УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Бесценная" катанка

'Бесценная' катанка

В ближайшем будущем "ArcelorMittal Кривой Рог" может похоронить украинские компании, выпускающие металлоизделия

Когда в 2005 году приватизация "Криворожстали" закончилась в пользу Mittal Steel, а за 93-процентный пакет акций предприятий было заплачено $4,8 млрд, стало ясно, что в Украину пришел очень богатый иностранный собственник. Когда годом позже индийская Mittal Steel поглотила люксембургскую Arcelor, образовав компанию ArcelorMittal (крупнейший производитель металла в мире), стало очевидным: антимонопольным ведомствам стран, до которых дотягиваются щупальца этого спрута, нужно быть начеку. Когда еще год спустя обнаружилось, что новый владелец металлургического комбината в Кривом Роге, вопреки подписанному договору, по весьма хитрой схеме сокращает работников и не выполняет взятые на себя инвестиционные обязательства, стало понятно: доверять его слову (даже положенному на бумагу) вряд ли стоит. Когда в 2010-м Еврокомиссия наложила на ArcelorMittal штраф в размере €315 млн евро за картельный ценовой сговор о стоимости напрягаемой арматуры с 16-ю другими металлургическими концернами, не осталось сомнений: детище Лакшми Миттела готово играть лишь по собственным монопольным правилам. География значения не имеет. В 2014-м скандал разгорелся в Германии: подковёрные договоренности с участием компании привели к продаже по завышенным ценам железнодорожных шпал. В 2016-м – в ЮАР: республиканская Комиссия по конкуренции за грязный "договорняк" наложила на ArcelorMittal SA самый большой в истории страны штраф. Сегодня выясняется: "ArcelorMittal Кривой Рог", действуя с нагловатым задором монополиста, грозит похоронить украинские компании, занятые в сфере выпуска металлоизделий.

О ценовом и прочем беспределе криворожского гиганта рассказали представители нескольких украинских производителей метизов (проволоки, гвоздей, сеток, крепежа и т.д.). Вся продукция этих предприятий производится из катанки, которую в Украине сегодня можно купить только у двух компаний – Metinvest и ArcelorMittal. При этом только криворожцы производят катанку в широком ассортименте, позволяющем производить как проволоку обыкновенного качества, так и легированную сварочную, конструкционную для производства крепежных изделий, высокоуглеродистую для производства пружин и канатов.

По словам представителей предприятий, ArcelorMittal, как монополист, формирует цену на этот продукт, что называется, по своему усмотрению. Без привязки к своим объективным затратам, а просто, чтобы получить в этой ситуации сверхприбыль. Поскольку они понимают, что купить это сырье производителю больше негде. При этом ArcelorMittal не только не дает никак никаких четких ориентиров ценообразования, но и фактически создает безальтернативные условия закупки. Такому вольготному положению комбината способствует прекращение поставок катанки от Макеевского металлургического завода, являвшегося вторым по объемам поставщиком катанки на Украине, но сейчас, к сожалению, расположенного на неподконтрольной территории.

Для укрепления своего монопольного положения именно ArcelorMittal в свое время инициировал антидемпинговое расследование в отношении поставок катанки из РФ. В следствие этого в конце 2017-го были введены антидемпинговые пошлины сроком на пять лет. И теперь приобретать катанку производства РФ стало просто невыгодно. Кроме этого, именно Arcelor выступил заявителем в точно таком же антидемпинговом расследовании в отношении поставок катанки из Молдовы и Беларуси. Да, получается, что при таком решении ArcelorMittal, как отечественный производитель, надежно защищен, но все те, кто использует в своем производственном цикле это сырье, поставлены практически в абсолютную зависимость от монополиста. А если учесть, что в себестоимости метизной продукции свыше 80% занимает стоимость катанки, то отечественные предприятия просто оказываются неконкурентоспособными на всех внешних рынках, в том числе и на европейском, куда, в частности, экспортируются украинские метизы. А от такого положения дел и перспектив их развития зависит и будущее предприятий, и судьбы людей, которые на них трудятся.

По словам представителей метизных предприятий, по этой фактически монопольной схеме ArcelorMittal работает со всеми компаниями-производителями метизделий. Частично минимизировать потери от монополии на сырье по силам лишь тем предприятиям, которые в какой-то части своего ассортимента являются монополистами на рынке Украины (для внешних рынков украинские предприятия не предлагают уникальных продуктов). Однако таких производителей и таких товаров не слишком много. В результате, производителей массового, но такого необходимого ассортимента, увы, может ждать затухание бизнес-активности. А за этим стоят не просто убытки для владельцев метизных предприятий, но и потеря прибыли для государства в виде утраты части валютной выручки, ликвидация рабочих мест и, соответственно, потеря заработка для сотрудников метизной отрасли. И это абсолютно реальный сценарий, если ArcelorMittal продолжит злоупотреблять монопольным положением на рынке катанки с желанием получить все больше прибыли только за чужой счет.