Новый президент Сербии: "друг Путина" или только делает вид?
В очередной европейской стране к власти пришел политик, выступающий за тесное сотрудничество с Россией. Действующий премьер-министр Александр Вучич одержал уверенную победу в первом туре президентских выборов в Сербии.
Будущего главу государства часто называют "другом Путина". Для подобного "диагноза" есть немало оснований, но на деле все немного сложнее. В отличие от французских и голландских ультраправых, бывший националист Вучич с некоторых пор пытается позиционировать себя в качестве умеренного и прагматичного государственного деятеля. Его программа строится на политике многовекторности, хорошо знакомой Украине по временам каденции Леонида Кучмы.
За какую команду играет новоизбранный президент Сербии – разбирался "Обозреватель".
Заигрывание с Москвой
Вучич неоднократно говорил о важности "дружбы" между Сербией и Россией, давая понять, что Белград, в отличие от ЕС, не собирается портить отношения с Москвой из-за Крыма и Донбасса.
"Сербия – единственная европейская страна, которая не ввела санкции против Российской Федерации. И не будет этого делать. Сербия сохранила собственное достоинство, мы демонстрировали дружбу даже в сложные времена", – заявлял премьер.
Читайте: На двух стульях: на выборах в Сербии победил кандидат, который "устраивает Кремль"
Важный аспект – за несколько дней до выборов Вучич посетил Москву с официальным визитом. Как сообщалось, во время встречи с президентом Владимиром Путиным обсуждалось экономическое и военно-техническое сотрудничество. Последнее, кстати, особенно интересно в свете того, что стратегической целью Сербии по-прежнему является вступление в НАТО. По словам Вучича, Сербия в скором времени получит от России 30 единиц бронетехники, 30 танков, а также шесть истребителей МиГ-29.
Скорее всего, показательный визит в Россию накануне голосования был в первую очередь PR-ходом, направленным на часть сербского электората, выступающего за дружбу с РФ. Речь идет о львиной доле сербов. Прошлогодний соцопрос Центра по евроатлантическим исследованиям показал, что 57% опрошенных поддерживают создание в Сербии российских военных баз, а 64% одобряют внешнюю политику РФ в целом. Ввиду таких общественных настроений введение Сербией санкций против России – за гранью возможного.
Читайте: В Сербии появился огромный "геройский" мурал в честь Гиви: опубликованы фото и видео
Вучич – не первый и не последний европейский политик, который накручивает себе рейтинг за счет демонстрации лояльности к РФ. Большинство его соперников во время предвыборной гонки также выступали за поддержание "наилучших отношений" с Москвой.
Для РФ лояльность Белграда также крайне важна, ведь позиции Кремля на Балканах в последнее время ослабли. Судя по всему, Россия проиграла "битву" за Черногорию, которая приблизилась к вступлению в НАТО. 28 марта Сенат США одобрил расширение альянса. Формально это еще не вступление, однако ситуация движется в этом русле – все участники за. Кстати, незадолго до решения Сената Подгорица даже обвиняла Москву в попытке организовать госпереворот в Черногории, дабы развернуть вектор развития страны.
Усидеть на двух стульях
И все же позиция Вучича не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Политик пытается балансировать на проевропейских и пророссийских настроениях в обществе. Будущий президент выступает за евроинтеграцию и в то же время за сохранение и усиление связей с РФ. Как он собирается (и собирается ли) реализовывать эту стратегию, не совсем понятно. Украинский опыт показал, что подобный подход оторван от реальности.
По отношению к украинскому кризису у премьера также более чем двоякая позиция. Дистанцирование от санкций – красноречивый сигнал. Более того, в августе 2014 года Вучич пообещал наказать сербов, воюющих на Донбассе за Украину. Политик призывал сограждан "вернуться домой и заботиться о своих семьях и своей стране, а не воевать за кого бы то ни было, за чьи-то интересы".
Читайте: Чубаров предложил "сербский" путь возвращения Крыма
В то же время Вучич неоднократно заявлял о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины. "Наша позиция однозначна. И это решение будет оставаться неизменным. Вопрос границ для нас также непростой и болезненный", – отмечал премьер.
Конечно, такая хаотичная позиция является нежизнеспособной во внешней политике. Но риторика Вучича работает на внутреннее потребление, и в Сербии она умеет успех.
Как сообщал "Обозреватель", несколько сербских политиков посетили аннексированный Крым.