УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Большая восьмерка минус Россия

1,1 т.
Большая восьмерка минус Россия

Двухдневный саммит «большой восьмерки», завершившийся вчера в США, называют одним из самых спокойных и конструктивных за последнее время. Лидеры сосредоточились на обсуждении экономических проблем Еврозоны, в частности – Греции (которую постановили из ЕС ни за что не выпускать – хотя казалось бы, это компетенция самого Евросоюза, причем тут «восьмерки»?!), мило поговорили о проблемах с упорно не уважающими демократию Ираном, Сирией и Северной Кореей.

Дали странам «арабской весны» небольшой «утешительный приз» – помощь в размере 250 миллионов долларов. Немало - если мерить мерками среднестатистического араба, стоявшего на баррикадах. Но и не много – если участь, сколько десятков миллиардов долларов было выгребено кое-кем со счетов несчастного Муамара Каддафи.

Встреча проходила в очень располагающей к не формальному общению загородной резиденции американского президента в Кемп-Дэвиде (в 100 километрах от Вашингтона), и реально стала презентацией новоизбранного президента Франции Франсуа Олланда. Однако самый главный итог этого рандеву так и не был пока замечен мировыми аналитиками. То, что Россия стала выпадать из «Большой восьмерки».

Российскую федерацию представлял не президент, а премьер. Причем –новоназначенный. Дмитрий Медведев. Тот самый, который раньше президентом работал. Новоизбранный (хотя и не новый, но все же избранный наново, как-никак) президент Владимир Путин от участия в саммите отказался. Заявив, что ему необходимо сосредоточиться на формировании своей властной команды. Как будто раньше, являясь полноправным хозяином своей страны в статусе премьера, он этим не занимался.

Как только стало известно, что Путина не будет, хозяин Белого дома Барак Обама сообщил, что не поедет на саммит Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества в российском Владивостоке в сентябре нынешнего года.

Что заставило самого большого долгожителя на вершине власти среди лидеров крупных государств (до 42-летнего рекорда вышеупомянутого Каддафи ВВП еще далеко, на начало уже положено) отказаться от прекрасной возможности презентовать себя в качестве опять «такого молодого» (как Ленин в советской песни) президента? По этому поводу может быть несколько версий.

Версия первая – Путин больше не считает партнеров по «Большой восьмерке» слишком важными для сотрудничества с Россией. Возможно, основной интерес ВВП теперь направлен в сторону другого международного клуба – БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Точнее, одного из членов БРИКа – Китая. Что ж, чисто в экономическом плане работать с Китаем, не исключено, возможно, действительно перспективнее, чем с «загнивающим Западом». Китай – это океан денег, и при этом огромнейший, быстрорастущий рынок для российских природных ресурсов. Нефть, газ, руды, металлы, лес и даже пресная байкальская вода – все можно продавать в почти неограниченных количествах. Вот только не удавиться бы в объятьях великого китайского брата. Как известно, разница в количестве населения между густонаселенным Китаем и сверхредконаселенной Россией – примерно десятикратная. И это - с учетом того, что процентов 15 жителей России уже составляют этнические китайцы…

Версия вторая – Путину принципиально больше не по пути с другими странами из G-8. Во всех остальных, кроме России, странах «восьмерки», как известно, царит демократия. Сколько не обвиняли бывшего президента Франции Николя Саркози в авторитарных замашках и антидемократических актах типа выселения зарвавшихся румынских цыган, но выборы он честно проиграл, и место его без проблем занял Франсуа Олланд.

Приедь он на саммит, Путину пришлось бы рассказывать коллегам, что он намерен делать на ближайшую шестилетнюю перспективу. А именно – говорить о том, что он обязуется уважать демократические принципы, права человека, не щемить оппозицию, не давить своих соседей… Как честному в душе человеку, Владимиру Владимировичу, видать, врать уже надоело, и он решить не мучить ни себя, ни собеседников, а просто отрядить на саммит своего помощника. С которого взятки гладки, ибо он теперь ни за что не отвечает (как, впрочем, не отвечал и раньше).

Версия третья – президент Путин готовит у себя на родине нечто вроде «Великой чистки» 1937-38 годов. И ему действительно не до саммитов. А что, очень может быть. Диктатор Сталин тоже, к сведению, не сразу свою «кадровую революцию» начал. Главным человеком в СССР он реально стал с 1922 года, но первые лет восемь – десять его правления обошлись без излишних потрясений. Пока поспела очередь до «селекции верхов», 12-13 лет пролетело. Как раз столько, сколько сейчас Путин у власти.

Пользуясь исторической аналогией, можно предположить, что хозяин Кремля готовит нечто грандиозное, и головы неугодных чиновников могут полететь очень рясно и далеко. Ведь с нынешним коррумпированным и слабоуправляемым российским госаппаратом о борьбе за мировое господство можно и не мечтать. Тут нужны преданные фанатики «великой России», а не ворюги с портретами президента над головой в качестве прикрытия.

Так это, или не совсем, время покажет. Причем – очень скоро. Но то, что Россия при новом-старом президенте из тусовки больших демократических держав начнет потихоньку выпадать, выглядит очевидным. Задачи «третьего строка» Путина в виде восстановления развалившегося Союза никак с принципами демократического мира не вяжутся.