Терроризм на экспорт: ФСБ нашла способ мести за Афганистан и распад СССР
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Несмотря на прохладные отношения даже в лучшие времена, борьба с терроризмом всегда была геополитической точкой соприкосновения между Россией и США.
Но, как сообщает Майкл Вайс в своей статье, опубликованной на сайте Daily Beast, появляется все больше доказательств, что Кремль, возможно, помогает с организацией исламского экстремизма на Ближнем Востоке.
Москва столкнулась с проблемой исламского экстремизма после неудачной войны за независимость Чечни на Кавказе в 90-х годах. На протяжении двух жестоких войн в регионе чеченцы становились все более воинственными, по мере того как бойцы из всего арабского мира и Афганистана стекались в регион для войны с русскими. Сегодня Чечня существует в виде полуавтономного государства в составе Российской федерации, оставаясь рассадником религиозного и сепаратистского экстремизма.
Читайте: Террористы ИГИЛ стерли с "лица Земли" монастырь в Сирии
Собственные проблемы России с терроризмом сделали ее, казалось бы, идеальным партнером для США – обе страны пострадали от террористических атак и получают выгоду от более тесного сотрудничества. Тем не менее, Россия также извлекает непрямую выгоду из взращивания экстремизма на Ближнем Востоке, в частности, в виде "Исламского государства".
Во-первых, хотя так называемое Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) борется против прежнего союзника России – сирийского режима, воинственная группировка выступает идеальным магнитом для желающих стать джихадистами и боевиками в Чечне. Вайс пишет, что с общей целью сокращения потенциала к насилию в самой России ФСБ облегчает путешествие экстремистов из Чечни и соседнего Дагестана в Сирию.
Примечательно, что после того, как местные агенты ФСБ и полиция в Чечне и Дагестане начали направлять потенциальных боевиков в Сирию, уровень насилия в этих регионах России значительно снизился.
Читайте: В Чечне попросили простить республике 16 "безнадежных" миллиардов рублей
"Это же очевидно, что [русские] правоохранительные органы и службы безопасности гордятся тем, что число жертв в вооруженных столкновениях между повстанцами и правоохранителями сократилось практически в два раза", - заявила Татьяна Локшина, старший исследователь неправительственной организации Human Rights Watch.
"Чиновники объясняют это успешно борьбой правительства с повстанцами, но в действительности причиной является тот факт, что все агрессивные и компетентные боевики сейчас воюют не в Дагестане, а в Сирии как часть ИГИЛ", - добавила она.
Стратегия направления потенциальных террористов и нарушителей из родной страны в зону военных действий отнюдь не нова. Вместо этого ФСБ просто применила стратегию борьбы с терроризмом, ранее задействованную Саудовской Аравией против Советского Союза.
"Вполне вероятно, что ФСБ соберет самых жестоких типов и скажет им: "Хотите строить свой халифат? Вот идите и стройте его в Ракке". Саудовцы так делали в 80-х с афганцами. Это проверенный способ", сказал оперативник ЦРУ, работавший с ФСБ в Центральной Азии.
Читайте: Более 80 сирийцев погибли в результате налета авиации Асада
Сокращение насилия и поголовья потенциальных экстремистов внутри российских границ может стать достаточной причиной для ФСБ, чтобы направить боевиков из Чечни в Сирию. Но данная стратегия (направления боевиков на Ближний Восток. - Ред.) также дает Кремлю второе преимущество – это еще сильнее снижает американское влияние в мире.
"Какое ключевое политическое решение сыграло решающую роль в распаде Советского Союза? Отправка иностранных боевиков в Афганистан. Это месть за те события", - сказал президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард.
"Создать кризис в Сирии, оттянуть на него наши силы, в то же время, предлагая сотрудничество в деле искоренения терроризма", - добавил он.
Создание сложностей для США также служит России в двух направлениях. Во-первых, оно ограничивает общие возможности США, в то время, когда Белому дому приходится иметь дело с политической неопределенностью в Украине, Китае, и Иране. Во-вторых, эти же сложности позволяют России занять более решительную роль в переговорах по прекращению насилия в Сирии.
Читайте: Опасный союзник: Турция может стерпеть ИГИЛ ради уничтожения Асада
Начиная с июня, российские должностные лица встречались с представителями различных сирийских повстанческих групп и других ближневосточных правительств в попытке создать широкую коалицию, включающую режим Асада, для борьбы против ИГИЛ. Пока что российские инициативы не увенчались успехом.
Ранее "Обозреватель" писал, что террористы ИГИЛ из Чечни выгодны для Путина, поскольку для оправдания своей авторитарной политики он использует образ врага. Вести войну проще, чем заниматься реальными проблемами.