УкраїнськаУКР
русскийРУС

Губернатор послал депутатов Киевблсовета на… шесть часов вечера

726
Губернатор послал депутатов Киевблсовета на… шесть часов вечера

Состоялась очередная – 5-я – сессия Киевского областного совета 6-го созыва. Вначале заседания, согласно регламенту, слово для оглашения заявлений (если таковые имеются) предоставляется записавшимся руководителям фракций и депутатских групп. В этот раз своим правом воспользовался только председатель фракции ВО "Свобода" Святослав Ханенко. В заявлении, которое он озвучил говорилось: "…відбуваються факти знищення місцевого самоврядування представниками Партії регіонів…" А именно: от должности городского головы г. Вишневое якобы незаконно был освобожден Николай Ляшенко. И якобы при этом губернатор Киевщины Анатолий Присяжнюк и председатель облсовета Александр Качный использовали админресурс. Г-н Ханенко от имени руководимой им фракции потребовал "привести ситуацію у відповідність до законодавства".

Видео дня

На одно из заседаний депутатской комиссии по вопросам материнства и детства – продолжал Ханенко - пришел лично Анатолий Присяжнюк и якобы позволил себе нелестные высказывания в адрес народных избранников: "Депутати ніхто і ніщо і нічого не вирішують…закликав присутніх депутатів продовжити розмову в його кабінеті… На такі дії ми будемо реагувати відповідним чином".

Также Ханенко сообщил, что "свободовцы" принимали участие в заседаниях ряда местных советов низших уровней, где обнаружили множественные (но однотипные) нарушения: при открытии сессий не исполняется Гимн Украины.

Ответное слово взял глава КОГА Анатолий Присяжнюк: "Ми розуміємо, що Святослав Михайлович зробив заяву більше з політичних міркувань, ніж з бажання розібратися…". Дескать, мэр Вишневого на самом деле не справился со своими обязанностями, "уронил" городское хозяйство, и депутаты выразили ему недоверие. Ну, а областная власть якобы действовала адекватно и законно.

А инцидент на комиссии по материнству и детству Присяжнюк прокомментировал так: "Це не допустиме, щоб в робочий час з 10 до 14 запрошувалися головні лікарі, начальники служб і переливали з пустого в порожнє на комісіях…" После этого он сказал, что сам, дескать, работает до 23 часов и призывает остальных брать с себя пример. В том смысле, что встречи депутатов с ответственными чиновниками областного уровня проводить не в рабочее время, когда тем надлежит выполнять служебные обязанности, а – после работы.

В воздухе как бы повис вопрос: был ли это приказом губернатора его подчиненным (не встречаться с депутатами в рабочее время), или – лиш проявлением эмоций? Значит ли это, что до 18.00 чиновники будут давать депутатам отказ, но после 18.00 они не обязаны трудиться, и в этом они защищены законодательством?

Далее в повестке дня стоял отчет Киевской областной государственной администрации о выполнении Программы социально-экономического и культурного развития области на 2010 год. С докладом выступил лично губернатор Анатолий Присяжнюк. Это был традиционный доклад – о достижениях, о планах, и, в общем, о том, как становится лучше жить после прихода к власти нынешней команды.

Пересказывать не будем, остановимся лишь на некоторых нюансах.

Говоря о детях-сиротах, детских домах, приемных семьях и домах семейного типа, губернатор в частности отметил: "…нараховується біля 4 тисяч дітей, які проживають без батьків. Тому нам треба в цьому питанні багато з’ясувати. І я особисто вийду з ініціативою, щоб за кожним депутатом закріпити таку сім’ю, закріпити такий заклад, і щоб ми були і меценатами, і були батьками таких дітей".

Значит ли это, что депутатам действительно поступит разнарядка на меценатство и спонсорство детских домов, приемных семей и детдомов семейного типа? Будет ли каждый депутат обязан заботиться, как минимум, об одном ребенке-сироте?

Интересна и такая цитата из выступления г-на Присяжнюка: "Ми приділяємо велику увагу розвитку Поліського і Іванківського районів. Буквально на наступній неділі ми будемо презентувати один з самих великих проектів, щодо освоєння 50 тисяч гектарів землі, яка не освоювалася більше 20 років".

