Украинцев лишили тысяч рабочих мест, а госбюджет - миллиардов: чем грозит вето Порошенко
Президент Украины Петр Порошенко наложил вето на закон лидера Радикальной партии Олега Ляшко, который дал бы украинцам тысячи рабочих мест, а государственному бюджету - миллиарды гривен. Речь идет о криминализации контрабанды леса-кругляка.
Более того, глава государства, пошел не только против отрасли и нескольких сотен тысяч украинцев, а и против премьер-министра Владимира Гройсмана, объявившего войну контрабанде.
Одна из основных причин вето Порошенко - статья о 8-летнем моратории на экспорт топливной древесины из Украины в Европейский Союз. Именно она и стала камнем преткновения для Администрации президента. Хотя цифры говорят сами за себя - мораторий эффективен.
Теоретически у Верховной Рады есть возможность преодолеть вето гаранта - найти 300 голосов в поддержку законопроекта. Для парламента это должно стать делом чести. Подробнее - разбирался OBOZREVATEL.
Почему нужно сажать за контрабанду
Только за год работы моратория на вывоз леса-кругляка капитальные инвестиции выросли вдвое. Несырьевой экспорт увеличился на 4 млрд грн. В Украине созданы десятки новых предприятий, а значит - несколько сотен тысяч рабочих мест. Зарплаты в отрасли растут. Не говоря уже о пользе для экологии и многострадальных Карпат.
Но остается главная проблема - лес-кругляк вывозят в Европу под видом дров. В сети масса фото и видео эшелонов древесины, проходящих границу. Если закрыть схему вывоза леса, экономический и экологический эффект моратория мог бы стать в разы большим. Для этого и нужна криминализация контрабанды.
Принятый Радой законопроект вносил несколько важных изменений в Уголовный и Административный кодексы Украины в части ужесточения ответственности за нелегальный вывоз стратегического сырья.
Как ранее уже писал OBOZREVATEL, проект закона устанавливает тюремный срок за контрабанду древесины за границу. На данный же момент за подобное правонарушение можно отделаться лишь штрафом. А в законопроекте Ляшко указано, что в зависимости от степени тяжести нарушения, преступник может получить до 10 лет лишения свободы.
Кроме того, дополнение к основной части закона предусматривает введение 8-летнего моратория на экспорт за границу украинской топливной древесины. Также законопроект ограничивает использование необработанных деревоматериалов на внутреннем рынке до 25 млн кубометров в год.
Учитывая объемы контрабанды, а по словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, в прошлом году они составили 70 миллиардов грн, законопроект мог реально изменить ситуацию в лучшую сторону. Но президент решил иначе.
Почему Порошенко наложил вето?
Не то чтобы решение президента стало сюрпризом. Еще в середине прошлой недели один из авторов инициативы, нардеп от Радикальной партии Виктор Галасюк высказал опасение, что Порошенко может не подписать закон. Причина - люди, связанные с контрабандой леса, уже вышли на Администрацию Президента с предложением повременить с принятием закона.
Читайте: Схемы не вернутся: Гройсман рассказал о результатах борьбы с контрабандой в Украине
И вот опасения нардепа подтвердились. По его словам, команда президента прикрывается пунктом в Соглашении об ассоциации Украины в Европейский Союз, но по факту на Петра Порошенко попросту давят серьезные контрабандисты.
“На Банковой настаивают исключить из закона норму о моратории на экспорт дров. Формально прикрываются Соглашением об ассоциации с ЕС. Но по факту официально заявляю, что и нынешний мораторий, и прописанная в законопроекте норма о запрете экспорта дров - попадают в часть исключения Соглашения с ЕС. Именно поэтому они полностью легитимны и отвечают интересам Украины, а также международным договоренностям”, - пояснил в комментарии OBOZREVATEL Галасюк.
Борьба проиграна?
Практически синхронно с информацией о неподписании проекта закона на своей странице в Twitter Гройсман в пику президенту в очередной раз пообещал разобраться с коррупционерами на таможне.
