Озвученный им персонаж "Острова сокровищ" капитан Смоллетт стал в свое время бесспорным любимцем юных зрителей, а юмористическое "Шоу довгоносиків" - настоящим прорывом на отечественном телевидении. Виктор Андриенко известен украинцам рядом комедийных ролей и проектов, однако в жизни актер отличается крайней серьезностью и аскетичными чертами характера.
Во второй части интервью "Обозревателю" артист подискутировал на злободневные темы, рассказав о своем отношении к языковым квотам и запрету российского медиапродукта в Украине. Объяснил, почему, имея за плечами порядка 100 ролей и колоссальный опыт так и не получил звание заслуженного артиста, а также почему считает Украину "страной с огромным потенциалом".
С первой частью интервью можно ознакомиться по ссылке.
- Что думаете о языковых квотах на украинском телевидении?
- Друзья мои, для того, чтобы привить культуру детям - ее нужно внедрять аккуратно. Нельзя перевирать, нельзя перегибать, понимаете?
Я считаю, что тот украинский язык, который был раньше, которому учили в театральном институте меня, Василия Бендаса, того же Богдана Бенюка (ведь мы тогда пришли в институт с запорожским суржиком, как я, или с акцентом Ивано-Франковщины (смеется)) – был самым правильным, настоящим и красивым. Преподаватели сценической речи и актерского мастерства давали общий украинский язык. У нас не было "штрикавок", "дрібноживцезнавців"...
Возьмите сочинения Марко Вовчок, Леси Украинки - мы говорили именно этим языком. Почитайте, там нет сегодняшних странных слов. Поймите, если люди так говорят в каком-то из сел, это не значит, что это слово должно быть приемлемо для всей Украины.
Давайте читать произведения литературных мастеров прошлого и учить язык, на котором писал тот же Панас Мирный и которым говорил Грушевский. А если мы будем внедрять сейчас эти слова… "Штрикавка", ну что это за слово? Не понимаю. А "наживо"? Всегда был "прямий ефір" – это телевизионный термин, определяющий формат.
Мой учитель всегда говорил: "аби чудніше". Фильмы мы иногда снимаем "аби чудніше", и в парламенте "аби чудніше" выступаем.
- Ваш фирменный суржик "довгоносиків" был просто фишкой программы?
- Суржик был только в начале, после института. Мне пришлось 10 лет работать на русском языке, я стал путаться, забывать слова, так суржик и появился в шоу. Но в последних программах уже говорил на украинском, потому что более лиричного и юмористического языка не знаю. Послушайте как потрясающе переозвучивают на украинский язык американские мультфильмы, например те же "Тачки" или сериал "Альф".
- Стоит упомянуть интересный факт, что этот самый суржик сыграл с вами злую шутку, не так ли? На праздновании своего 60-летия режиссер Роман Балаян попросил вас вести вечер именно на фирменном суржике. И тогда вас в очередной раз укорили в незнании языка.
- Нет, тогда мне просто не дали заслуженного артиста Украины. Сказал об этом тогдашний министр культуры (Богдан Ступка, 2001 год - ред.). Все проголосовали "за", а он и еще какой-то писатель из Львова решили в связи с тем, что Андриенко не знает украинского языка, не давать ему заслуженного. Два голоса против остальных. И это я заслужил тем, что они оказались на вечере Романа Балаяна. В зале присутствовали актеры и гости из Украины и России, поэтому Роман Гургенович попросил говорить на всем понятном суржике. Вот и выполнил волю виновника торжества.
Читайте:
Украинский фильм получил одну из главных наград в Карловых Варах: критики в восторге
- Как вообще относитесь к этим званиям? "Заслуженный", "народный"?
- В "Шоу Довгоносиків" мой персонаж говорил: "Не народився той народ, що мене заслужив!" (смеется). Как-то во Львове мне сделали замечание: "Вікторе, ви мабуть погано знаєте українську мову?!". Ответил им: "Я краще знаю українську мову, ніж народні артисти України - Басков та Кіркоров!"
- Раз затронули тему ограничений, что думаете о запрете российского продукта в Украине: кино, артисты…
- Снова-таки, как и в любом деле, нельзя перегибать палку. Нашли повод запретить "Иронию судьбы", но ведь это наша история. "Гараж" - вообще считался антисоветским фильмом, одна только фраза Буркова: "Я за машину Родину продал" чего стоит. "Осенний марафон" фильм что, плохой? Вы чего? Это история кинематографии, которую не надо забывать.
- Все эти события как-нибудь отразились на отношениях с вашими российскими коллегами?
- Ну, в чем они отразились? В том, что я туда не еду, они сюда не ездят. А так они звонят, и я им звоню, общаемся. Но со мной никто не ругается, никто, слава Богу, не лечит, как мне нужно здесь перестроить жизнь и общество. Они понимают, что это бессмысленно, у меня есть выбор, и я сам решаю. Недавно я им сказал одну фразу: "Время - лучший доктор". Что здесь поделаешь, придется с этим жить.
Читайте:
"Мягкая сила": Украине предлагают срочно запретить мультфильм "Маша и Медведь"
- В одном из ваших шоу запомнился эпизод, в котором вы заметили: "Іноді так тепло на душі, особливо коли у сусіда хата горить". Сегодня действительно много говорят о том, что меняется страна, люди, менталитет. Вы замечаете это? Уходим ли мы от того образа украинцев из вашей передачи?
- Меняется молодежь. Как китаец, знаете, он либо улыбается, либо ненавидит. Так у нас и молодежь сейчас либо разумная, интересная и думает о перспективе, либо на многих можно сразу поставить крест. Еще больше я был удивлен, насколько у нас интересные, умные дети и сколько в них желания что-то сделать в нашей стране. Да, существует жадность, воровство, коррупция, но поймите, нет в гробу карманов.
Надо менять психологию, менять себя. К сожалению, многие не понимают этого, они хотят жить по-старому. Ну хорошо, "наколядували" они сейчас кучу денег, но ведь это не принесет им радости, поверьте. Надеюсь, все поменяется.
- То есть верите в то, что Украина - страна с большим потенциалом?
- Страна с огромным будущим, но это все почувствуют не сегодня. Сейчас просто очень сложно, много людей на фронте и многие об этом забывают. Очень не хочется, чтобы этих ребят, которые там сейчас на передовой, постигла судьба бывших афганцев.
- Если бы у вас была возможность задать вопрос украинцам, что бы спросили?
- Я бы спросил: "А вы думали о том, где бы вы хотели быть похоронены?". Вот задайте этот вопрос каждому. Не все ответят "рядом с родителями", а вот это и есть патриотизм, понимаете? Вот вы думали, где хотите завершить свой жизненный путь? В Америке, Англии или рядом с предками под Винницей? Дело в том, что никто ведь не задумывается об этом.