Значит ли это, что речь идет о землях, выведенных из эксплуатации после аварии на Чернобыльской АЭС? Как с радиацией? Каков предполагается режим их использования сегодня? Чей это будет проект: частный, или его профинансируют из бюджета?

Комментируя выступление губернатора, председатель КОС Александр Качный признался, что за его четвертую каденцию в облсовете нынешнее руководство области – самое результативное: "Нинішня влада – це серйозна потуга – підняти область з 22-го на 10-е місце у рейтингу регіонів України".

А далее, как на мое субъективное мнение, в зале начали происходить дивные, но интересные вещи.

Всего в повестке дня значилось 33 вопроса, по которым депутаты должны были принято решение голосованием. При этом уже с третьего (после доклада Присяжнюка) пункта Александр Качный стал обращаться к залу с вопросом: нужно ли заслушивать докладчика (по каждому пункту в повестке дня был прописан докладчик – наиболее компетентный в данном вопросе специалист), или можно сразу ставить вопрос на голосование?

Зал отвечал согласием. Точнее, большая часть зала (103 мандатов из 148 – у фракции Партии регионов) была согласна голосовать "вслепую", и только "свободовцы" настаивали на том, чтобы заслушивать докладчиков.

Им Александр Качный ответил: дескать, на сессию выносятся полностью подготовленные вопросы. Перед тем они прорабатываются в депутатских комиссиях и рассматриваются на президиуме облсовета. И только после этих "фильтров" предлагаются депутатам в зале для окончательного голосования.

Но "свободовцы" не унимались: "Недостатньо лише почитати ці папери, які нам роздають. Треба побачити людину (докладчика по конкретному вопросу – Ред.), почути її позицію…" - настаивал Святослав Ханенко.

Забегая вперед, скажу: из 33-х вопросов, ну, может, по двум-трем "свободовцы" смолчали. Вероятно, просто не успели отреагировать. В целом же они монотонно, из раза в раз кричали дружное: "Є!" - в ответ на вопрос ведущего: "Чи є потреба заслуховувати доповідь?"

В итоге ни один доклад (кроме Присяжнюка) так и не был заслушан. Случались, правда, недолгие (я бы сказал, спонтанные) обсуждения вопросов об утилизации пестицидов, о запрете курения на территориях местных советов. И еще немного поспорили по вопросу об изменении границ села Зазимье. Просто сессия "споткнулась" о некоторые спорные формулировки, и их обговорили.

Между тем, "свободовцы" не сдавались. От их фракции как бы ситуативным спикером стал депутат Андрей Мохник. Именно он все разы требовал заслушать доклад, или – поставить на голосование вопрос о том, чтобы не исполнять регламент: "Пане голово, вам вартує поставити питання про скасування регламенту сесії як такого. Бо голосування буз доповіді – це порушення регламенту. – Настаивал Мохник – Пане голово, мені здається, що на цій сесії ви перевершили самі себе: поставте питання про скасування регламенту. Проголосують Партія регіонів і ваші сателіти!"

Под эту дуэль "свободовцев" и председателя ОГА в зале периодически раздавались недовольные реплики, преимущественно в адрес "Свободы": "…півроку працюємо, а вони прокинулися!...Ходи на комісію, працюй!...", "Это маразм!...", "Не превращайте в базар!..."

Так, вяло поругиваясь, дошли до последнего в списке вопроса о праздновании 80-летия образования Киевской области. Тут депутат-"свободовец" Андрей Ильенко взял слово. Немного углубился в историю, рассказав о том, чем, по его мнению, руководствовались власти бывшего СССР 80 лет назад, затевая административный передел территорий, в результате чего и была образована Киевская область. "Ми не можемо це святкувати, тому що це фактично булла підготовка дот голодомору" - резюмировал Ильенко.

На этот демарш Качный отреагировал молниеносно. У меня даже возникло ощущение, что он воспользовался "домашней заготовкой", так ладно все прозвучало: "За такою логікою фракція ВО "Свобода" має скласти свої мандати, бо вони обрані по області, яку вони не визнають".

"Ці дешеві репліки вже набридли!..." – донесся в ответ голос Андрея Мохника. В общем-то, на этой оптимистической ноте сессия подошла к концу.

