Быть родителями страшно, очень страшно. Большинство матерей живут в состоянии перманентного беспокойства за своих детей.
В последнее время все больший иррациональный материнский страх вызывают… уроки физкультуры. Частые случаи внезапной детской смерти особенно трагичны из-за своей непредсказуемости.
2008 год, когда на уроках физкультуры в Украине умерли семь школьников, не на шутку испугал даже Министерство образования, не то что общественность. Пришлось убрать из программы физической подготовки кроссы и снизить нормативы. Ужасных, нелепых смертей стало меньше, но они не прекратились. В прошлом учебном году в Киеве во время бега умерла 7-классница Маша Щуренко. Как оказалось, девочка была больна пневмонией, это и было причиной смерти. Совсем недавно, 15 сентября, в Луганской области на следующий день после своего 17-летия погиб Дмитрий Пешков. На перемене он подтягивался на турнике, сорвался и умер от перелома шейных позвонков. За последние пять лет на уроках физкультуры погибло 13 школьников. Во всех случаях, за исключением последнего, речь идет о патологиях, которые проявились таким неожиданным и страшным образом. Поиск виновных – занятие увлекательное, но намного конструктивнее подумать о том, как избежать таких трагедий.
Несомненно, человечество дорого платит за блага цивилизации. Прервавшиеся от незначительных физических нагрузок детские жизни – одна из многих жертв, принесенные техническому прогрессу. С тем, что современные дети очень ослаблены - согласны все. Но когда заходит речь о том, что с этим делать - мнения разнятся. Большинство родителей вместо того, чтобы ратовать за занятия спортом, укрепление организма, наоборот всячески стремятся оградить детей от опасной, по их мнению, двигательной активности. Справедливости ради отметим, что не все родители разделяют эту позицию, многие серьезно занимаются физическим развитием детей. Вот у них как раз урок физкультуры панику не вызывает.
Стало грустно и страшно, когда я пообщалась с мамами об уроках физкультуры.
Елена, мать двух дочерей (13 и 7 лет):
- Зачем только эта физкультура нужна? И, вообще, столько случаев страшных. У Саши (старшая) после вчерашнего урока все болит. Сказала учителю, что устала, а он все равно пресс качать заставил.
Невольно вспомнились школьные годы. Как все старались «сачконуть физру», а если не получалось убедить учителя в остром приступе плоскостопия или какой еще неведомой болезни, то просто пережидали пробежку за школой с сигаретой в зубах. Если «сачка» обнаруживали, то он (она) тут же театрально вздыхал, подносил руку к груди и говорил, что очень устал. Если бы учитель велся на все рассказы об усталости, страшных болезнях и «нельзя», то большая часть класса сидела бы на лавочке или курила в подворотне. Это лучше, чем сердечный приступ на уроке, но тоже не выход.
Еще одна мама добавляет:
- А я своему справку купила, чтобы освобождение дали. У него здоровье слабое, не хочу, чтобы напрягался.
- Так почему «купили»? Если здоровье слабое, то и так должны дать, – спрашиваю.
- Что с этими врачами разговаривать, у них как, нет явных пороков – нет справки. А я же знаю, что ему тяжело.
Я знакома с этой мамой не понаслышке и понимаю, почему ребенку тяжело. Все годы, проведенные на детской площадке, он только и слышал: «Артем, не бегай - простудишься!», «Не лезь на горку, упадешь!» и т. д. Артем, соответственно, не бегал, боялся упасть и с рождения знал, что безопаснее всего сидеть на одном месте.
Мамы, в принципе, соглашаются, что спорт – это полезно. Только, когда доходит до дела, то оказывается, что заниматься им вредно. Они убеждены, что нагрузки на уроке очень высокие для их ослабленных детей. Только почему-то они не детей хотят укрепить и подтянуть, а опустить общую планку.
Обратилась за комментариями к своему сыну, ученику 2 класса:
- Тебе физкультура нравится? Как проходит урок?
- Да, нравится. Мы делаем упражнения и играем в выбивного или футбол. (Дальше длинный рассказ о том, каким хорошим вратарем он был. – Авт.). Я вообще обожаю нашего лысого учителя за то, что мы играем в футбол!
- Тебе не тяжело на уроках?
- Нет.
- А другим?
- Вроде, нет. Только девочкам не нравится отжиматься.
Учитель физкультуры одной из киевских гимназий в Печерском районе просил не называть его имени, «а то еще коллеги и начальство обидятся»:
- Очень плохо, что у нас физкультуру считают второстепенным предметом, изгоем. Ведь это же здоровье. А после этих смертей еще хуже стало. Собрания всякие, говорят, что нужно снизить нагрузки, дети сейчас слабее, не требовать от их ничего. Многие физкультуру даже не воспринимают как урок и считают, что можно не ходить. Я оценки всем нормальные ставлю, но так не должно быть. Вот представьте, что подходит ученик к учителю математики и говорит, что способностей у него нет, для института ему математика не нужна, учить ее он не хочет, а оценку поставьте. Никто не поймет. А все учителя и администрация считают, что я должен ставить. А если от детей ничего не требовать, то они с каждым годом будут все слабее. Чтобы заниматься самому, нужна целеустремленность и мотивация, это не у многих. Кто учил бы математику, если бы учитель не требовал?
- Так, может, дело в том, что требования завышенные? Многие их могут выполнить?
- Нормативы уже снизили, да и мы их жостко не придерживаемся, система оценивания очень гибкая. Нормативы кажутся тяжелыми, если сидеть на лавочке целый год. Если мальчик не может отжаться 30 раз, а только 10, - то нужно отжиматься каждый день, добавляя по 1 разу. И никакого вреда здоровью не будет, а только польза. Пробежать 1000-1500 м тоже несложно, если каждое утро делать несколько кругов вокруг дома. Опять же, домашние задания по другим предметам в порядке вещей. А если ребенок себя плохо чувствует, то, конечно, я не буду от него требовать рекордов. Согласен, разные учителя бывают. Ну, так это лично к ним и претензии, а не к предмету.
Известный педиатр, автор нескольких пособий для родителей Евгений Комаровский считает, что физкультура намного важнее всех остальных уроков. Он убежден, что ребенок должен заниматься спортом минимум 1,5 часа каждый день, а не пару раз в неделю. Но Комаровский выступает против нормативов на уроках, они должны проходить в форме подвижных игр.
«Когда есть норма, а если ты ее не сделал, то ты плохой – это абсолютно не верно. Мы должны понимать, для чего ребенок ходит на урок физкультуры: чтобы работало сердце, сосуды, чтобы ребенок бегал, прыгал, чтобы была соответствующая нагрузка на суставы и т. д.».
В контексте несчастных случаев на уроках доктор советует перед школой сделать ЭКГ и повторять каждые 2-3 года.
«В настоящее время мы имеем страшную проблему — резкое, катастрофическое ограничение двигательной активности детей. Телевизор, компьютер, развивающие игры — надо много здоровья, чтоб сохранить здоровье в таких условиях. Нетренированный организм, нарушение нервно-рефлекторной регуляции сердца, внезапные расстройства сердечной деятельности под действие физических нагрузок… Но это мало кого интересует. У нас создаются комиссии выясняющие, кто кому что продал и почем (оружие, газ), мы всей страной обсуждаем, кому нужнее самолет (президенту или премьеру), мы, всей страной выпучив глаза, спорим — когда один министр наступил на ногу одному меру — он это специально сделал или нечаянно… А дети и физкультура это неинтересно».