Год деятельности Александра Попова у власти ознаменовался подведением итогов работы в качестве градоначальника в столице. Вне всякого сомнения, можно говорить о том, что советские номенклатурщики могли бы позавидовать годовым достижениям команды, сменившей Черновецкого в мэрии. Плановая экономика с ее "пятилетками" ничто, глядя на год деятельности господина Попова в столице. Занимательно то, что деятельность Александра Павловича в Киеве настолько многогранна, что за столь короткий срок ему не без помощи верховного аппарата власти удалось кардинально изменить всю вертикаль столичного управления.
Цель – максимальная централизация
Все прекрасно понимали, что по владениям Леонида Черновецкого в мэрии следует хорошенько пройтись административной метлой и "зачистить" сор, который слишком долго не выносился из избы.
Прежде чем приступить к зачистке, экс-чекист и хозяйственник Попов, определил свои цели, которые сводились к одному – стать полноправным хозяином столицы.
Началось все с ликвидации райсоветов. 9 сентября 2010 года на заседании Киевсовета было принято решение о ликвидации районных советов в столице. Несмотря на огромный шквал критики со всех сторон, решение было принято едва ли не абсолютным большинством голосов. Этот шаг позволил четко выстроить административную вертикаль, убрать лишнее управленческое звено и в то же время - политическую составляющую на уровне районов. В то время еще первый замглавы КГГА Александр Попов, апеллируя к необходимости экономии бюджетных средств, настоял на ликвидации райсоветов и таким образом обезглавил районы, поставив под свое руководство целый город.
Страсти вокруг административного перераспределения утихли очень быстро. На сегодняшний день в районах остались исполнительные органы – районные в городе Киеве администрации. Они на самом деле ведут абсолютно паразитический образ деятельности – не имея ни копейки бюджетных средств, занимаются бумажной писаниной, перекладывая обязанности с одного чиновника на другого.
Параллельно с централизацией столичной вертикали было положено начало процессу декриминализации киевских чиновников. Несколько десятков громких уголовных дел прогремело на всю страну. Начальников главков администрации "сажали" один за другим, и каждый при этом не мог даже предположить, что окажется на месте коллеги за решеткой.
Выбранная господином Поповым тактика оказалась достаточно результативной. Просчитана до мельчайших деталей, она принесла дивиденды очень быстро. Во-первых, места коррупционеров заняли люди, близкие к Попову; а во-вторых, привлечение к криминальной ответственности взяточников автоматически повысило рейтинг нового главы КГГА в столице. Страх чиновников быть наказанными и одобрительные отзывы киевлян – все это не могло не сыграть в пользу нового хозяина столицы.
Параллельно с административными чистками команда Попова всерьез взялась исправлять ошибки и недоделки Черновецкого. За пять лет работы их набралось немало. Транспортные развязки, открытие станций метрополитена, завершение реконструкции скоростного трамвая – практически все объекты были сданы в один момент. Ощутив на себе преимущества и комфорт после введения в эксплуатацию долгостроев, киевляне подсознательно понимают, хозяйственность - превыше политики.
В процессе утверждения в столице немаловажную роль сыграло видимое отсутствие политической составляющей в действиях и речах Александра Попова. Делая акцент исключительно на решении важных для города вопросов, председатель горадминистрации, практически никогда не говорит о политике.
Важную роль в деполитизации столичной власти сыграл также распад прочерновецкого большинства в Киевсовете. Хотя сложно было и раньше четко разукрасить фракции по политическим цветам, они действовали в унисон с финансовыми интересами определенных групп, однако де-юре самая большая фракция на выборах получила большинство, идя под знаменами Блока Леонида Черновецкого. На сегодняшний день о фракции Леонида Михайловича остались лишь воспоминания, большинство депутатов разбежались кто куда. Примерно та же участь постигла и столичный БЮТ. Убрав Довгого с должности секретаря Киевсовета, Александр Попов, обеспечил себе крепкий тыл. Сегодня он имеет в Киевсовете абсолютную поддержку, опираясь во всем на секретаря Галину Герегу и соратников депутатов.