Что же в сухом остатке?

Вопросов больше чем ответов. С самого начала Александр Качный сообщил присутствующим, что на сессию приглашены представители прессы. Я – представитель прессы. Но не могу похвастаться, что так уж сильно обогатился темами для будущих публикаций. Ведь, опять же, голосовали без обсуждения. Озвучивались только названия вопросов, типа "Про внесення змін до Статуту Київського обласного інституту післядипломної освіти педагогічних кадрів", "Про внесення змін до рішення обласної ради від 30.12.2010 № 032-03-VI "Про обласний бюджет Київської області на 2011 рік", "Про передачу вартості виконаних робіт", "Про затвердження Програми правової освіти населення Київської області на 2011-2014 роки", "Про проект Київської обласної комплексної програми "ТУРБОТА" на 2011-2015 роки", "Про закріплення мисливських угідь на території Київської області" и пр. Суть же их было трудно понять без специальной подготовки. А более подробная информация доступна только органам исполнительной власти. И, надо полагать, тем, кто участвует в работе соответствующих отраслевых комиссий Киевского областного совета. Куда прессу не особо приглашают. Круг замыкается. Качественное и полное информирование общественности по-прежнему остается задачей непростой для прессы. Но…

Стоило только приоткрыть один вопрос о расширении границы села Зазимье (да и то, повторюсь, случилось это как будто нечаянно), как я – журналист – "зацепился" за реплику из зала: "Міняємо землі водного фонду -1200 гектарів… 1000 гектарів фактично вкидаються під забудову…!" Услышав такое, ушлый журналист скажет себе: "О-о! Тут можно покопать!"

С другой стороны, можно представить, что было бы, если бы по каждому вопросу действительно выступал докладчик. Да еще и проходило обсуждение. Во-первых, 33 пункта повестки дня за 4 часа работы (а именно столько ушло на голосование в условиях "помех" от ВО "Свобода") сессия никак не "проглотила" бы. Максимум -3-5 вопросов. И не факт, что удалось бы по ним принять положительные решения. Обсуждение часто приводит к забалтыванию проблемы. Это все знают. И велик риск не решить воообще ничего!

Когда же депутаты голосуют фактически вслепую, обеспечивается возможность исполнительной власти оперативно решать важные хозяйственные вопросы – быстрее, без заторов пропускать вперед сложные ситуации. Но, так недолго и скатиться до бесконтрольности чиновников. Мы это уже проходили в СССР, когда раз в полгода депутаты (колхозники, рабочие и прочие проверенные товарищи) в экстазе дружного "Одобрям-с!" покорно поднимали руки за все-все-все. Да и зачем далеко ходить? Можно припомнить недавние киевские дела, когда депутатам также втемную (иногда и вовсе с голоса) вбрасывались вопросы, они голосовали, а теперь вдруг выясняется, что городские земли "ушли" не в те руки. Не хотелось бы повторения подобного.

Что делать? Не знаю! Не в моей компетенции "выписывать рецепты" местному самоуправлению. Но, только я вижу, что и "втемную" с депутатами работать плохо, и "всветлую" не лучше.

P.S. Да, еще одна деталь: уже почти под самый-самый конец сессии, когда речь в очередной раз зашла о роли депутатских комиссий, со стороны президиума прозвучало: "Безумовно, комісії нам потрібні, але, як сьогодні губернатор сказав, вони повинні працювати після 18.00" Возможно, скоро что-то таки случиться с "областным парламентаризмом"? Будет ли это наступлением на депутатские свободы? Вызовет ли оно противостояние? Может ли конфликт спровоцировать раскол во фракции Партии регионов, частью состоящей из работников системы исполнительной власти и хозяйственных руководителей, частью – из лояльных к власти представителей бизнеса? Кто может победить в противостоянии?

P.P.S. А, может, прав Андрей Мохник: изменить регламент, да голосовать себе, не беря в голову суть проблемы? Или, еще более "усовершенствовать" процедуру: голосовать не в отдельности по каждому вопросу, а – списком. Сессия-блиц: зашли, прослушали гимн, зарегистрировались, проголосовали "оптом" всю повестку дня, послушали гимн, разошлись.