УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Украина еще никогда не видела таких денег, экономика не может не взлететь": Кухар о курсе доллара, НБУ и будущем

8 минут
215,0 т.
Кухар спрогнозировал курс валют

Национальный банк спустя почти три месяца войны пошел на кардинальный шаг – решил "отпустить" курс доллара в свободное плавание. И хотя часть экспертов прогнозировала резкий обвал гривни, стоимость валюты стала уверенно снижаться.

Почему так произошло, правильно ли действует Нацбанк и какое будущее ждет украинскую экономику, шеф-редактор OBOZREVATEL в своем авторском проекте на YouTube "Орестократия" поинтересовался у преподавателя макроэкономики бизнес-школы МИМ-Киев, старшего экономиста Ukraine Economic Outlook Михаила Кухара.

"Торба" в голове Железняка"

– После того, как НБУ решил отпустить наличный курс, нардеп от "Голоса" Ярослав Железняк сказал, что курсу будет торба. В то же время представитель власти Данил Гетманцев ответил, что "торба" в голове Железняка (я перевел его слова на народный язык), а курс не будет 40. По твоему мнению, что происходит на рынке и кто из них прав?

– "Торба" в голове Железняка. Впервые в жизни должен согласиться с господином Данилом Гетманцевым. Когда мы снимаем лишние ограничения, это улучшает рыночную ситуацию. Уже второй день подряд доллар, который взлетел 23 мая до 39.4 грн, снижается. Банки наперегонки ставят курсы в 36.5, 36.3, 36 грн за доллар.

Почему не видим стабилизацию на уровне 32-33 грн за доллар? Три месяца назад НБУ принял абсолютно правильное, учитывая кризисные условия, решение. А более кризисные условия, чем полномасштабная война, представить невозможно. Это вам даже не ковид и не 2008-й. Это такой сокрушительный, как планировал агрессор, удар по экономике Украины. Курс должен был сорваться в бездну.

Национальный банк понимал, что даже при самых кризисных событиях за последние десятилетия, украинцы не покупали более 3 млрд. наличного доллара. Большей ликвидности на руках у людей нет.

Что будет с экономикой Украины

3 млрд долларов, грубо говоря, это 90 млрд наличных гривен, которые люди унесут в обменные пункты. Национальный банк правильно рассчитал, что если курс отпустить в этот период, он будет лететь до 40-45-50 грн за доллар, как говорили российские пособники.

Курс сохранился. Он качнулся изрядно в первые 4-5 дней войны, а вернулся в коридор 33-35 и даже сузился до 32-33 грн на конец четвертой недели войны. Но через три месяца рыночная ситуация изменилась.

Дело в том, что курс гривни на время военного положения зафиксирован в долларах США. Это вроде бы и правильно, потому что большинство золотовалютных резервов и большинство международной торговли в долларах. Но сейчас более 40% экспортной выручки в Украину поступают от стран ЕС, куда мы экспортируем и наши предприятия получают евро. Что произошло с курсом евро и доллара за эти три месяца? Состоялось укрепление доллара с 1,14 до 1,05 долларов за евро. То есть почти на 10% укрепление доллара против евро. Что это значит для украинских экспортеров? Это недополучение валютной выручки. Если бы наш курс фиксировался в евро или был бы плавающим, то рынок выровнял бы эту диспропорцию.

Мало того, что экспортеры продают свою выручку по курсу в 29.25 грн за доллар, да еще и теряют на разнице евро-доллар.

– Мне кажется, что у тебя есть определенные связи с НБУ, потому что очень лояльно о них говоришь. Но меньше говоришь о проблемах. Фиксированный курс создавал огромное количество диспропорций для бизнеса. И не только для бизнеса. Известна схема на Закарпатье, где нанимали "лагерь". У каждого в лагере было по 30-40 карт, они ездили за границу, снимали с гривневых карт валюту за границей по фиксированному курсу, а затем продавали в Украине по рыночному. И с каждой такой карты заработок мог быть на уровне 400 долларов, потому что в Украине можно было доллар продать на 10% дороже, а снять не больше 4 тыс. долларов. И это только одна из схем… Упал ли курс, потому что у нас все так круто? Обменники контролируют небольшое количество людей. Насколько я слышал, с этими людьми провели "дружескую беседу"...

