С принятием "Закона о доступе к публичной информации" у многих граждан Украины, в том числе у журналистов, случился всплеск эйфории – наконец чиновники будут обязаны дать ответы на интересующие людей вопросы. Однако все не так радостно, как может показаться на первый взгляд. В ходе программы "Киевский форум" с Реной Назаровой общественность и политики обсуждали тему открытости и прозрачности действий киевской власти.
Есть ли доступ к деятельности чиновников?
С 9 мая 2011 года дня вступил в силу закон Украины "О доступе к публичной информации". По словам представителя главы государства в Верховной Раде, народного депутата от Партии регионов Юрия Мирошниченко, закон "О доступе к публичной информации" предусматривает пятидневный срок ответа на информационный запрос или же 48-часовой — в случае чрезвычайной ситуации.
Согласно закону, доступ к информации о деятельности и решениях субъектов властных полномочий должен осуществляться таким образом: обнародование информации в средствах массовой информации и в официальных печатных изданиях, предоставление информации по запросам; размещение информации на официальном веб-сайте в сети Интернет, предоставление информации через информационные службы субъектов властных полномочий. Документом установлено, что "обязательному обнародованию субъектами властных полномочий подлежат: информация о деятельности субъектов властных полномочий".
Закон предусматривает контроль за обеспечением доступа к публичной информации, который должен осуществляться специальными органами, которые определяют Верховная Рада и президент. Документ запрещает создание органов государственной власти, учреждений, введение должностей, на которые возлагаются полномочия по осуществлению контроля за содержанием информации, распространяемой средствами массовой информации. Также предусмотрено, что умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов и/или преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику, осуществляемые должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору, повлечет за собой ответственность согласно законам Украины. Закон также определяет принципы деятельности СМИ и порядок аккредитации журналистов.
Главное управление обеспечения доступа к публичной информации Администрации президента Украины возглавил Денис Иванеско. Управление будет отвечать за рассмотрение, обработку, учет, систематизацию, анализ и предоставление ответов на запросы по информации, которая поступает в Администрацию президента Украины, а также будет предоставлять консультации во время оформления таких запросов. Руководителю Администрации президента Сергею Левочкину среди прочего поручено обеспечить систематическое, оперативное обнародование и обновление информации о деятельности президента, обнародование в официальных печатных изданиях, на веб-сайте официального интернет-представительства президента, информационных стендах в специальных местах для работы граждан, запрашивающих информацию.
Виктор Янукович 3 февраля подписал закон о доступе к публичной информации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения доступа к публичной информации, которые парламент принял 13 января.
Интересно, что за несколько дней до принятия нардепами закона, в мэрии негласно было распространено распоряжение для внутреннего пользования, в котором чиновникам любого ранга запрещалось общаться с журналистами лично без разрешения пресс-службы.
Чиновники, которые ранее охотно говорили с журналистами, теперь же, опасаясь потерять свое кресло, резко замолчали. Пресс-служба КГГА отвечает на запросы выборочно, а темы, которые остро воспринимает общество - либо остаются без внимания, либо растушевываются.
По информации замглавы КГГА Леонида Новохатько, "ежедневно пресс-служба получает 22 информзапроса". Он подчеркнул, что обрабатывают информацию всего 4 человека, которые не способны справиться с огромным масштабом работы.
Господин Новохатько, кроме всего прочего, обратил внимание на непрофессионализм некоторых журналистов, которые, по его мнению, создают дополнительные помехи в сотрудничестве чиновников и СМИ.
Спорить не стану, в каждом деле существуют как профессионалы, так и начинающие специалисты, но закон одинаков для всех. Кстати, обратиться к чиновнику с запросом может не только журналист, но и любой гражданин. Если, к примеру, пенсионер напишет от руки запрос и поинтересуется, каким образом рассчитываются коммунальные услуги, ему обязаны согласно закону дать ответ. То же самое касается журналистских запросов. Дабы избежать обвинений в непрофессионализме и выуживании информации, не проще ли предоставить медиа необходимую информацию. Кстати, система информзапросов может быть значительно сокращена путем вывешивания максимального количества информации на сайте.
Вполне закономерно возникает мысль о двойных стандартах деятельности, если власть упорно скрывает и не желает делиться информацией. И Закон в этом смысле просто бессилен.
Заместитель Попова, выслушав различные мнения общественности, в конце телеэфира продемонстрировал собравшимся еще один документ. Распоряжение, которое аннулирует предыдущее указание о запрете общения со СМИ. По словам Новохатько, с марта нынешнего года данный документ работает и ничего не препятствует свободному доступу к информации.
Возможно, формально это действительно так, однако фактически добиться ответа на интересующие вопросы далеко непросто. Не понятно, почему перед сессией Киевсовета в папке с документами можно найти лишь треть проектов решений, которые вынесены на заседание. Причем подобные метаморфозы происходят не только с журналистами, но и с депутатами также. Получается, что депутаты голосуют вслепую, не зная за что.
Также открытым остается вопрос о личном общении журналистов и руководителей КГГА и Киевсовета. Ссылаясь на занятость, чиновники не отказывают в интервью, однако постоянно откладывают его на потом. Когда наступить это долгожданное "потом", неизвестно никому, если так продолжается более трех-четырех месяцев, наверняка это интервью никому не интересно…
Мимо воли напрашивается вывод о том, что журналисты мешают чиновникам. Если нет, почему бы не сотрудничать: ведь СМИ способны пролить свет на многие проблемы, донести до общественности необходимые посылы. Получается, что закрываясь от общества информационным занавесом, создается интрига и тайна, которая влечет за собой множество вопросов у граждан, а, следовательно у журналистов.