Орехов как зеркало украинского футбола
На чемпионате мира 1982 года украинский судья Мирослав Ступар (представляющий, естественно, СССР), обслуживающий матч сборных Франции и Кувейта, при счете 3:1 в пользу французов засчитал очередное взятие ворот кувейтской команды. Однако кувейтцы считали, что гол был забит из офсайда. Спор перерос в конфликт. И президент Федерации футбола Кувейта, а по совместительству – родной брат кувейтского эмира – увел свою команду в раздевалку. Вся эта канитель продолжалась около двадцати минут. В результате Ступар уступил – под давлением кувейтцев он отменил четвертое взятие ворот и возобновил игру. В итоге французы все равно забили четвертый гол. Справедливость, как говорится, восторжествовала. Но наш арбитр решением ФИФА был пожизненно дисквалифицирован как, цитирую, "не постоявший за честь судейского мундира". Позже Ступар объяснял свой поступок тем, что в советском футболе негласно действовала инструкция, по которой судья во что бы то ни стало был обязан довести матч до конца.
С высоты лет этот случай видится уже почти как преданье старины глубокой. Однако второй резонансный случай до сих пор будоражит воображение, продолжая обрастать всевозможными слухами и домыслами. Речь, как вы понимаете, идет о матче группового турнира Лиги чемпионов "Динамо" (Киев) – "Панатинаикос" (Афины), состоявшийся осенью 1995 года в столице Украины. После матча, завершившегося со счетом 1:0 в пользу киевлян, судья поединка испанец Лопес Ньето обвинил руководство киевского клуба в попытке подкупа. Речь шла о 30 тысячах долларов и норковых шубах. Руководство киевского клуба все это отрицало. УЕФА поддержала позицию арбитра. В итоге "Динамо" было исключено из турнира и отстранено от участия в еврокубках на три года. Дисквалификация оказалась непродолжительной – всего на один год. После амнистии руководство киевского клуба обвиняло испанского судью в клевете, в то время как сам арбитр продолжал стоять на своем.
В этой темной истории сейчас сложно найти истину. Однако аргумент Григория Суркиса, на тот момент президента "Динамо", заявившего, что после разбирательств Лопес Ньето был вынужден закончить с арбитражем, не выдерживает и малейшей критики. Испанец благополучно продолжал выполнять свою работу, и в 2000-м (то есть спустя пять лет после так называемого шубного скандала) отсудил финал Кубка УЕФА, а еще через два года работал на чемпионате мира, после чего завершил карьеру по достижению возрастного ценза.
Третий подобный случай по своим непредсказуемым (пока что) последствиям может вообще стать трагедией для национального футбола. Как стало известно из официальных источников, украинскому арбитру Олегу Орехову пожизненно запрещено заниматься любой связанной с футболом деятельностью. Как сказано на сайте УЕФА, "Орехов был признан виновным в нарушении статьи 5 дисциплинарного кодекса УЕФА, в которой говорится о принципах лояльности и честности". Как и подобает в таких случаях, конкретика не разглашается. Поэтому мы можем только догадываться, за что попал в такую немилость один из самых перспективных украинских судей. В этой связи можем только вспомнить, что еще в конце прошлого года Дисциплинарный комитет УЕФА по результатам расследования коррупции в футболе, проведенного немецкой полицией, принял решение наряду с дисквалификацией двух арбитров отстранить на время разбирательств и Орехова. Была надежда, что нашего рефери оправдают, как и болгарского судью Антона Генова, проходящего с Ореховым по похожей обвинительной статье, но увы...
Прискорбно, что украинский футбол получил очередной удар под дых. Причем обидно не только за Орехова, действительно одного из лучших украинских судей, фамилия которого рассматривалась в контексте обслуживания поединков Евро-2012 (причем это была единственная реальная кандидатура от нашей страны!), но и вообще за репутацию всего нашего футбола. Ведь Орехов помимо того, что является известным арбитром, он еще и далеко не последний функционер в Федерации футбола Украины, где занимает посты первого вице-президента Детско-юношеской футбольной лиги и первого заместителя Комитета юношеского футбола.
А если еще учесть возможный международный резонанс после окончательного расследования дела вокруг матча "Металлист" - "Карпаты", действительно становится не по себе. Такая "родословная" нам не добавляет авторитета...
Посему, видится, сегодня нашей футбольной федерации нужно сосредоточиться не на том, дабы при каждом удобном и не очень случае указывать на свою эксклюзивность, а на разрешении насущных проблем, которые уже выросли в ранг национальной катастрофы.