– Смотри, если банковские обменные пункты, находящиеся под регуляцией НБУ, должны продавать не больше, чем со спредом 10%, а рыночный курс со спредом 15%, то эти лишние 5% зарабатывают нелегальные меняли. Они покупают в официальных пунктах и перепродают. Я не хочу комментировать, кто и с кем вел какие-то разговоры, для меня как экономиста понятно: как только сняли искусственное ограничение и позволили всем зарабатывать, то конкуренция на рынке за два дня убила эту маржу с 15% до 12,5%. Но тренд идет вниз.

Должен опровергнуть: я ни штатный, ни внештатный советник НБУ, я не работаю в правительстве, мы не получаем грантов…

Возвращаясь к курсу. Что нужно сделать дальше? Я бы рекомендовал – если бы Нацбанк прислушался – я бы рекомендовал сделать оздоровительную девальвацию до 32-33 грн за доллар. А фиксированный курс, чтобы исключить панические перетоки – хотя я либеральный экономист, должен признать, является временной вынужденной и необходимой мерой. Это необходимо во время войны для макроэкономической стабильности.

– Поговорим о прогнозе, Нацбанк будет держать курс около 29 грн с копейками, а в обменниках будет маржа плюс 10% к этой цифре?

– Я думаю, что обменники будут работать в коридоре менее 10%.

– А что мешало им раньше держаться в коридоре менее 10%?

– НБУ запретил покупать безналичный доллар и продавать его наличными. У нас курс взлетает, потому что банки должны продавать доллар, который им население продало в этом месяце. Имеются интервенции НБУ. Но эти безналичные 1,3 млрд долларов интервенций нельзя снять и накормить рынок наличными. Надо разрешить банкам использовать безналичный доллар.

– Что ты можешь сказать по поводу курса валют до конца военного положения. Он будет постоянным? Люди хотят цифр…

– Бог любит Украину. Резервы НБУ достигали объема, которого хватит на 5-6 месяцев войны. Экспортная выручка не могла упасть до нуля, она упала вдвое. Импорт тоже упал, еще больше упал. Так что 30 млрд долларов резервов на начало такого длинного тяжелого забега как война, для Украины было неплохим стартом. Сейчас уже акцептовано более 105 млрд долларов поступлений внешних кредитов, инвестиций, грантов. Из этой суммы – 9 млрд от ЕС и 9 млрд от США. То есть уже к концу лета 18 млрд долларов поступят в резервы НБУ.

За резервы волноваться не стоит, политика фиксированного курса хоть и неприятна, имеет кучу негативных экстерналий, о части ты справедливо сказал, однако она выполняет одну важную функцию: есть прогнозируемый курс для бизнеса на определенный период, до конца года, на квартал. Хотя, как мы видим из практики первых трех месяцев, не мешало бы ежеквартальную корректировку хотя бы на международный индекс доллара к евро.

– Мы понимаем, что мы входим в такой несправедливый период, когда те, кто имеет доходы в гривне или сбережения, будут становиться беднее, потому что зарплаты расти не будут…

– И те, кто имеет сбережения в долларах, будут беднее. Рост гривневых цен на 20%, даже если у тебя такое же количество долларов, все равно меньше товаров купишь. Да, уважаемый мой друг, это война. И это еще не самые плохие последствия. Но правительству, НБУ приходится выбирать меньшее из зол. Выбор стратегии фиксированного курса правильный при условии ежеквартальной корректировки и при условии снятия части важных ограничений.

