УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Могут застрелить": Фейгин дал откровенное интервью о проблемах в России

'Могут застрелить': Фейгин дал откровенное интервью о проблемах в России

24 апреля российский адвокат Марк Фейгин, защищающий украинца Романа Сущенко, был лишен адвокатского статуса. Формальным основанием послужили три твита об украинском блогере Анатолии Шарие, опубликованных им в июле прошлого года.

Но на самом деле все намного сложнее. Фактически речь идет о глобальном изменении парадигмы Кремля, который, закончив с "выборами" президента, сегодня может позволить себе "бить наотмашь" и не беспокоиться по поводу новых санкций.

"Они ведут себя так, как в последний час", - сказал в интервью "Обозревателю" Марк Фейгин.

- Что вы думаете о причинах того, что произошло? Была ли ваша личная ошибка, можно ли говорить, что Шарий победил в этом раунде?

- Никакой моей личной ошибки нет. Чисто формальная сторона заключается в представлении Министерства юстиции, основанном на заявлении адвоката Шария, некто Гуревич – абсолютно ва*ной тети из той же тусовки, подконтрольной ФСБ.

"Могут застрелить": Фейгин дал откровенное интервью о проблемах в России

Там были три твита, которые были написаны 19 июля 2017 года, но в соответствии с Кодексом, наказать меня можно только в течение 6 месяцев после подачи соответствующего заявления. Она подала заявление 25 июля 2017 года, прошло 9 месяцев. Они не имели права меня наказывать – это формальная сторона вопроса.

Что касается "победы" Шария. Надо понять: Шарий – никто, он просто беглый уголовник. Восприятие его как крупного деятеля, который управляет чуть ли не правительствами и странами – очень ошибочное. Совершенно понятна его креатура по отношению к Кремлю и к его кураторам. Он никто.

Читайте: "Время пошло": сестра Шария обвинила его в педофилии

Он ничего не добился в Украине, ничего не добился в Голландии, но почему-то в России у него все очень удачно складывается. Вам не кажется, что это какая-то странная зависимость?

Все до единого жалобы и иски в Украине он проиграл, все заявления, которые он подавал – завернуты. Тем не менее, заявление, поданное на него по 156 статье Уголовного кодекса Украины почему-то сейчас возбуждено и находится в работе. Надеюсь, рано или поздно дойдет до обвинения, до объявления подозрения.

"Могут застрелить": Фейгин дал откровенное интервью о проблемах в России

Но почему-то в России, что бы он ни подавал – все получает дальнейший ход, причем, юридически абсолютно пустой.

Поэтому я не считаю, что кто-то что-то выиграл. Борьба продолжится, она не остановится. Это ничего не изменит.

Читайте: "Детка, это совсем другая история": Фейгин обратился к Шарию

- "Борьба продолжится". Каков ваш личный план борьбы с Шарием?

- На него уже поданы все заявления, исков в Украине уже около трех, будет еще несколько. Это будет продолжено.

Что касается России, то здесь это бесполезно. Здесь мы вообще ничего не добьемся. Я буду обжаловать в суде решение Адвокатской палаты города Москвы. Шансов тоже мало, это, скорее, ритуальное действие.

А что касается в целом – у меня есть определенные планы и по делу Сущенко, и в отношении себя, но я пока раскрывать их не буду, чтобы не дать возможности сыграть на опережение. Безусловно, я буду бороться.

"Могут застрелить": Фейгин дал откровенное интервью о проблемах в России

- Понятно, что вы не хотите раскрывать своих планов. Можете ответить на вопрос, собираетесь ли вы остаться в России или намерены сменить страну?

- Безусловно, это предупреждение. Меня предупредили, что дальше – либо тюрьма, либо уезжать. Не надо быть наивным. Я сам защищаю людей и знаю, что означают эти месседжи, которые они посылают.

Читайте: "Год изворачивались": Фейгина лишили адвокатского статуса в России

Конечно, я буду смотреть по обстановке. Пока я не уезжаю. Но в той ситуации, которая складывается, буду смотреть, как поступить лучше, потому что на самом деле предвосхитить действия власти я не могу.

Они могут застрелить, могут посадить.

Если ты продолжаешь бороться, конечно, риск возрастает. Но не забывайте, что я стал членом постоянного комитета Форума свободной России, и из 11 человек я – единственный не эмигрант. Условно, можно еще включить и Илларионова, потому что он иногда приезжает в Россию.

