Блокчейн и криптовалюты в Украине: как мы стали одним из мировых центров развития криптоиндустрии

Глава крупнейшей европейской криптобиржи оценил развитие украинского криптосектора

В 2014 году в украинских новостях освещались самые яркие события крипторынка, одно из них – открытие первого биткоин-хранилища в Лондоне. В то же время глава британского минфина хотел превратить столицу Англии в мировой центр торговли цифровыми активами. С тех пор отношение к криптовалютам и возможностям блокчейн-технологий кардинально изменилось.

Сегодня усилиями сообщества собираются миллионы гривен на нужды ВСУ и гуманитарную помощь, вступил в силу закон "О виртуальных активах", а государство тесно взаимодействует с криптоиндустрией, в том числе крупнейшей европейской криптобиржей WhiteBIT. Украина прошла большой путь от первых новостей до звания одного из мировых центров развития криптоиндустрии, а также страны, где криптовалюты пользуются большой популярностью среди населения.

Как мы двигались к принятию криптовалют, а общество узнавало пользу блокчейна и виртуальных активов, читайте в интервью OBOZREVATEL с CEO WhiteBIT Владимиром Носовым – филантропом, меценатом и одним из первых, кто обратил внимание на возможности блокчейна и цифровых активов для украинцев.

– Какое место сегодня Украина занимает среди стран, пользующихся криптовалютами и блокчейном?

– Если мы говорим о конкретных цифрах, то здесь я не скажу ничего нового: Украина заняла третье место в глобальном индексе принятия криптовалют среди населения от аналитической компании Chainalysis.

– Можно ли назвать Украину комфортной с регуляторной точки зрения?

– В течение пятнадцати лет криптовалюты постепенно набирали популярность во всем мире. На первых порах идея децентрализации вызывала негодование из-за анонимности. Впрочем, вполне ожидаемо, что на уровне государств это только вопрос времени: взять криптоиндустрию, скажем, под свое крыло.

Если мы внимательно посмотрим на ЗУ "О виртуальных активах", то можем сказать, что он предусматривает защиту государства, бизнеса и пользователей и, по моему мнению, не имеет своей целью зарегулировать отрасль.

Украинские законодатели хотят создать справедливый и комфортный украинский крипторынок. Даже вопрос налогов для пользователей и компаний, предоставляющих услуги по использованию виртуальных активов, описан справедливо и мягко.

– Как вы считаете, с чего начинался путь Украины к осознанию, что криптовалюта и блокчейн – это не о спекуляциях, а о возможностях?

– Когда биткоин и технология блокчейн появились в мировых новостях, Украина не имела ни малейшего представления о том, что это значит и какие на самом деле возможности эти инновации могут открыть. Поэтому пока СМИ и сообщество игнорировали криптосектор, и это длилось не два-три, а более пяти лет, мы готовились.

В 2018 году появилась WhiteBIT – на тот момент украинское криптосообщество было недостаточно развито, но, по крайней мере, некоторые бизнесмены уже обратили внимание на отрасль.

Мы стали первыми, кто начал работу над ее созданием. Украина узнала о возможностях цифровых активов и блокчейне частично благодаря нашему учебно-развлекательному каналу "Гагарин шоу". Сейчас выпуски имеют миллионы просмотров.

С тех пор многое изменилось, и был сделан важнейший шаг – принятие и подписание президентом Украины Владимиром Зеленским закона "О виртуальных активах". На его создание ушло несколько лет, и вдохновляет то, насколько слаженно украинские власти сотрудничали с сообществом, которое уже было сформировано на момент создания проекта закона.

– Какие движения совершило руководство страны за последние годы?

– Несколько лет продолжалась разработка проекта Закона Украины "О виртуальных активах", законодатели прислушивались не только друг к другу, но и к представителям криптосектора. Известно, что в этом приняли участие члены Блокчейн-ассоциации Украины еще в 2018 году. Это еще один аргумент в пользу того, что Украина стремится не зарегулировать, а урегулировать отрасль.

– Можно ли сказать, что именно в последние четыре года украинские власти проявили высокую заинтересованность в криптосфере?

– Скажем так, готовился законопроект, обсуждались важные моменты, но наибольшая активность продолжалась, по моему мнению, с 2020 года. Метко и вовремя, учитывая, как такая активность сегодня способствует борьбе Украины против страны-агрессора.

