Закон о рынке древесины в Украине: эксперты устроили острую дискуссию
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Острая и разногласная дискуссия по поводу проекта закона "О рынке лесоматериалов (древесины)" состоялась 17 сентября 2019 на круглом столе "Перспективы развития специальности "Деревообработка и мебельные технологии", который изначально организовывали профильные кафедры Национального университета биоресурсов и природопользования (здесь он и состоялся) и львовского Национального лесотехнического университета. Состояние и проблемы подготовки кадров для отечественных деревообрабатывающей и мебельной отраслей и проблемы, которые накопились непосредственно в лесотехническом хозяйстве страны и значительно тормозят его развитие, в общем-то взаимообусловлены - решили в Обществе лесоводов Украины и подключились к подготовке образовательного круглого стола, не только дополнив его повестку обсуждением проекта закона, в котором остро нуждается отрасль, но и существенно расширив аудиторию мероприятия.
Дискуссионным оказалось уже само название закона: как правильнее "О рынке древесины" или "О рынке лесоматериалов"? В этом нет ничего удивительного, если учесть, что по стране в свободном доступе "гуляет" не менее четырех вариантов этого противоречивого законопроекта.
Впрочем, название закона не самое существенное, что вызывает бурные разногласия при обсуждениях его проекта. Судя по довольно сумбурной дискуссии, что состоялась по инициативе Общества лесоводов Украины, есть несколько вопросов, которые вызывают или острые разногласия, или категорическое неприятие того, что предлагает законопроект. Первое: должны ли лесхозы сами у себя покупать для своих перерабатывающих нужд ими же заготовленную древесину? "Должны! – твердят деревообработчики. – Причем по той же цене, что и мы. Все переработчики древесины в стране должны быть в равных условиях". Естественно, лесхозы против. Второе: лесхозы против существующего моратория на экспорт древесины, даже дров. Третье: деревопереработчиков, деревообработчиков и мебельщиков не устраивают квартальные аукционы по продаже древесины в нынешнем их функционировании – в частности, что касается формирования стартовых цен, а главное - невозможности покупать древесину по долгосрочным договорам.
Поскольку все эти проблемы остаются в стране нерешенными, этим встревожены и мебельщики: отечественная древесина дорожает, а то и ощущается её нехватка. Это обстоятельство не могло оставить равнодушным и Украинскую ассоциацию мебельщиков. На недавно состоявшимся под эгидой УАМ вебинаре вопрос был поставлен, что называться, ребром: если сегодня в стране есть проблемы с древесиной, то что будет через пять лет? Все будет "окей", заверяли эксперты и авторитеты отрасли: лесоресурсов в стране предостаточно, надо только избавиться от тех барьеров и предрассудков, которые мешают лесному хозяйству Украины успешно развиваться. "И тут возникает множество опасений, поскольку в Верховной Раде Украины зарегистрировано два законопроекта о введении 10-летнего моратория на вырубку леса, что совершенно противоречит мировой практике развитых стран развития рынков древесины, например, Германии или Польши, - говорит Оксана Донская, Член Ревизионной Комиссии УАМ, соучредитель МебельОК. - Проекты же законов о рынке древесины позволяют прочесть между строк, что к цивилизованному способу регулирования отношений таким нормативно-правовым актом мы не приблизимся, когда пытаемся внедрить электронное декларирование лесохозяйствами и деревообработчиками, а штрафы за нарушение порядка декларирования ставим на уровне цены коньяка. Или выводим на публичные аукционы торговлю древесиной, но совершенно уходим от контроля цен и лимитов для розничного покупателя, под которым сегодня кроется хорошая доля чёрного рынка".
Пока что участники рабочих групп по разработке проекта закона о рынке древесины настроены весьма категорично, защищая интересы своего бизнеса, но не отрасли в целом. Не хотелось бы, чтобы законопроект о рынке для деревообрабатывающей отрасли застрял в стадии разработки в то время, как примут законы, которые оставят отрасль без предмета обработки - без древесины.