Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

49,6 т.
Ракета

Министерство обороны России попалось на лжи об испытательных полетах северокорейской ракеты.

Об этом передает Citeam.

Так, Минобороны России вновь опубликовало недостоверную информацию, основанную на радиолокационных данных — на этот раз дальность испытательного полёта северокорейской ракеты оказалась сильно заниженной.

Траектории навесные и настильные

Северная Корея не запускает испытываемые баллистические ракеты над территорией Южной Кореи или Японии (возможно, опасаясь, что их собьют, и/или не желая повторения скандала, последовавшего за пролётом над Японией в 1998 году ракетой-носителем "Пэктусан-1", который привёл к восьмилетнему мораторию на ракетные испытания), в результате чего использовать просторы Тихого океана для ракетных испытаний КНДР не может, но регулярно запускает ракеты по навесной траектории, то есть почти вертикально вверх. В таком случае ракета сначала улетает далеко в космос, на многие тысячи километров, но потом падает в международные воды Японского моря, не пролетев ни над одной из стран региона, а её максимальную дальность приходится специально пересчитывать.

Видео дня

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Минобороны снова против всех

Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты на подвижном шасси, которую в КНДР называют "Хвасон-14", а в американском разведсообществе и Пентагоне — KN-20, состоялся 4 июля. В тот же день Южная Корея, Япония и США опубликовали числовые данные о траектории полёта этой ракеты, а на следующий день северокорейские СМИ опубликовали фото- и видеоматериалы, а также числовые данные (продолжительность полёта — 39 минут, дальность — 933 км, высота апогея — 2802 км), которые сошлись с данными южнокорейских, японских и американских радаров в пределах погрешности последних, и подразумевают максимальную дальность около 7 тысяч километров или чуть больше при той же массе головной части, что и при испытании (межконтинентальными считаются баллистические ракеты с дальностью более 5500 км).

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Только данные Минобороны РФ разительно отличались в меньшую сторону (продолжительность полёта — менее 14 минут, дальность — 510 км, максимальная высота — 535 км), подразумевая максимальную дальность, совершенно не соответствующую размеру ракеты, числу её ступеней и оценочной массе боеголовки. 5 июля на закрытом экстренном заседании Совета безопасности ООН Россия, предъявив эти явно не соответствующие действительности цифры, высказалась против проекта заявления, которое должно было осудить испытания. Как пояснил РИА Новости пресс-секретарь постпредства РФ при ООН Ф. Стржижовский, российская делегация "не может согласиться с определением этого пуска как испытания межконтинентальной баллистической ракеты".

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Ещё в начале июля, проанализировав фото и видео пуска "Хвасон-14", группа американских учёных и экспертов по ракетной технике сделала вывод о том, что энергетический потенциал ракеты не был полностью использован в первом испытании. И действительно, 28 июля МБР отправилась в свой второй полёт, и снова Южная Корея, Япония и США опубликовали данные о полёте, и опять на следующий день КНДР опубликовала такие данные вкупе с фото и видео, и вновь Минобороны России опубликовало свои данные. Читатель этих строк, наверное, уже догадался, что первые четыре страны сошлись во мнении, что запущенная ракета — межконтинентальная, и что её дальность была больше, чем при первом пуске, а Россия — нет.

Видео телерадиокомпании NHK

За возможность проверить данные радиолокаторов нам нужно поблагодарить японскую телерадиокомпанию NHK, опубликовавшую видеозапись вхождения головной части северокорейской ракеты в атмосферу с камеры на своём здании в городе Муроран и на вышке в том же городе.

01.08.2017Расследования

28 июля Северная Корея во второй раз запустила МБР "Хвасон-14", которая может долететь до любой части России, до Западного, а возможно, даже и Восточного побережья США. Спустя три года после печально известной пресс-конференции о радиолокационных данных в связи с крушением малайзийского "Боинга", Минобороны России вновь опубликовало недостоверную информацию, основанную на радиолокационных данных — на этот раз дальность испытательного полёта северокорейской ракеты оказалась сильно заниженной. Поскольку такое занижение происходит уже дважды (после первого пуска "Хвасон-14" 4 июля и второго — 28 июля), а ситуация практически не освещается российскими СМИ, мы постарались разобраться в ситуации сами.

