Просто баба принцесса Диана
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
28 ноября в украинский прокат выходит биографическая мелодрама "Диана: История любви" - история о самой известной в мире женщине и едва ли не худший байопик в истории кино. И если бы не имя Дианы Спенсер, принцессы Уэльской, эта картина смогла бы увлечь разве что бабушек, обсуждающих на лавочках "Татьянин день" и "Обручальное кольцо", но даже им не хватило бы страстей.
Немецкий режиссер Оливер Хиршбигель (сразу хочется отметить, что провал не на его совести, а всецело "заслуга" сценаристов) использует распространенный прием и начинает рассказ с конца, со дня смерти. Диана в сопровождении охраны и любовника Доди аль-Файеда шагает по узорчатому ковру дорогого отеля. В спальне остался телефон, она очень ждала звонка. Посреди длинного коридора Диана останавливается и на секунду полуоборачивается (наверное, ей кажется, что звонит телефон… или он и вправду звонит), но затем твердо и решительно направляется к выходу. Садится в лифт. 31 августа 1997 года. Зазвонил или нет, зритель узнает только в финале.
Собственно, все, происходящее на экране после, посвящено этому одному звонку и тому человеку, который находился (или должен был находиться в надеждах Дианы) на другом конце провода (каждый раз занятно, как предметы, в частности провода, исчезают, а фразы остаются). Да и сама Диана предстает перед зрителем женщиной в ожидании звонка, и больше никем. Намерение сценаристов понятно: авторы хотели показать принцессу обычной бабой, такой же, как все. Наверняка каждой из нас знакомо это нервное ожидание, когда сидишь и колдуешь над телефоном, прожигая дисплей психопатическим взглядом. И этот момент вполне мог стать деталью, сроднившей героиню с миллионами зрительниц, но только деталью, а не целой историей.
"Диана: История любви" уже одним только названием напоминает другой плохой байопик – о Стиве Джобсе. Во-первых, точно так же, как простое и лаконичное "Джобс" превратилось в российском и украинском прокате в претенциозное "Джобс: Империя соблазна", краткое "Диана" обзавелось "Историей любви". Во-вторых, "Джобс" и "Диана" - два показательных, практически хрестоматийных примера того, как не нужно снимать биографии. Противопоказано делать из главного героя малоприятного типа и рассказывать историю реального человека кинематографическими шаблонами, как в случае с Джобсом. И нельзя вырывать из жизни фрагмент, никоим образом не отражающий суть человека, как в случае с Дианой.
Отчасти "Диана" также перекликается с "Железной леди" - байопиком Маргарет Тэтчер. Обе картины предлагают зрителю визуально убедительные образы: магически преображающий и в то же время естественный (не маску Высоцкого) грим; хорошую актерскую игру со знанием мимики, движений, привычек и интонаций. И обе же картины акцентируются не на том. Как не хотелось нам видеть Тэтчер обезумевшей старухой с галлюцинациями, так и не хочется видеть Диану унижающейся перед заурядным, нерешительным и явно недостойным ее человеком (таким, по крайней мере, объект любви принцессы предстает в фильме).
Как уже было сказано, если бы не имя Дианы, смотреть в фильме и вовсе было бы не на что. Весь сюжет – банальная сентиментальная история: знакомство; симпатия; первое неловкое и стеснительное свидание с некоторыми казусами; стандартная романтика с прогулками по берегу океана, догонялками, брызгами и смехом; проблема; ссора; примирение; снова ссора и т. д. Финальная точка ставится либо на примирении, если планируется хэппи-энд, либо на окончательной и бесповоротной ссоре, если планируется драма. А поскольку в данном случае печальный итог всем известен, история готова от "а" до "я".
Неизвестно, какое место в реальной жизни Дианы занимал пакистанский кардиохирург Хаснат Хан (был ли он действительно любовью всей ее жизни или просто увлечением), однако после выхода фильма настоящий Хаснат (которому сейчас 54 года) выступил с резкой критикой байопика (и тут с ним не поспоришь) и назвал увиденное сплошным домыслом и сплетнями. Впрочем, ничего плохого в домысле нет, фильм-то перед нами не документальный. Только если уж домысливать, то домысливать так, чтобы было интересно.
Читайте:Любовник принцессы Дианы возмущен фильмом о ней
С другой стороны, режиссер, кажется, сам не верит в "Историю любви". Не зря Хиршбигель не включает в ленту ни одного кадра документальной хроники. Он будто намеренно отдаляется от реальности и негласно позиционирует свой байопик как выдуманную историю невыдуманного человека. Он вообще снимает комедию! Многие сценки (именно сценки, не сцены) выглядят как зарисовки из какого-нибудь ситкома (например, первое свидание героев в королевском дворце и диалог про гамбургер), причем кажется, что вот-вот раздастся закадровый зрительский смех. Другие и вовсе напоминают пародию (променад в парике, сопровождающийся заигрывающим присвистом обалдевших "от такой красоты" прохожих).
Желание авторов показать Диану слабой, влюбленной, искренней, по-детски непосредственной и обыкновенной, к сожалению, вылилось в сопливый и скучный образ, который совершенно не хочется связывать с настоящей принцессой. И несмотря на старания Наоми Уоттс (по слухам, решившейся ради роли на временный паралич половины лица), ее Диана фальшивит так же, как фальшивит сама история. И тут уже возникают придирки, которые при других обстоятельствах никогда бы не стали весомыми: она слишком красивая как для Дианы (обаятельной, но далекой от канонов, угловатой и грубоватой), она слишком низкого роста, поэтому глупо выглядит, когда сутулится (у Наоми – 1.64, у Дианы рост был 1.78, из-за чего и развилась сутулость).
Читайте:Наоми Уоттс решилась на парализацию лица ради роли принцессы Дианы
"Диана: История любви" - картина из двух составляющих. Первая – "мыло" о неравной любви: она – знаменитость, круглосуточно находящаяся под прицелом фотокамер, он – замкнутый и скромный врач, не перечащий маме. Вторая – набор театрализованных снимков: вот Диана с ребенком-калекой, вот на яхте с любовником, а вот, как та самая обычная баба, ревет в подранных колготках на лавке.
Конечно, из байопика о Диане хотелось бы узнать совсем о другом: о ее мучительных отношениях с Чарльзом, которого она искренне любила, и многолетних страданиях и унижениях; об отношениях с королевой; о том пути, который пришлось пройти, чтобы наконец публично заявить об измене мужа... Но кинематографистам абы про сад любви…
Смотрите все! Цените лучшее!