УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Истребители собак, или Современный зоофашизм по-киевски

Истребители собак, или Современный зоофашизм по-киевски

Стерилизовать бездомную собаку в шесть раз дешевле, чем убить. Но в Киеве до сих пор выбирают более дорогой и более жестокий способ решения проблемы.

Видео дня

В столице процветает пришедшее из России движение догхантеров – людей, которые свое призвание видят в убийствах бездомных собак. Они возводят жестокие убийства чуть ли не в ранг добродетели, аппелируя к тому, что собаки опасны для людей и являются разносчиками опасных болезней.

Почему столичные догхантеры не боятся ответственности за свое жестокое поведение с животными, а милиция закрывает глаза на подобные преступления, разбирался "Обозреватель. Кияни".

Убийства, которые допускает закон

"Мы подсчитали: стерилизация одной собаки стоит около 20 евро. Это не дорого. А вот убить – в районе 120. Это если учесть транспортировку, топливо… Вопрос гуманности такого решения вообще не стоит", - говорит Амир Халил, директор международной неправительственной зоозащитной организации "Four Paws" в Украине.

К тому же, по словам Халила, убийство только временно решает проблему с бродячими собаками. "На место истребленной стаи приходит новая. Вместо одной сильной убитой особи – появляются несколько новых", - говорит директор "Four Paws".

Но ни антигуманность, ни бесполезность убийств не смущают столичных догхантеров, особенно тех, которые открыто кичатся своей деятельностью. "Они показывают эту жестокость на своих сайтах – как убивают, сдирают живьем шкуры с животных. Они с ними стоят на фотографиях", - возмущается известная зоозащитница Тамара Тарнавская.

По ее мнению, украинский закон, который за такой садизм предусматривает только незначительные штрафы (от 50 необлагаемых минимумов - 850 грн. – ред.), далек от совершенства. Правда, за особую жестокость по отношению к животным по закону догхантерам может грозить 3-6 лет тюремного заключения. За пропаганду – от 4 лет. Но эти наказания пока остаются просто строчками на бумаге. В США, например, жестокое обращение с животными приравнивается к особо тяжким преступлениям.

"Нам удалось привлечь к ответственности одного из догхантеров – Алексея Ведулу. Был суд. Ему дали 4 года тюрьмы. Но если бы кто-то знал, какими усилиями была достигнута эта победа. Куда мы только не обращались… Его соратника Полибина за размещение в интернете фотографий и видео жестоких убийств собак также наказали – правда, условно. Вот так на деле реализовывается положение о недопустимости пропаганды жестокости", - констатирует Тарнавская.

С ней солидарен и представитель европейских зоозащитников Амир Халил, который призывает украинцев обратить внимание на то, что в стране продолжают происходить убийства животных - вопреки всем постановлениям исполнительной власти и законодательным инициативам, включая Закон Украины "О жестоком обращении с животными".

Догхантерство – развлечение для "мажоров"

Как правило, догхантеры, которые хвастаются в интернете своими победами, выставляя шокирующие фотографии и видео убийств, не афишируют своих настоящих имен и пользуются никами. "Они осознают, что совершают зло - ведь работают по ночам, скрывают свои лица. Хотелось бы обратиться к ним: если вы убеждены, что ваш путь единственно верный, не прячьте лиц", - говорит директор "Four Paws".

Но на самом деле в Киеве действуют и такие догхантеры, которые не боятся в открытую говорить о своем жестоком "увлечении". Например, киевлянин Алексей Святогор часто рассказывает о своем хобби на телеканалах и в других СМИ. Свою деятельность догхантер оправдывает тем, что закон о жестоком обращении с животными якобы позволяет убивать животных – только безболезненно.

"Он не скрывается - все знают его. Это Алексей Святогор, адвокат, главный догхантер. В начале мая я пересеклась с ним на программе "Адреналин" у Шустера. В эфире он открыто призывал к уничтожению животных и говорил о том, что они гордятся, что они – "санитары города", - возмущается Тарнавская.

Зоозащитница негодует по поводу Святогора: "Все дело в том, что его нельзя трогать. Потому что у него отец занимает высокое положение. Одни говорят, что в Верховном суде, другие - в Совете юстиции".

По словам Михаила Томахина, руководителя Департамента охраны природных ресурсов и экосети Министерства экологии, на таких, как Святогор, управы фактически нет. "Если дело касается обычных догхантеров – милицию можно как-то заставить, чтобы они действовали. Потому что они отчитываются, что мы там оштрафовали того и того. Конечно, это копейки – так уж предусмотрено нашим законодательством. А тут… касаемо таких влиятельных людей – им больше антипиар страшен", - разводит руками Томахин.

В свою очередь Тарнавская добавляет, что "вешать" на себя еще и убийства собак милиция просто не хочет. По ее словам, большинство фактов убийств бесприютных животных так и остаются без реакции правоохранителей – даже когда зоозащитники предоставляют доказательства. Часто милиционеры закрывают на это глаза, ссылаясь на то, что "состав преступления не выявлен".

Сегодня собаки, а завтра люди?

Хотя в вопросах защиты прав животных Тарнавская как представитель зоозащитников, и Томахин как представитель власти часто оказываются по разные стороны баррикад – относительно опасности догхантеров они солидарны. "Сейчас мы говорим, догхантеры – охотники на животных. А если завтра в поисках адреналина они переквалифицируются в охотников на людей, детей? На тех, кто не нравится? Это же опасные люди в обществе", - отмечает зоозащитница. "Садизм есть садизм во всех его проявлениях. Если он начинает с животного – как правило, заканчивает человеком", - считает чиновник из Минэкологии.

Психологи же убеждены – жестокие убийства животных свидетельствуют о подсознательной склонности человека к суициду. "Любое убийство – грех. Некоторые религиозные течения Индии базируются на том, что даже убивая муху или комара человек меняет мир к худшему. С точки зрения психологии тяга к убийствам животных свидетельствует о внутреннем состоянии смерти, желанию умереть. Такой человек предрасположен к самоубийству, членовредительству по отношению к себе", - говорит киевский психолог Светлана Мисюрова.

По ее словам, для догхантеров грань между убийством собаки – очень разумного существа, близкого к человеку, и самим человеком постепенно стирается. "Поэтому – да, такие люди являются потенциальными убийцами людей", - утверждает психолог.