Сейсмоопасные зоны Европы
Недавнее землетрясение в Италии свидетельствует о двух вещах. Во-первых, европейский континент по частоте сейсмоопасности несравним с Японией, или скажем, Чили, но в час Х трясти здесь может не меньше. А во-вторых, уровень развития инфраструктуры в Европе настолько высок, что тяжелые последствия может вызвать даже не очень сильное землетрясение. Толчки в 7-8 баллов по шкале Рихтера где-то в Андах или Памире сопоставимы по последствиям разрушения в той же Италии при толчках в 5-6 баллов. А недавний пример Японии показал, что может вызвать по-настоящему сильное землетрясение в индустриально-развитой стране.
Вообще, само по себе явление земных толчков не является какой-то аномалией на планете, а тем более, «страшным» катаклизмом. Землетрясения на Земле также естественны, как наступление ночи, которая тоже, быть может, не всем нравится. По всей планете за год происходит несколько сотен тысяч подземных толчков разной степени силы, другое дело, что СМИ обращают внимание исключительно на те, где есть человеческие жертвы или сильные разрушения. Что касается Европы, то по-настоящему сильно здесь может «шарахнуть» в основном на юге континента, а именно в странах Пиренейского, Аппенинского, Балканского полуостровов (сюда же еще можно добавить и Малую Азию, хотя это та еще Европа). Связано это с тем, что такие страны, как Португалия, Испания, Италия, Греция, Турция, Болгария и ряд других находятся на стыке литосферных плит, а потому трясет и будет трясти эти регионы с регулярной постоянностью. Ту же Италию куда сильнее «качнуло» в 2009 году, когда погибло более 300 человек. А еще можно упомянуть два крупнейших сицилийских землетрясений начала ХХ века, унесшие жизни нескольких тысяч людей. Американская интерактивная карта сейсмоопасности как раз и выделяет весь юг Европы красными (с наибольшей магнитудой баллов) и желтыми кружками.
Однако специфика землетрясений такова, что расслабляться остальной Европе точно не стоит. Например, в 1755 году землетрясение, произошедшее в Атлантическом океане в 200 км от Лиссабона, полностью разрушило город. В тоже время, поднявшееся цунами дошло до таких городов, как Бордо и Портсмут, нанеся последним серьезные разрушения. Та же Япония в 2010-ом пострадала не от землетрясения, а от цунами, которое было вызвано подземными толчками. А при такой конфигурации, под ударом оказываются низменные побережья Франции, Англии и Голландии.
В случае с Украиной тоже не все так лучезарно. О крымском землетрясении 1927 года даже вспоминать не будем, регион там как раз отлично подходит под «потенциальные параметры». Собственно, по этой причине в Крыму еще при Союзе отказались строить АЭС. Но также не стоит забывать, что Украина своим западным подбрюшьем практически упирается в Балканский полуостров. В той же Румынии подземные толчки явление вполне обыденное, а с учетом ветхости отечественной инфраструктуры, даже 4-бальное землетрясение может принести в Украину серьезные последствия. Этого, например, будет вполне достаточно, чтобы разрушить плотину на Киевском море, а дальше днепровская водичка может буйным потоком пройти не только по половине Киева (с Троещиной и Оболонью можно будет попрощаться), но и дойти до крупнейшей в Европе Запорожской АЭС. Если считаете это футуристическим сценарием, вспомните о Фукусиме. Ее точно не дураки строили, да и дороги у японцев нормальные.
А возвращаясь к землетрясению в Эмилии-Романьи, то следует подчеркнуть еще одну его трагичность (помимо человеческих жертв) – культурологическую. Север Италии в буквальном смысле является сплошным архитектурным музеем, а Эмилия-Романьи наряду с Тосканой – это лучшие его (музея) экспонаты. В результате землетрясения оказались разрушены сотни построек, которые являются архитектурным наследием человечества. Например, серьезно пострадал главный символ Феррары – замок герцогов Д’Эсте. Сильные разрушения произошли в Модене и Болонье. Практически полностью разрушен исторический центр городка Сан-Феличе, а вместе с ним разрушена и средневековая крепость. Собственно, именно по этой причине землетрясения в Европе воспринимаются куда болезненнее, нежели в любом другом уголке планеты.