Траектории навесные и настильные

Перед тем, как приступить к обсуждению собственно "Хвасон-14", нужно понять, почему казалось бы небольшая дальность пуска никак не противоречит тому, что запущенная баллистическая ракета — межконтинентальная. Дело в том, что Северная Корея не запускает испытываемые баллистические ракеты над территорией Южной Кореи или Японии (возможно, опасаясь, что их собьют, и/или не желая повторения скандала, последовавшего за пролётом над Японией в 1998 году ракетой-носителем "Пэктусан-1", который привёл к 8-летнему мораторию на ракетные испытания), в результате чего использовать просторы Тихого океана для ракетных испытаний КНДР не может, но регулярно запускает ракеты по навесной траектории, то есть почти вертикально вверх. В таком случае ракета сначала улетает далеко в космос, на многие тысячи километров, но потом падает в международные воды Японского моря, не пролетев ни над одной из стран региона, а её максимальную дальность приходится специально пересчитывать.

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Графика Лео Делонси (Leo Delauncy) для газеты Daily Mail условно (не в масштабе) показывает возможную траекторию боевого пуска (красная кривая) и траекторию первого испытания "Хвасон-14" (жёлтая кривая)

Минобороны снова против всех

Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты на подвижном шасси, которую в КНДР называют "Хвасон-14", а в американском разведсообществе и Пентагоне — KN-20, состоялся 4 июля. В тот же день Южная Корея, Япония и США опубликовали числовые данные о траектории полёта этой ракеты, а на следующий день северокорейские СМИ опубликовали фото- и видеоматериалы, а также числовые данные (продолжительность полёта — 39 минут, дальность — 933 км, высота апогея — 2802 км), которые сошлись с данными южнокорейских, японских и американских радаров в пределах погрешности последних, и подразумевают максимальную дальность около 7 тысяч километров или чуть больше при той же массе головной части, что и при испытании (межконтинентальными считаются баллистические ракеты с дальностью более 5500 км).

Графика Скотта Лафоя (Scott LaFoy) для журнала The Diplomat показывает траектории пусков 4 (красный пунктир) и 28 (жёлтая линия) июля в масштабе

Только данные Минобороны РФ разительно отличались в меньшую сторону (продолжительность полёта — менее 14 минут, дальность — 510 км, максимальная высота — 535 км), подразумевая максимальную дальность, совершенно не соответствующую размеру ракеты, числу её ступеней и оценочной массе боеголовки. 5 июля на закрытом экстренном заседании Совета безопасности ООН Россия, предъявив эти явно не соответствующие действительности цифры, высказалась против проекта заявления, которое должно было осудить испытания. Как пояснил РИА Новости пресс-секретарь постпредства РФ при ООН Ф. Стржижовский, российская делегация "не может согласиться с определением этого пуска как испытания межконтинентальной баллистической ракеты".

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Диаграмма Минобороны, предъявленная российской делегацией в Совбезе ООН 5 июля 2017 (помимо числовых данных, с ошибкой в примерно 50 км указано и место старта)

Ещё в начале июля, проанализировав фото и видео пуска "Хвасон-14", группа американских учёных и экспертов по ракетной технике сделала вывод о том, что энергетический потенциал ракеты не был полностью использован в первом испытании. И действительно, 28 июля МБР отправилась в свой второй полёт, и снова Южная Корея, Япония и США опубликовали данные о полёте, и опять на следующий день КНДР опубликовала такие данные вкупе с фото и видео, и вновь Минобороны России опубликовало свои данные. Читатель этих строк, наверное, уже догадался, что первые четыре страны сошлись во мнении, что запущенная ракета — межконтинентальная, и что её дальность была больше, чем при первом пуске, а Россия — нет.

29 июля

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Jonathan McDowell  ?@planet4589

Ответ пользователю @planet4589

KCNA states Hwasong-14 (Mars-14) is ICBM 'capable of mounting a large nuclear warhead'. No actual nuke on board today.

 Читать

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Jonathan McDowell ?@planet4589

Data seems consistent: S Koreans say 3700 km apogee, Japanese 'over 3500 km', N Korea 3725 km (and Russia 681 km, discrepant again)

3:09 - 29 июл. 2017 г.

Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность

Однако любопытно, что на сей раз мы можем проверить эти заявления независимо по открытым данным.

Видео телерадиокомпании NHK

За возможность проверить данные радиолокаторов нам нужно поблагодарить японскую телерадиокомпанию NHK, опубликовавшую видеозапись вхождения головной части северокорейской ракеты в атмосферу с камеры на своём здании в городе Муроран и на вышке в том же городе.

Боснийский исследователь Альдин Абазович геолоцировал первую камеру, а мы геолоцировали и вторую. Направление с обоих камер на место падения абсолютно исключает возможность того, что ракета упала в 732 км от ракетного полигона Тончандон (больше известен как Сохэ), как об этом заявляет Минобороны РФ.

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

01.08.2017Расследования

28 июля Северная Корея во второй раз запустила МБР "Хвасон-14", которая может долететь до любой части России, до Западного, а возможно, даже и Восточного побережья США. Спустя три года после печально известной пресс-конференции о радиолокационных данных в связи с крушением малайзийского "Боинга", Минобороны России вновь опубликовало недостоверную информацию, основанную на радиолокационных данных — на этот раз дальность испытательного полёта северокорейской ракеты оказалась сильно заниженной. Поскольку такое занижение происходит уже дважды (после первого пуска "Хвасон-14" 4 июля и второго — 28 июля), а ситуация практически не освещается российскими СМИ, мы постарались разобраться в ситуации сами.

Траектории навесные и настильные

Перед тем, как приступить к обсуждению собственно "Хвасон-14", нужно понять, почему казалось бы небольшая дальность пуска никак не противоречит тому, что запущенная баллистическая ракета — межконтинентальная. Дело в том, что Северная Корея не запускает испытываемые баллистические ракеты над территорией Южной Кореи или Японии (возможно, опасаясь, что их собьют, и/или не желая повторения скандала, последовавшего за пролётом над Японией в 1998 году ракетой-носителем "Пэктусан-1", который привёл к 8-летнему мораторию на ракетные испытания), в результате чего использовать просторы Тихого океана для ракетных испытаний КНДР не может, но регулярно запускает ракеты по навесной траектории, то есть почти вертикально вверх. В таком случае ракета сначала улетает далеко в космос, на многие тысячи километров, но потом падает в международные воды Японского моря, не пролетев ни над одной из стран региона, а её максимальную дальность приходится специально пересчитывать.

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Графика Лео Делонси (Leo Delauncy) для газеты Daily Mail условно (не в масштабе) показывает возможную траекторию боевого пуска (красная кривая) и траекторию первого испытания "Хвасон-14" (жёлтая кривая)

Минобороны снова против всех

Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты на подвижном шасси, которую в КНДР называют "Хвасон-14", а в американском разведсообществе и Пентагоне — KN-20, состоялся 4 июля. В тот же день Южная Корея, Япония и США опубликовали числовые данные о траектории полёта этой ракеты, а на следующий день северокорейские СМИ опубликовали фото- и видеоматериалы, а также числовые данные (продолжительность полёта — 39 минут, дальность — 933 км, высота апогея — 2802 км), которые сошлись с данными южнокорейских, японских и американских радаров в пределах погрешности последних, и подразумевают максимальную дальность около 7 тысяч километров или чуть больше при той же массе головной части, что и при испытании (межконтинентальными считаются баллистические ракеты с дальностью более 5500 км).

Графика Скотта Лафоя (Scott LaFoy) для журнала The Diplomat показывает траектории пусков 4 (красный пунктир) и 28 (жёлтая линия) июля в масштабе

Только данные Минобороны РФ разительно отличались в меньшую сторону (продолжительность полёта — менее 14 минут, дальность — 510 км, максимальная высота — 535 км), подразумевая максимальную дальность, совершенно не соответствующую размеру ракеты, числу её ступеней и оценочной массе боеголовки. 5 июля на закрытом экстренном заседании Совета безопасности ООН Россия, предъявив эти явно не соответствующие действительности цифры, высказалась против проекта заявления, которое должно было осудить испытания. Как пояснил РИА Новости пресс-секретарь постпредства РФ при ООН Ф. Стржижовский, российская делегация "не может согласиться с определением этого пуска как испытания межконтинентальной баллистической ракеты".

