УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сирия в огне

1,1 т.
Сирия в огне

За последние 10 дней обстановка в Сирии накалилась до предела. Собственно, там паршиво уже больше года, но настолько хрупким положение режима Ассада, пожалуй, еще не было. И ведь международная обстановка как раз благоволит Дамаску. В России формально либерального Медведева заменил консерватор Путин. Администрация Обамы за несколько месяцев до президентских выборов уже не решится на проведение серьезной военной операции, так как любая неудача может стоить президентского кресла. В Евросоюзе сейчас тем более не до Ближнего Востока, так как по сути сейчас решается будущее самого ЕС. И даже самый буйный из европейских лидеров – Саркози, уже стал обычным гражданином ниже среднего ростом.

И, тем не менее, именно сейчас режим Ассада чувствует себя наименее уверенно. Повстанцы, не дождавшись внешней помощи, перешли к более агрессивным действиям собственными силами. И если раньше они отсиживались на юге в окруженном Холмсе, то теперь активные бои ведутся «в более правильном» направлении на севере страны, в прилегающих к Турции районах. Буквально в эти дни идут полномасштабные бои за город Атариб. Если армия Ассада не сможет удержать город, тогда будет потеряна вся провинция Идлиб, которая непосредственно граничит с Турцией. Более того, именно через Атариб проходит дорога на второй по величине город-миллионник Сирии Алеппо. В самом Алеппо сейчас также происходят неприятные для Ассада происшествия. На днях, во время одного из оппозиционных митингов, полицейскими был убит молодой человек. На его похороны вышло несколько десятков тысяч людей, и все закончилось очередным буйным разгоном демонстрации. Пока еще в Алеппо не стреляют (хотя армия уже ввела туда танки), но если будет потерян этот город, то Сирия лишится выхода ко всем морским коммуникациям. А это значит, что «гуманитарной» помощи от РФ в виде ТОР-ов и стрелкового оружия больше не будет. Собственно, потому бои за Атариб можно назвать боями за всю Сирию.

Касательно повстанцев. Называть их так, по меньшей мере, не очень корректно. «Повстанцы» - это высокопрофессиональные наемники, обучающиеся в лагерях Саудовской Аравии, Катара и Бахрейна, и за деньги этих же стран, происходит их финансирование. Вот, например, сводка потерь за 28 мая в районе города Атриб: погибших военнослужащих – 20, погибших мирных жителей – 6, погибших повстанцев – 6. Т.е., армейские соединения теряют убитыми в три раза больше, чем «повстанцы». Эти цифры говорят только о том, что против армии Ассада воюют не вчерашние пастухи и торговцы пряностями.

С другой стороны следует признать, что никакие наемники не смогли бы контролировать целые регионы страны на протяжении полутора лет, если бы у них не было поддержки среди мирного населения. Ассада в Сирии все больше не любят, и даже не потому, что он такой уж страшный диктатор (в плане светскости, Сирия на две головы опережает ту же Саудовскую Аравию или Бахрейн с их одиозными судами шариата). После всех этих тысяч смертей, которые коснулись почти каждую семью страны, сирийцам нужны перемены. Иначе все эти убийства окажутся напрасными. Ассад утомил сирийцев. И даже более зверский диктатор, который придет ему на смену (о демократических преобразованиях в мусульманской стране можно говорить только в том случае, если среди ее населения не будет мусульман), сейчас кажется лучшим вариантом.

Запад же пока что воюет с Сирией исключительно дипломатическими методами. США уже выдворили из своей страны посла Сирии, продемонстрировав тем самым, что не считает режим Ассада легитимным. То же самое намерены предпринять в ближайшие дни Франция, Германия и Австралия. С другой стороны Иран, видя полную немощность призывной армии Асада, направил на помощь Дамаску свои спецподразделения. Для Ирана сохранение режима Ассада куда более важно, чем для то же России. Если Москва «в случае чего» теряет перспективный рынок сбыта своего вооружения и последние военно-ремонтные базы в Средиземноморье, то Тегеран после падения Дамаска становится главной мишенью Запада. К тому же, к тому времени пройдут уже президентские выборы в США, и кто бы ни стал главою Белого дома, можно будет смело начинать новую войну на Ближнем Востоке.