"Могут застрелить": Фейгин дал откровенное интервью о проблемах в России

То есть де-факто сейчас я представляю Форум свободной России в единственном лице. Если последнего неэмигранта, последнего россиянина вытолкают из страны, будет понятно, почему.

Это сугубо политическая история. Безусловно, Шария используют в качестве инструмента, чтобы не подставлять себя непосредственно. Потому что не могла ФСБ обратиться в Адвокатскую палату. Это режим гибридный, очень специфический, поэтому они используют Шария. Но я не исключаю, что его сольют и появится кто-то другой.

Читайте: Чей Крымский мост: Фейгин рассказал о загадке

- Вы допускаете, что в Российской Федерации вам может грозить опасность?

- Безусловно. Я считаю, что она и раньше грозила, просто в силу многих объективных причин она не была должным образом артикулирована.

Совершенно точно, что с лишением меня статуса режим перестал изображать. Раньше нужно было показывать Западу, что в России есть какая-то независимая адвокатура, независимые адвокаты.

Сейчас установка совершенно точно изменилась. Больше они никому ничего не демонстрируют. В условиях санкционной войны и противостояния они просто бьют наотмашь – им все равно, что скажут, что подумают, будут ли за это санкции или не будут. Это уже не меняет парадигмы, потому что санкциями больше – санкциями меньше.

Они ведут себя так, как в последний час. И события в соседней Армении их только подталкивают к еще большей жесткости.

Читайте: Фейгин открестился от Савченко и назвал пять причин

После президентских так называемых выборов совершенно очевидно, что власть пошла в разнос. В отношении интернета, в отношении других оставшихся неподконтрольных институтов.

Адвокатура пала. Дело не в отдельно взятом Фейгине, которого 24 апреля лишили статуса. Дело в изменении лица системы. Это очень важно понять. Они этого не делали до президентских выборов, потому что хотели их провести без лишних криков.

А сейчас их уже ничего не останавливает. По всем прогнозам относительно того, каким будет этот 6-летний срок Путина, будет только хуже, будет диктатура, невиданная доселе. Я думаю, теперь для этого точно есть основания.

- Что будет с Сущенко? Кто будет его защищать?

- Его будет защищать адвокат, который давно зашел к нему в дело. Я предполагал возможный исход, вместе со мной работает коллега. Сегодня день, когда нужно было начать представлять доказательства в московском городском суде на стороне защиты. Коллега поедет туда и постарается перенести заседание на несколько дней.

Марк Фейгин и Роман Сущенко

Собственно, в суде остается не так уж много. Наверное, пара заседаний. Осталось только представление доказательств защиты и прение сторон. Вся стратегия уже выстроена. Поэтому можно допустить, что можно справиться, если самого этого адвоката не удалят из дела.

Читайте: Сущенко могут освободить: названы конкретные сроки

Пока я ситуацию контролирую, но что будет завтра, я не могу сказать. Роман уже сидит в одиночке. От него отсадили сокамерника, отправили в другую тюрьму, и к нему пока никого не подселили. Это информация по состоянию на понедельник.

Что происходит в эти дни, может ли это как-то сочетаться с тем, что в моем лице его лишили адвоката – не знаю, не могу ответить. Это будет ясно в дальнейшем.

- Вы рассматриваете вариант переезда в Украину?

- Я не исключаю никаких вариантов, но сейчас мне сложно ответить. Мне там негде жить, некуда переселяться. Если это бегство – да, но простой переезд – нет.

Если мне придется бежать, возможны разные варианты. Но ответить на этот вопрос сейчас я не могу. Сначала надо понять, что они собираются делать. Если станет понятно, что они не останавливаются, и их цель – выдавить меня из России, возможно, что и так может сложиться. Но пока ситуация неопределенная.

Читайте: Фейгин сказал, к чему причастен "повар" Путина

Вы понимаете, что при моем бэкграунде я могу получить убежище практически в любой стране – и за океаном, и в Европе. У меня всегда была эта возможность. Но задача моя состоит не в том, чтобы куда-то переехать и натурализоваться там. Я никогда такой цели не ставил, иначе я бы давно уехал.

Мы хотим просто понять: дадут ли вообще жить в России людям с иными взглядами. Сейчас на этот вопрос ответить невозможно. Нужно время.