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Диаграмма Минобороны, предъявленная российской делегацией в Совбезе ООН 5 июля 2017 (помимо числовых данных, с ошибкой в примерно 50 км указано и место старта)

Ещё в начале июля, проанализировав фото и видео пуска "Хвасон-14", группа американских учёных и экспертов по ракетной технике сделала вывод о том, что энергетический потенциал ракеты не был полностью использован в первом испытании. И действительно, 28 июля МБР отправилась в свой второй полёт, и снова Южная Корея, Япония и США опубликовали данные о полёте, и опять на следующий день КНДР опубликовала такие данные вкупе с фото и видео, и вновь Минобороны России опубликовало свои данные. Читатель этих строк, наверное, уже догадался, что первые четыре страны сошлись во мнении, что запущенная ракета — межконтинентальная, и что её дальность была больше, чем при первом пуске, а Россия — нет.

29 июля

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Jonathan McDowell  ?@planet4589

Ответ пользователю @planet4589

KCNA states Hwasong-14 (Mars-14) is ICBM 'capable of mounting a large nuclear warhead'. No actual nuke on board today.

 Читать

Россия снова завралась: теперь о межконтинентальных ракетах КНДР

Jonathan McDowell ?@planet4589

Data seems consistent: S Koreans say 3700 km apogee, Japanese 'over 3500 km', N Korea 3725 km (and Russia 681 km, discrepant again)

3:09 - 29 июл. 2017 г.

Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность

Однако любопытно, что на сей раз мы можем проверить эти заявления независимо по открытым данным.

Видео телерадиокомпании NHK

За возможность проверить данные радиолокаторов нам нужно поблагодарить японскую телерадиокомпанию NHK, опубликовавшую видеозапись вхождения головной части северокорейской ракеты в атмосферу с камеры на своём здании в городе Муроран и на вышке в том же городе.

Боснийский исследователь Альдин Абазович геолоцировал первую камеру, а мы геолоцировали и вторую. Направление с обоих камер на место падения абсолютно исключает возможность того, что ракета упала в 732 км от ракетного полигона Тончандон (больше известен как Сохэ), как об этом заявляет Минобороны РФ.

GE11

GE12

Это видео записано в 0:28:26 по местному времени (18:28 мск.), т. е. на 48 минут позже, чем время пуска согласно версии Минобороны России (17:40 мск.) и на 47 минут позже, чем время пуска по версии Пентагона (15:41 UTC), что отлично совпадает с заявленной Северной Кореей продолжительностью полёта (47 минут 12 секунд). Кроме того, скорость снижения головной части на видео примерно соответствует ожидаемой для ракеты такой дальности.

География против Минобороны

Возвращаясь к вопросу места падения ракеты, по версии Минобороны РФ, она стартовала из точки, помеченной на карте ниже тёмно-серым крестиком, и должна была упасть на тёмно-красной дуге. На самом же деле "Хвасон-14" стартовала из места, помеченного значком ракеты — оно было геолоцировано по фотографиям с места пуска и оказалось заводом по производству самоходных пусковых установок для баллистических ракет — и упала приблизительно в месте, помеченном значком взрыва. Это место, с одной стороны, находится в 998 км от места старта (лежит на тёмно-серой окружности), а с другой, находится на том направлении, на котором японская видеокамера запечатлела падающую головную часть.

По карте очевидно, что версия Минобороны не выдерживает никакой критики — ни одна, ни другая камера (обе они отмечены на интерактивной карте, читатель может приблизить город Муроран) не могла бы наблюдать головную часть ракеты над Японским морем, если бы ракета пролетела всего 732 км, причём это остаётся верным, даже если допустить, что Минобороны добросовестно ошиблось с точкой старта, но при этом не ошиблось с дальностью (тёмно-оранжевая окружность).

Небольшое отступление

К слову о дальности: максимальная дальность новой ракеты оценивается в 10 тысяч с небольшим километров без учёта вращения Земли. Это покрывает всю территорию России с приличным запасом. Если учесть также и вращение Земли, то в зоне потенциального поражения оказывается не только Аляска, Гавайи и всё Западное побережье США, но и Чикаго, а на пределе дальности — северная часть Восточного побережья (Нью-Йорк и Бостон, всего 100 км не хватает до Вашингтона).

