УкраїнськаУКР
русскийРУС

Владимир Высоцкий был наполовину киевлянином

414
Владимир Высоцкий был наполовину киевлянином

Киевская родня Владимира Высоцкого состояла из людей ярких, умевших любить, воевать и учиться

Видео дня

Сегодня день памяти Владимира Вы­соцкого. Его не стало ровно 25 лет на­зад. Художник не должен говорить о том, что его призвание - уловить и ото­бразить: вкус и цвет, суть эпохи. Это подразумевается само собой. Влади­мир Высоцкий всем своим - судьбой и творчеством - спел «железный век» удивительно честно и точно. За это его любили при жизни, а после смерти он поразительно быстро прошел как бы «народную канонизацию».

Те, кому посчастливилось вживую видеть Высоцкого на театральной сцене или концертной площадке, помнят об этом и спустя десятилетия. Среди них - много киевлян. Ведь он систематически приезжал сюда с концертами, в 1971 го­ду участвовал в киевских гастролях Теа­тра на Таганке. Местные поклонники творчества Высоцкого наперечет знают адреса его выступлений: помещение Театра оперетты, где проходили гастроли, разнообразные места проведения кон­цертов - от научных институтов до за­водских клубов и школ. Однако задолго до первого появления Володи в нашем городе Киев оказался связанным с его судьбой. Именно здесь - его корни по отцовской линии.

Дедушка Вольф, который любил актрис и учиться

В 1911 году в Киев приехал посту­пать в Коммерческий институт 22-лет­ний уроженец Бреста, сын мастера-стек­лодува Вольф Шлиомович Высоцкий. Между прочим, в западной Беларуси, неподалеку от Бреста, есть городок Вы­сокое - не оттуда пи фамилия? Вольф поступил на экономическое отделение института, который находился тогда на углу нынешнего бульвара Шевченко и улицы Пирогова (ныне Педагогический университет имени Драгоманова). Проучившись два семестра, он решил посту­пить в армию вольноопределяющимся. Игра стоила свеч: в этом случае ему по­лагался лишь один год действительной службы. Отбыв его в 165-м пехотном Луцком полку (казармы были на Дегтяревской улице) и даже удостоившись юбилейной медали в честь 300-летия дома Романовых, Высоцкий вернулся в институт. В октябре 1917 года он полу-чип диплом и звание кандидата эконо­мических наук второго разряда.

Но этого показалось мало. И Вольф Высоцкий поступил на юридический факультет Киевского университета. За­кончив и его, в 1919-м он поступил еще в Киевский институт народного хозяйст­ва (КИНХ). Вероятно, «теоретические» специальности были в то сложное вре­мя недостаточно востребованы, а нуж­но было содержать семью - мать-старуху (отец умер), жену и двоих сыновей. Поэтому Владимир Семенович Высоц­кий (так переписал свое имя-отчество бывший Вольф Шпиомович) стал сту­дентом коммерческо-технического фа­культета по производственно-промыш­ленному отделению. Он попробовал ор­ганизовать кустарную мастерскую по производству театрального грима, а во время нэпа успешно работал на косме­тическом производстве. Кстати, в этой сфере с ним сотрудничал брат Леон - видный инженер-химик, тоже учивший­ся в Киевском коммерческом институте и КИНХе.

Но и предыдущей квалификации об­ладатель трех высших образований не забывал. Например, в Москве (куда пе­реехал в 1926 году Владимир Высоцкий и где в 1938-м у него родился внук-тез­ка) он со знанием дела исполнял обя­занности юрисконсульта, коммерческо­го директора и т.п. Умер Владимир Се­менович-старший в 1962-м, до конца своих дней сохраняя ясность ума и лю­бовь к жизни.

Бабушка Ирадиада, которая имела пять имен

Еще студентом, в 1915-м, Вольф Вы­соцкий женился. Его избранница роди­лась в семье состоятельного жителя Жи­томира Евсея Бронштейна. Любопытно, что у бабушки Володи Высоцкого по раз­ным документам можно насчитать две даты рождения и целых пять имен! Мет­рическая запись о ее рождении относит­ся к 1891 году, и оформлена она там как Дебора. Но в записи о браке с Вольфом Высоцким она фигурирует как Дора, и год ее рождения каким-то образом пре­вращается в 1893-й. Дальше, ко времени революции, она пышно именуется Ирадиадой. А родственники и друзья чаще всего называли ее Ириной. Вот уже че­тыре имени. Пятое появилось позже.

Получив медицинское образование в акушерско-фельдшерской школе, Дебора-Дора-Ирадиада в конце концов осво­ила специальность, близкую к «бизне­су» мужа, и стала косметологом. Золо­товолосая, живая, остроумная, она была очень яркой женщиной. Знала себе цену и не позволяла собою командовать. Ну а муж ее, надо признать, не считал себя тесно связанным узами супружеской верности. То и дело у него возникали ув­лечения на стороне. Может быть, боль­ше всего законную жену разозлил его роман с Эпыой Арене - популярнейшей в то время в Киеве эстрадной певицей. И хотя в Москву супруги все же переехали вместе, этот брак был обречен. Влади­мир Семенович остался в Москве, где завел новую семью. А Ирадиада Евсеевна вернулась в Киев.