Кроме того, никогда у Украины за всю новейшую историю не было 5 млн мигрантов. Наши жены и дети сейчас находятся, благодарим страны ЕС за гостеприимство, в безопасной зоне. У нас возникает такое явление: украинский средний класс будет отправлять деньги за границу, чтобы их семьи за границей как-то жили.

Нам раньше ежемесячно 1,2 млрд долларов поступало от работников. А теперь у нас отток валюты в размере 3 млрд. долларов. Мы рассчитывали на отток в 2,5 миллиарда долларов, но статистика НБУ показывает уже 3 миллиарда долларов.

НБУ действует правильно

– И сбережения вывозили десятками тысяч. Был беспошлинный ввоз автомобилей, на покупку автомобилей вывезли 15 млрд долларов, считает таможня.

– Таможня также считает, что ей 10 млрд недоплатили. Ни копейки она не увидела бы, если бы не изменили правила.

– Речь о том, что и те, кто покупает и за 5-10 тыс. евро авто, оставляет эти деньги за границей.

– А если бы они в тумбочке были, это лучше? А если этот автомобиль будет работать на малый бизнес, если мужчина купил бусик, может он будет возить яблоки и груши на базар. Эта наличность на автомобиле не влияет на платежный баланс. У нас по подсчетам нашей группы более 60 млрд долларов наличных было у населения. Они просто лежали дома в тумбочке. Бабушки откладывали на похороны, молодые семьи на первые квартиры накапливали. Вот они из этих 60 млрд увезли 10 млрд и купили бусики…

– Если бы наши друзья в НБУ подумали, как эти деньги привлечь в экономику, это было бы гораздо полезнее…

– После войны. Сейчас все патриоты последнее отдали. Большинство моих друзей дают иррациональную часть своего дохода, кто-то ведет себя по-другому.

– Хорошо. Тогда вернемся к нашей теме с курсом…

– Подытоживая: нам нужно снятие маржи, уже сделано, второй шаг – корректировка фиксированного курса, третий шаг – снятие ограничений на трансферты от украинских мужчин их женам и детям за границу. Правда или нет, эти деньги отправляют. Надо строить модель платежного баланса исходя из того, что украинцы, уплатив все налоги, отдав армии, хотят отправить жене и детям за границу, они могут это сделать…

Украину ждет фантастический рост экономики

– Поделись своими прогнозами на будущее...

– Украинская экономика пережила самый тяжелый спад во втором квартале года. Третий и четвертый – будет уже идти лучше. По опросам, 75% бизнеса не думали возобновлять работу в первые месяцы войны, а сейчас уже 74% частично или полностью возобновили работу. Мы это видим и по товарообороту, 5 западноукраинских областей уже превысили довоенный уровень за счет миграции. Долго будем восстанавливать наши потери на юге и востоке страны, однако обещанные 200 млрд долларов придают оптимизма.

Это уже зафрахтованные под нас деньги в виде ЗВР России. Я не военный эксперт, но большинство военных экспертов сходятся во мнении, что война закончится до конца года нашей победой.

Самый высокий был второй квартал, а обновление начнется в третьем и четвертом. Темпы экономического роста и восстановления, которые будут в 2023-2035 годах, когда придут 200 млрд, станут лучшими годами.

Это как прямые инвестиции в Китай, ввиду масштаба. Украина никогда не видела таких денег. Это не может не привести к фантастическому росту. Не знаю, как поляки, но у нас вся Молдова будет работать, без сомнения. Украина будет наиболее растущей экономикой, сейчас она наиболее недооценена, а следующие три года будут фантастические темпы роста.

Наши экономические модели показывают, что нет прямой корреляции между падением ВВП и долларовых зарплат. Зарплаты падают медленнее. У нас есть буфер, нельзя человеку начать платить в два раза меньше, потому что выручка снизится вдвое, предприниматели лезут в маржу. До войны была средняя зарплата 615 долларов, а в Киеве – 925 долларов. Мы не ожидаем, что средняя зарплата упадет менее 400 долларов. А потом они начнут расти галопирующими темпами.