УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Что ждет украинцев: какими будут зарплаты, будет ли взлет экономики и к чему готовиться

4 минуты
20,8 т.
Из-за войны экономику Украины ожидает серьезный спад

Украина за полгода полномасштабной войны пережила резкое падение экономики, уровня зарплат и кризис во всех сферах: от рынка труда до рынка недвижимости. Несмотря на то что строить прогнозы в условиях войны крайне сложно, и НБУ, и Кабмин уже подготовили свои оценки развития ситуации. Страны "Большой семерки" договариваются с МВФ о специальных условиях финансирования Украины и настаивают на открытии специального офиса в Польше.

О том, как будет развиваться экономика и к чему стоит готовиться в ближайшее время, читайте в материале OBOZREVATEL.

Что будет с экономикой Украины?

Темпы роста украинской экономики в первую очередь зависят от ситуации на фронтах. В правительстве и Нацбанке предполагают несколько сценариев развития. Условно говоря, их три: негативный – рост интенсивности военных действий на подконтрольной Украине территории, базовый – сохранение военных действий, при этом постепенное восстановление в результате адаптации, позитивный – деоккупация и окончания войны в ближайшие месяцы.

Лучший из сценариев, разработанный Минэкономики, предусматривает рост экономики на уровне 15,5% ВВП. В любой другой год такая динамика считалась бы взрывной, однако из-за падения в 2022-м ориентировочно на 33,4% она не позволит компенсировать даже половину потерь.

В распоряжении OBOZREVATEL есть и оценки Нацбанка. В соответствии с ними, базовый сценарий содержит рост экономики всего на 5,5%. Хорошая новость – даже худший сценарий предполагает экономическое восстановление около 4%. Но при этом, вероятно, на объемы, которые были до февраля 2022-го, можно рассчитывать только через 3-5 лет (при худшем сценарии восстановление может занять более 10 лет).

Как понимать такие оценки? Падение ВВП (ВВП – стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг) на 33,4% в текущем году означает, что страна потеряет треть своего производства, сократится количество рабочих мест, упадет реальный размер зарплат.

Какими будут налоги?

В Офисе президента озвучили идею масштабного сокращения налогов: до 10% – НДФЛ (сейчас 18%), 10% – НДС (сейчас 20%) и до 10% – налога на прибыль (сейчас 18%). Собеседники OBOZREVATEL и в профильном комитете Рады, и в правительстве пока очень скептически относятся к такой идее.

Реализовать ее можно только при условии отмены всех пенсий (так как отменяется единый социальный взнос), выплат по безработице (так как не будет источника наполнения Фонда социального страхования), субсидий (так как сократится доходная часть бюджета). Возможно ли в такой ситуации обеспечить уже взятые на себя обязательства по выплате зарплат бюджетникам, пенсий и пособий – большой вопрос.

Авторы налоговой реформы, среди которых замглавы Офиса президента Ростислав Шурма, четких оценок влияния такого нововведения на бюджет не озвучивали. Стоит отметить, что и в Офисе президента, и в правительстве до сих пор нет ясной экономической идеи. В одной команде уживаются и те, кто верит, что теневая экономика существует из-за безнаказанности, и те, кто искренне считает – достаточно снизить налоги, и бизнес начнет платить.

Глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев (именно его комитет должен рассматривать все налоговые новшества) ранее выступал за фискализацию, непрямые методы налогового контроля. При этом он неоднократно отмечал, что для любого снижения ставок нужны аргументированные расчеты.

Вероятнее всего, в 2023-м налоговые ставки останутся прежними, а кардинальных реформ во время военного положения не будет. Однако любые дискуссии могут стать почвой для разработки обновленной системы, которая может быть имплементирована после окончания войны.

Что будет с ценами и зарплатами?

Если сейчас на рынке труда в приоритете сферы, обеспечивающие критические потребности (лекарства, продукты, логистика и т. д.), то после окончания войны, помимо работы на обороноспособность страны, востребованными будут также строительство и медицина. Эксперт рынка труда Руслана Березовская считает, что восстановление зарплат займет достаточно долгое время. При этом что-либо прогнозировать в текущих условиях крайне сложно.

В НБУ считают, что реальный размер зарплаты достигнет довоенного уровня только в 2024 году. При этом номинальная цифра (в гривнях, без учета роста цен) может быть значительно выше. Деньги быстро обесцениваются вместе с зарплатами и пенсиями украинцев.

На данный момент средняя зарплата, по данным кадровых порталов, превышает отметку 20 тыс. грн только в Киеве, Одессе, Днепре и Львове. В Харькове, который регулярно обстреливается оккупантами, зарплата упала примерно на 80%.

Рынок труда обвалился с началом полномасштабной войны. Тогда работодатели закрыли или приостановили все открытые вакансии. Теперь же наблюдается очень плавное восстановление. Ситуация непосредственно зависит от того, что будет происходить на фронте.

Украинская экономика может взлететь: какое условие

Оценки экспертами будущего украинской экономики на ближайшие годы расходятся. В Нацбанке считают, что ближайшие несколько лет будут крайне сложными. А вот в правительстве есть и те, кто вполне позитивно оценивает перспективы развития. Основные надежды – на "план Маршалла", который пообещали реализовать страны ЕС, США и другие партнеры.

К примеру, член Экономического штаба при правительстве Михаил Кухар считает, что последующие годы благодаря инвестициями могут стать периодом резкого восстановления страны.

"Долго будем восстанавливать наши потери на юге и востоке страны, однако обещанные 200 млрд долл. придают оптимизма. Это уже "зафрахтованные" под нас деньги в виде ЗВР России. Я не военный эксперт, но большинство военных экспертов сходятся во мнении, что война закончится до конца года нашей победой", – отмечает он.

Кухар считает, что период с 2023 до 2035 года может стать "лучшим". Однако для реализации такого сценария война должна закончиться победой Украины, а партнеры, несмотря на кризис в собственных странах, должны выделить средства на восстановление.