезно поговорить. Мол, когда порежешь палец - больно, а раны - это огромные кровавые дыры по всему телу, от которых долго приходится мучиться. Результатом беседы был нервный срыв у одного из детей, после чего его долго пришлось лечить.
КОМПЕТЕНТНО
Ребенок - по природе оптимист
Психотерапевт Офра Аялон.
Умолчать о пугающих событиях намного опаснее, чем откровенно поговорить, считает психотерапевт Офра Аялон.
Психотерапевт Офра Аялон - один из самых известных в мире специалистов по работе с детьми, которые столкнулись с военными событиями. Она работала в Югославии, Израиле, странах Юго-Восточной и Центральной Азии. Время от времени психотерапевт приезжает к коллегам в Киев. Она поделилась с "Комсомолкой" мыслями о том, как лучше говорить с детьми о боевых действиях.
"Страшное смотрю наоборот"
- Не стоит бояться травмировать ребенка одним упоминанием о битвах, - утверждает Офра Аялон. - В детях заложен огромный потенциал сопротивления стрессу. Ребенок - по природе оптимист.
Когда-то я подарила внучке психологические карты по мотивам сказок. Поскольку задача этого набора - диагностировать стресс, среди них были мрачные изображения: например, гроб. Такие картинки я решила убрать, но внучка застала за этим занятием и попросила оставить все, как есть. "Я буду их смотреть наоборот, - сказала шестилетняя девочка. - Если попадется гроб, значит, это пожелание долгой жизни".
Но трагические события в мире могут привести ребенка в растерянность, испугать. Уязвимы дети, у которых еще не сформировались личные способы преодоления стресса.
Три родительские ошибки
Некоторые папы и мамы отрицают, что информация может напугать. Если ребенок излишне чувствителен и вы позволили ему посмотреть кадры или фото, не предназначенные для его возраста, может развиться фобия, даже если лично вашу семью боевые действия никак не затронули. В этом случае лучшее лекарство - доступный и спокойный разговор.
Вторая ошибка: преувеличивать травматичность информации, поэтому снова и снова говорят о том, что мало беспокоит ребенка, и в итоге сами пугают его. Избежать этого просто: говорите лишь тогда, когда малыш задает вопросы или когда есть признаки, что его мучает тревога.
Также ошибочно пытаться изолировать ребенка от этой темы - информация просочится от сверстников, из подслушанных разговоров посторонних, из телевизора и газет. И если ребенок воспримет ее искаженно и как запретную, его богатая фантазия породит страхи.