– В чем ваша компания активно участвует?

– Мы сотрудничаем с Министерством цифровой трансформации, Министерством иностранных дел, Фондом Зеленского. Помогаем и поддерживаем Украину во время войны: в стране, за границей, на линии фронта. К примеру, недавно мы передали МИД специальное оборудование – консульские чемоданы для поддержки украинцев в горячих точках. Как отметил Дмитрий Кулеба, этот проект был давно запланирован, и мы помогли его реализовать. Благодаря этому консулы стали мобильнее, вопросы будут решаться быстрее. То есть работники МИД теперь смогут оперативно выезжать в регионы Украины, где сложилась критическая ситуация, и помогать гражданам с оформлением необходимых документов. К тому же таким образом обеспечивается и консульская безопасность.

– Да, это отличная инициатива. А как насчет криптопродукции, изменилась ли она во время войны?

– Если говорить, собственно, о WhiteBIT, мы всегда преследовали цель создать продукт, который будет понятен начинающему, но достаточно масштабным и развитым для профессиональных трейдеров. Мы давно разделили нашу биржу по уровням, а "Гагарин шоу" помогает украинскому криптосообществу ориентироваться в событиях и формировать собственное отношение к крипте и событиям на мировом рынке. С самого начала существования биржи у нас есть Demo Token – это такой обучающий актив, с которым можно бесплатно учиться торговать и приобретать соответствующие навыки.

Впрочем, если вас интересует, какой продукт является наиболее актуальным среди украинцев, мы могли бы выделить хранение активов под процент – SMART Staking.

– Чем вызвано повышенное внимание к этому продукту? Вы что-нибудь изменили в этом продукте?

– Мы не меняли эту услугу, условия остались такими же. Простыми словами, это как банковский депозит, но выгоднее. У нас, например, годовая ставка за хранение биткоина составляет 28%, что выше, чем где-либо на рынке. Она была такой с самого начала. Но на фоне войны и волатильности криптоинвесторы стали обращать больше внимания именно на этот продукт.

Конечно, мы добавляем новые активы, которые можно сохранять под процент. Сейчас речь примерно о 50 криптовалютах. Но условия остаются такими же: сохраняете активы на одном из планов от 10 дней до года и получите заработанную прибыль в конце.

– Сегодня много слышно о майнинге и его экономических перспективах. В этом контексте говорят и об экологичности этого процесса. Может ли Украина стать очередным мировым центром майнинга?

– Необходимо понимать – экологичность майнинга достаточно "раздутая" тема. Действительно ли это так фатально, как об этом говорят? Согласно новому исследованию CoinShares, традиционные виды промышленности ведут к значительно большим выбросам углекислого газа в атмосферу. Да и вообще, например, добыча золота гораздо вреднее добычи биткоина – с ним связана от 100 до 145 Мт выбросов, тогда как с биткоином – 42 Мт.

– Впрочем, "зеленый" майнинг…

– С точки зрения природных ресурсов Украину можно назвать перспективной для майнинга. Сейчас у нас почти 100 электростанций, которые сжигают уголь для выработки электроэнергии. И угольные отходы, как нам известно из мирового опыта, можно реализовать как раз для "зеленого" майнинга.

Впрочем, необязательно ограничиваться майнингом биткоина, тем более что здесь есть свои нюансы.

– Какие?

– Во-первых, сейчас есть майнинговые пулы, имеющие огромные объемы. С точки зрения конкурентоспособности украинского криптосообщества, хотя и такого активного, вряд ли это можно реализовать.

Во-вторых, майнинг на протоколе Proof-of-Work (PoW) все же вредит экологии, хотя и не в таких масштабах, как об этом думали, скажем, еще два года назад. Поэтому мы не обязательно должны стать центром майнинга биткоина, для которого нужно столько энергии. Майнинг-центры активов, которые есть на другом протоколе, Proof-of-Stake (PoS), – это тоже перспектива. Особенно если мы примем во внимание Ethereum, который мигрировал с PoW на PoS.