Впрочем, вблизи от максимальной дальности начинает играть роль масса головной части — не факт, что она будет так же легка, как и на испытании. Под головным обтекателем ракеты рядом с ядерной боеголовкой оставлено место для простейших средств преодоления ПРО, вес которых (а вместе с ним и максимальная дальность) может варьироваться.

Справедливости ради, тут нужно отметить, что по открытым источникам невозможно установить, производит ли КНДР ядерные боеприпасы того размера, который демонстрировался в пропагандистских материалах и заложен в конструкцию головной части (и если производит, то в каком количестве), достаточна ли точность ракеты для поражения большого города не очень мощной боевой частью, а также может ли головная часть успешно проходить через атмосферу (особенно при настильной траектории) — но для ядерного сдерживания северокорейцам всё из этого доказывать и необязательно, достаточно просто правдоподобной возможности нанести США неприемлемый ущерб.

Ложь или ошибка?

Существует две основные теории о причине расхождения данных Минобороны с реальностью. Самую очевидную высказывает например, российский военный эксперт Юрий Лямин: заявления Минобороны имеют чисто политический характер и предназначены для того, чтобы затруднить введение новых санкций против Северной Кореи. Фактически, по этой теории Минобороны лжёт точно так же, как лгало по поводу ситуации в небе над Донбассом в день уничтожения малазийского "Боинга".

Альтернативная теория была предложена в начале июля, подробно с ней можно ознакомиться в статье The Diplomat от 1 августа. Эта теория заключается в том, что российские средства предупреждения о ракетном нападении не смогли уверенно обнаружить и идентифицировать вторую ступень и головную часть МБР, а обнаружили лишь имеющую значительно большие размеры первую ступень ракеты. Автор статьи Анкит Панда получил от своих источников американские данные о высоте апогея первой ступени "Хвасон-14" и сравнил их с российскими данными, которые отличаются не более, чем на 50 км: 4 июля — 585 и 535 км соответственно, а 28 июля — 703 и 681 км соответственно.

Другой аспект этой теории касается вопроса о том, откуда именно взялись спорные данные. В интервью NBC 21 июля министр иностранных дел Лавров заявлял о наличии у российских военных данных с радаров, "которые расположены прямо на границе с Северной Кореей". Возможно, он имел в виду район Владивостока — главной базы Тихоокеанского флота, которую с 2015 года прикрывает в том числе новейшая зенитно-ракетная система С-400 "Триумф". Однако в справке МО РФ, предоставленной в ООН 11 июля, никакие радиолокаторы в районе границы с КНДР не упоминаются. Напротив, там указано, что пуск баллистической ракеты 4 июля отслеживался введённой в строй в 2015 году РЛС дальнего обнаружения "Воронеж-ВП" в 90 км северо-западнее Иркутска (46-й отдельный радиотехнический узел в посёлке Мишелёвка), а это более 2000 км от Северной Кореи. Анкит Панда заключает, что такую ошибку исключать нельзя, но нам кажется, что тут не помешал бы более обстоятельный технический анализ.

В этой связи известный военный эксперт Джеффри Льюис обращает внимание на то, что в случае боевого пуска Северной Кореи межконтинентальной баллистической ракеты ВВС США обязательно попытаются перехватить её, выпустив залп противоракет с базы Форт-Грили на Аляске. Так как траектория полёта МБР из Кореи в Чикаго или Нью-Йорк проходит через Арктику, то противоракеты могут полететь не только и не столько в сторону Северной Кореи, сколько и в сторону России. Если российская СПРН не увидит летящую в Америку северокорейскую ракету, то может принять залп противоракет за ракетно-ядерное нападение США на Россию при помощи межконтинентальных баллистических ракет.

Минобороны России либо в очередной раз вводит в заблуждение мировую общественность, применяя при этом поддельные данные объективного контроля, либо, что ещё хуже, российская система предупреждения о ракетном нападении не всегда может засечь ядерные боеголовки в непосредственной близости от границ России, рискуя непреднамеренным перерастанием гипотетической войны между КНДР и США в ядерную войну между США и Россией.