Контроль над столицей – залог контроля над страной
Вне всякого сомнения, ситуация, которая сложилась в столице за последние пять лет, требовала кардинальных реформ. Княжество Черновецкого не вписывалось в общую канву политики страны, к тому же Киев всегда был и остается телеграфом реформ и революционных изменений. Оставлять на должности мэра слабо контролируемый, живущий по своим законам клан черновецких, было бы по крайней мере глупо.
Дабы максимально легитимировать процесс введения в должность человека президента, вначале был сделан шаг постепенного внедрения Попова в мэрию в качестве и.о. главы КГГА. Согласно принятому Верховной Радой закону "О внесении изменений в Закон Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" президент получил право назначать главу Киевской городской государственной администрации. Но президент некоторое время медлил с увольнением Черновецкого, так как среди членов его команды началась борьба за его кресло.
15 ноября 2010 года Янукович поставил точку в дискуссии о том, кто теперь правит в Киеве. Решением Президента Попов был назначен председателем Киевской городской государственной администрации, а Черновецкий, который и до того уже давно не принимал участия в управлении городом, был уволен с должности главы КГГА, оставаясь при этом мэром столицы.
Подобное двоевластие существует во всей вертикальной власти местного самоуправления. Киев оставался единственным городом, в котором при мэрствовании Александра Омельченко эти две должности в 1996-м году были объединены. Сделано это было, кстати говоря, для того, чтобы избавиться от неугодного президенту Кучме и главе горадминистрации Омельченко тогдашнего мэра - Леонида Косакивского.
В то время, когда Черновецкого избрали мэром, оппозиция неоднократно настаивала на разграничении этих должностей, однако после того, как это все же свершилось в 2010-м, посыпался новый шквал критики.
Несмотря на то, что КГГА якобы является исполнительным органом Киевсовета, полномочия ее гораздо шире, в частности после внесения изменений в закон "О столице".
Фактически не мэр, а именно глава КГГА является реальным управленцем, принимающим важные решения в Киеве. Для легитимации тех или иных решений, принятых горадминистрацией, необходимо "добро" депутатов Киевсовета, на которое Попов твердо может рассчитывать.
Управляя столицей - быть мэром вовсе не обязательно
Прогнозы некоторых экспертов о проведении досрочных выборов в столице не сбылись. Судя по всему выборы мэра и депутатов Киевсовета состоятся не ранее осени 2012 года совместно с парламентскими. Это выгодно практически всем, особенно доминирующей политсиле. Помимо экономии средств на предвыборную кампанию, создаются хорошие условия для работы на общем электоральном поле каждому участнику своими методами. Попову, безусловно, зачтется его активная управленческая и хозяйственная деятельность, которая по сравнению с безалаберностью предшественника воспринимается как нечто сверхъестественное. Масштабные проекты по развитию инфраструктуры столицы, которые широко декламирует Александр Попов, являются основой его предвыборной программы, которая с большой вероятностью принесет успех на будущих выборах как для кандидата в мэры Попова, так и для Партии регионов в целом.
Собственно открытым и до конца не ясным остается вопрос, действительно ли господин Попов будет баллотироваться в мэры, или возможно сохраняя разграничение должностей главы КГГА и мэра Киева, Банковой гораздо удобнее было бы сохранять видимый нейтралитет, при этом полностью держать руку на пульсе столицы. К тому же, в случае избрания Попова мэром, он невероятно сильно сумеет укрепиться в стольном граде, что в определенных ситуациях может представлять опасность для правящей партии. В этом смысле вполне возможно говорить о сценарии, при котором Виталий Кличко будет избран мэром, а Александр Попов останется главой КГГА – то есть серым кардиналом столицы. Достигнув консенсуса, регионалы и ударовцы сумеют создать если даже и не абсолютное, то хотя бы ситуативное большинство, которого вполне достаточно для решения первостепенных столичных задач.