В-третьих, мы должны смотреть в сторону прогрессивных экологических стратегий, которые могут внедряться бизнесом, чтобы стать одним из мировых майнинговых центров. И вместе с тем перенимать опыт Tesla, Blocks и Blockstream, создающих майнинговую ферму в Майами, которая будет добывать биткоины на солнечной энергии. В Украине приблизительно 200 солнечных электростанций, включая крымские. Таким образом, мы можем говорить об имеющейся перспективе развития в стране экологического майнинга, в том числе на средства "зеленой" энергии.

Ну и, конечно, такие криптовалюты, как Ethereum, Cardano и Stellar, для добычи которых требуется значительно меньше энергии, чем для добычи биткоина. Возможно, Украине следует смотреть в сторону реализации подобных проектов.

– В какой форме может быть реализовано сотрудничество энергосектора с криптобизнесом?

– Потенциально украинские бизнесмены и государство могут последовать примеру, скажем, немецкого предпринимателя, владельца Scrubgrass, который выкупил электростанцию и начал сжигать угольные отходы, чтобы майнить биткоины. Украина – довольно перспективное государство с точки зрения угольной промышленности, и здесь мы можем говорить не только о Донецкой, Луганской и Днепропетровской области. Ведь наша страна по потенциалу этого звена промышленности занимает 8-е место в мире и первое в Европе. Можем ли мы использовать этот потенциал для "зеленого" майнинга биткоина? Вполне возможно.

– Как насчет экономического потенциала для Украины?

– Если говорить о доходах для предприятия, гипотетически созданного в сотрудничестве госсектора и криптобизнеса, это может быть выгодно. Например, для Scrubgrass электросети покупают 1 кВт-ч энергии за 3 цента, тогда как по стоимости в 35 тыс. за единицу компания зарабатывает примерно 20 или более центов из 1 кВт-ч энергии, уходящих на майнинг.

– А если говорить с точки зрения комфортной работы и экономической выгоды криптосектора?

– По моему мнению, регуляторы должны предусмотреть определенные условия, которые будут уменьшать налоговую нагрузку на бизнес. К примеру, когда предприятие добывает энергию, а также безопасно избавляется от угольных отходов. Оглядываясь на мировой опыт: в случае со Scrubgrass из-за того, что электростанция безопасно избавляется от угольных отходов, компания получает от штата Пенсильвания налоговые скидки (примерно 2 цента на киловатт-час). Такие же скидки получает и гидроэнергия.

– Какие еще предприятия перспективны с точки зрения "зеленого" майнинга в Украине?

– Сейчас в Украине почти 100 электростанций. Но по данным исследований, мы знаем, что от 25% до 60% добычи биткоина обеспечивается за счет ископаемых видов топлива. Это не только угольная индустрия. И это не обязательно уголь, а еще нефтедобыча, горючие сланцы, торф и т. д.

Справка:

Владимир Носов – CEO крупнейшей криптовалютной биржи Европы WhiteBIT. В 2007 году работал торговым представителем, далее – супервайзером отдела HORECA (от англ. hotel, restaurant, catering – отель, ресторан, кейтеринг). С 2008 года перешел в компанию, занимающуюся дистрибуцией в сегменте профрозницы, где руководил отделом продаж. В 2011 году основал собственную дистрибуционную компанию, которая работала на 5 стран и имела три больших склада на территории Украины. К 2016 году уже имел в штате около 120 человек и незаурядные знания в сфере бизнеса и блокчейна. Владимир Носов – признанный украинский меценат и филантроп, который в том числе является экспертом в сфере коинтеграции финансов, криптовалют и блокчейна на мировом уровне. За его плечами – ряд масштабных конференций, среди которых European Cyber Agora, организованная компанией Microsoft, BlockchainUA и другие. Кроме того, Владимир Носов занимает 10-е место в мировом рейтинге самых влиятельных личностей блокчейн-индустрии по версии Hackernoon.

В 2018 году основал криптовалютную биржу WhiteBIT, которая имеет европейскую лицензию и признана одной из самых безопасных в мире платформ по рейтингу Cer.live. Сегодня платформа обслуживает более 3 млн пользователей из 150 стран. Коллектив компании состоит из более чем 600 специалистов.

С начала полномасштабного вторжения РФ компания активно поддерживает Украину, включая подписание меморандума о сотрудничестве с Министерством иностранных дел Украины, партнерством с Дією и участием в кампаниях по сбору средств на гуманитарные и военные нужды.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber. Не ведитесь на фейки!