"Мы выясним, какие лесхозы занимаются контрабандой, кто давал заключение о топливной древесине, какие люди ее выпускали. Мы сможем проследить всю цепь заговора. Это дело будет очень громким", - подчеркнул премьер-министр.
Реакция незамедлительно последовала и от инициаторов законопроекта, в частности, главы Радикальной партии Олега Ляшко. По словам политика, президент своими действиями фактически уничтожает промышленность и обрекает украинцев на безработицу.
Читайте: "За что вам платят?!" Ляшко разгромил антикоррупционеров за бездействие с контрабандой леса
“Наложив вето на закон и не давая возможности ввести криминальную ответственность за контрабанду, президент освящает миллиардные контрабандные потоки, усиливает безработицу украинцев, уничтожает деревообрабатывающую и мебельную отечественную промышленность. Десятки тысяч украинцев вместо того, чтобы зарабатывать в Украине из-за контрабанды едут на заработки за границу. Потому что легальный бизнес, легальное производство, проигрывают контрабандистам, которые не платят налоги. Я уже не говорю про экологию, когда варварски уничтожают леса и никто их не восстанавливает”, - пояснил свою позицию OBOZREVATEL Олег Ляшко.
При этом, по словам нардепа, задача чести для парламента - собрать 300 голосов, чтобы преодолеть вето главы государства.
“Оценка очевидна: контрабандисты и миллиардные потоки президенту и его окружению ближе, чем легальные рабочие места, зарплаты украинцев, рост экономики, восстановление деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Фактически наложение вето на закон - это сигнал всем контрабандистам: и далее ничего вам за это не будет, вы будете обходиться легким перепугом, штрафом в 300 грн и далее будете миллионы тонн контрабанды вывозить, создавать рабочие места нашим конкурентам. Такая вот антиукраинская политика”, - эмоционально добавил Ляшко.
Смотрите видео по теме
Несмотря на заявленную ранее лояльную позицию президента, он своими действиями блокирует продвижения закона. Учитывая расклады в парламенте, найти 300 голосов в поддержку вето без учета президентской фракции БПП - невозможно.
Еще несколько недель назад Гройсман в интервью OBOZREVATEL высказывал осторожные ожидания о поддержке Порошенко войны с контрабандой. "СБУ подчинена президенту, и для меня совершенно очевидно, что он будет на стороне государства и госбюджета, будет требовать от СБУ решительных действий. Я бы на это очень рассчитывал", - отметил премьер. И, судя по всему, ошибся.
Пока ситуация складывается обратным образом - давление ЕС и заинтересованных дельцов перевесило на чаше весов экономическое благополучие страны. Хотя в преддверии выборов действующему президенту было бы логичнее сделать ставку на достаток украинцев, а не на одобрение контрабандистов.
В период газового противостояния с Россией Порошенко хочет лишить украинцев такого важного ресурса как лес. А ведь топить газом в разы дороже, чем дровами. К тому же, лес- это не только сотни тысяч рабочих мест, колоссальные налоговые поступления, миллиарды для госбюджета, но и шанс для Украины перестать быть сырьевым государством. Это может стать трамплином для экономического прорыва страны.
Опыт соседей
У северного соседа Украины, Беларуси, отношение к контрабанде намного жестче. По сути, все особенности, связанные с незаконным перемещением через границу товаров, регулируются Уголовным кодексом.
Перемещение в крупном размере через таможню контрабандных товаров и ценностей наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок.
Если же подобное правонарушение совершено группой лиц по предварительному сговору, либо имеют место другие отягчающие обстоятельства, то санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
Читайте: Контрабанда леса в Украине: власти напомнили "забытый" метод борьбы
Западный сосед Украины - Молдова - также бережно относится к своим границам. Контрабанда через границу наказывается штрафом в размере от 500 до 650 долларов или лишением свободы на срок до 2 лет, а юридическое лицо - штрафом в размере от 2 до 4 тыс. долларов с лишением права заниматься определенной деятельностью.
Рано или поздно Украине придется смириться с безальтернативностью криминализации контрабанды. Главное, чтобы к тому моменту Карпаты не были полностью "лысыми", а деревообрабатывающая промышленность не "упокоилась с миром".