На скамьях подсудимых в среду в разных судах белорусской столицы оказались 32 участника уличной манифестации, прошедшей в день президентских выборов 19 декабря.
Среди обвиняемых - пять экс-кандидатов в президенты. Андрею Санникову, Николаю Статкевичу, Дмитрию Уссу инкриминируется организация и активное участие в массовых беспорядках, им грозит до 15 лет лишения свободы. Обвинение в отношении Владимира Некляева и Виталия Рымашевского смягчены, за "организацию действий, грубо нарушающих общественный порядок" они могут быть наказаны сроками заключения до 3 лет.
Суда избежал обвиненный в организации массовых беспорядков экс-кандидат в президенты Алесь Михалевич - в марте, заявив о пытках в СИЗО КГБ, находившийся под подпиской о невыезде политик бежал из страны и получил политическое убежище в Чехии.
Еще один из девяти соперников Лукашенко в борьбе за президентское кресло имеет статус подозреваемого в причастности к массовым беспорядкам, но следственные действия в отношении экс-кандидата в президенты Григория Костусева пока не обнародуются.
Кто напал на Некляева?
Признания сотрудников ГАИ, звучавшие в судебном зале в третий день процесса над экс-кандидатами в президенты Владимиром Некляевым, Виталием Рымашевским и членами их команд, белорусская независимая пресса назвала сенсационными.
Свидетель Виталий Игнатенко, сотрудник ГАИ, рассказал суду, что операцией по "проверке" микроавтобуса со звукоусилительной аппаратурой, в результате которой еще до закрытия избирательных участков 19 декабря был избит кандидат в президенты Владимир Некляев и сопровождавшие его сторонники, руководил не состоящий на службе в ГАИ сотрудник силовых органов.
Сослуживцы Игнатенко, выступавшие в суде свидетелями, подтвердили, что "операция" проводилась бойцами официальных силовых структур.
Ранее министр внутренних дел Анатолий Кулешов публично заявлял, что на группу Некляева в центре Минска напали "неизвестные" и милиция выясняет, кто с применением силы и спецсредств (взрывпакеты или шумовые гранаты) уложил лицом в снег репортеров, активистов избирательного штаба и правомочного на тот час кандидата в президенты.
Владимир Некляев в результате инцидента был отправлен в больницу скорой помощи, откуда ночью, из реанимационной палаты, на больничном одеяле волоком поэта забрали также "неизвестные" и доставили в СИЗО КГБ.
Два новых процесса
Процесс над экс-кандидатом Андреем Санниковым и четырьмя участниками уличной манифестации в четверг будет длиться девятый день. В среду суд как вещественные доказательства просматривал видеовыступления Андрея Санникова и исследовал его телефонные разговоры: оказалось, что в отношении политических соперников Лукашенко прокуратура санкционировала прослушку в период избирательной кампании.
В залах разных судов возмущение этим фактом высказывали обвиняемые и их сторонники, Андрей Санников назвал подобное вмешательством в личную жизнь.
Жену Санникова, журналистку Ирину Халип в среду начали судить по обвинению в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок. В отличие от "подельников" - политика Павла Северинца и Сергея Марцелева, руководителя избирательного штаба Николая Статкевича, - Ирина сидит не в клетке, но иногда с трудом сдерживает эмоции.
Судья Жанна Брысина отказала в ходатайстве защиты изменить Халип меру пресечения - из-под домашнего ареста журналистку в суд доставляют под конвоем.
"Передо мной не стояло выбора, участвовать или нет в избирательных процессах, потому что я во всем поддерживаю своего мужа, Андрея Санникова", - объяснила Ирина суду. Рассказала, что с площади Независимости вплоть до ареста вела репортаж (момент силового задержания Санникова и Халип оказался в прямом эфире радио "Эхо Москвы").
"Несмотря на то, что я в тюрьме, мне повезло, потому что я была в самой гуще событий. Это удача для журналиста", - заявила Ирина Халип в суде.
"Ирина Владимировна, вы мужественная женщина, я вами восхищаюсь!" - заметил из клетки для подсудимых политик и литератор Павел Северинец, отказавшийся в суде от дачи показаний. Северинец заявил о политическом характере процесса и о том, что не верит в справедливость суда.
На процессе над экс-кандидатами в президенты Дмитрием Уссом, Николаем Статкевичем и пятью участниками уличной манифестации, который начался в среду в суде Ленинского района белорусской столицы, к допросу соперников Лукашенко в борьбе за президентское кресло еще не приступали.
Заявления о пытках
Прокурор, однако, заявил, что обвиняемый в организации массовых беспорядков Николай Статкевич планировал в случае победы занять кресло премьера, а Дмитрий Усс собрал сведения о численности милицейских кордонов в центре Минска в день президентских выборов.
Бывший сотрудник милиции Александр Класковский, обвиненный, среди прочего, в оскорблении представителя власти и "самовольном присвоении звания или власти служебного лица", заявил в ходе допроса, что после ареста сотрудники силовых органов до утра приковали его к батарее и допрашивали без адвоката. Милицию, разгонявшую демонстрантов на площади Независимости, утверждает Класковский, он не оскорблял, а "сказал то, что о ней думает".
Процесс над этой группой обвиняемых обещает быть долгим, наблюдатели прогнозируют суровые приговоры.
А приговоры шести "рядовым" участникам уличной манифестации после четырехдневного судебного разбирательства огласят в четверг к вечеру. Гособвинитель потребовал наказать двоих манифестантов сроками по три с половиной года строгого режима, остальным - по 4 года колонии.
Большинство обвиняемых - фигурантов пяти длившихся в среду судебных процессов - не признают себя виновными в инкриминированных преступлениях.
"Если один человек считает для себя возможным быть выше Конституции и карать не согласных с этим за какие-то действия, то это самая большая несправедливость", - заявил в положенном подсудимым последнем слове Олег Федоркевич.
Обещание санкций
Суды над политическими оппонентами Лукашенко могут обернуться новыми санкциями Европы в отношении белорусских властей.
Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон заявила в среду в Европейском парламенте, что Лукашенко не оставил Евросоюзу иного выбора кроме действий против его режима.
"Он не воспользовался предоставленной возможностью [провести свободные и демократические выборы] он прибег к насилию против мирных манифестантов, он увеличил число политических заключенных, демонстрируя тем самым свое презрение к демократии и правовому государству", - сказала Эштон.
Эштон призвала Запад не ограничиваться заявлениями, а предпринять конкретные действия.
"Он навязал нам принятие строгих санкций против него, против его страны. Мы должны действовать против этого режима, включая самого Лукашенко, против тех, кто несет ответственность за полицейскую жестокость", - заявила верховный представитель ЕС.