Когда наш город оккупировали нем­цы, она продолжала жить здесь. Это гро­зило ей, еврейке, гибелью. И в 1942-м она оформила церковный брак с Геор­гием Лукичом Семененко, и записалась как православная. С тех пор бывшая До­ра Евсеевна Высоцкая стала Дарьей Алексеевной Семененко. Именно это имя начертано на ее могиле на Байковом кладбище.

До самой своей смерти в 1970-м она жила в коммунальной квартире в ста­ром доме на Ивана Франко, 20. Этот ад­рес хорошо знал Володя Высоцкий - ее первый внук, в котором она души не ча­яла. В каждый свой приезд он не забы­вал посетить бабушку. К слову, Дарья Алексеевна обожала театр, не пропуска­ла ни одной премьеры. И когда Володя, бросив инженерно-строительный инсти­тут, подался в актеры - она как никто другой из родни поняла и поддержала его.

Папа Семен, который был моложе самого себя

Во многих биографиях Владимира Высоцкого можно прочесть, что отец его родился в 1915-м, но это неверно. Дату ему переправили, чтобы раньше от­дать учиться. А в киевской метрической книге сохранилась запись о рождении Семена Высоцкого 18 июня (1 июля) 1916 года.

В это время семья молодых супру­гов Высоцких жила на Бульварно-Кудрявской улице (теперь Воровского), в доме №42. Это невысокое старенькое строение сохранилось до сих пор ря­дом с площадью Победы. Правда, в квартале, где стоит дом, ведется мас­штабная реконструкция, и нет уверен­ности, что в дальнейшем он уцелеет. Конечно, отец Владимира Высоцкого -это не сам прославленный певец, поэт и артист, поэтому вроде бы нет основа­ний сохранять здание на Воровского, 42, где родился Семен Владимирович, как памятник истории. Но... разве не стоит все же позаботиться о сохранно­сти такой своеобразной реликвии, за­фиксировавшей «киевский исток» од­ного из самых ярких героев истекшего столетия?

Семен Высоцкий учился в киевских школах- сначала на Воровского, 24, по­том на Ирининской, 4. Переехав с от­цом в Москву, окончил политехникум связи, получил офицерское звание. Женился - и вместе с Ниной Максимов­ной Высоцкой начал растить первенца. А в 1941-м был мобилизован и прошел всю войну с многочисленными боевы­ми наградами, встретив победу в Праге. Только в 1945-м опять увидел своего сына Володю, которого оставил трех­летним малышом, - и подарил ему свои майорские погоны. «Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я...»

Так вышло, что отец и мать Володи, подобно дедушке и бабушке, разошлись. Их сын жил в семье отца (который по службе переезжал из города в город) и его новой жены Евгении Степановны; некоторое время Семен Владимирович служил в штабе Киевского военного ок­руга, и в те годы - в начале 50-х - Воло­дя впервые посетил Киев...

Дядя Алексей, который рассказал племяннику о войне

Бывало, что Высоцкий приезжал и к своему дяде Алексею. Второй сын Влади­мира Высоцкого-старшего, как и старший брат Семен, родился в Киеве. После раз­вода родителей Алексей жил то в Москве, то в Киеве. Был бесшабашным хлопцем, увлекался боксом. Он стал офицером-ар­тиллеристом, геройски воевал, командо­вал дивизионом, войну закончил началь­ником штаба гаубичной бригады. Но карь­еры так и не сделал. Прежде всего потому, что обладал честью и достоинством. Когда увидел, что некий чинуша «подбивает кли­нья» к его красавице-жене Александре -сказал ему перед строем все, что о нем думал. И вскоре был уволен... После этого Алексей Владимирович проявил себя не­заурядным мастером военного очерка, работал и в документальном кино.

Его племянник очень любил «дядю Ле­шу», дружил с его детьми, охотно слушал яркие дядины рассказы о пережитом на фронте. Исследователи творчества Влади­мира Высоцкого признают: в его знамени­тых военных песнях непосредственно от­разились сюжетные коллизии, подсказан­ные в свое время братьями-офицерами -отцом и дядей - Семеном и Алексеем Вы­соцкими.

Нет уже в живых ни отца, ни «дяди Ле­ши». Но память о «киевской ветви» рода не угасает. Недавно двоюродная сестра Владимира Высоцкого - Ирэна Алексеев­на Высоцкая - опубликовала в Москве книгу своих воспоминаний, подкреплен­ных документами, под названием «Мой брат - Высоцкий».

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, «Газета по-киевски»