Первая крупная катастрофа года - крушение у берегов Италии пассажирского круизного лайнера Costa Concordia - занимает в эти дни все внимание мировых СМИ. Британская The Daily Mail публикует серию будоражащих фотографий, сделанных подводниками итальянской береговой охраны, которые продолжают искать пропавших без вести вокруг перевернувшегося судна-гиганта. На данный момент их число составляет 28 человек. К поискам присоединился итальянский спецназ.
Погибших, по непроверенным данным, уже семеро: тело еще одной жертвы обнаружили во вторник утром, передает ИТАР-ТАСС, ссылаясь на итальянские источники. Местные власти пока официально не подтверждают информацию, однако, по всей вероятности, это лишь дело времени, предполагает российское агентство. В то же время РИА "Новости", ссылаясь на AFP, передает, что и спасатели не подтверждают обнаружение тела седьмой жертвы.
Одновременно в Сети появляются ВИДЕО, снятые пассажирами на борту лайнера, когда все уже поняли, что произошла беда, и стали готовиться к массовой эвакуации. По этим кадрам нельзя сказать, что была сильная паника, но слышать крики испуганных людей в темноте, которым еще неизвестно, что произойдет в следующий миг, безусловно, просто жутко.
Сейчас перевернутое на правый бок судно со вспоротым подводным рифом днищем лежит в считаных метрах от побережья острова Джильо итальянской области Тоскана. В настоящее время там непогода - сильный ветер вызывает волнение на море, и Costa Concordia уже отнесло немного дальше от берега. Как пишет британская газета, существуют две опасности: что обломки лайнера уйдут в дрейф по Средиземноморью и что прибрежными скалами будут распороты баки, где находится 2300 тонн топлива.
Ранее во вторник министр по охране окружающей среды Италии Коррадо Клини сообщил, что с судна началась утечка "некоего жидкого маслянистого и, возможно, токсичного вещества". Сначала заподозрили, что оно является топливом, однако позже стало известно, что это не так. Тем не менее, угроза экологической катастрофы сохраняется.
Клини заявил, что компания - владелец лайнера должна в течение 48 часов представить план действий по откачке горючего из баков. При этом он отметил, что тип операции будет зависеть от положения и устойчивости судна. "В наихудшем случае лайнер может пойти на дно, и тогда неизбежен его разлом, что приведет к разливу топлива. Этого мы боимся больше всего", - пояснил Клини.
По словам итальянского министра, откачка топлива в любом случае не может быть начата прежде, чем завершатся поиски пропавших людей. Среди них числятся десять жителей Германии, два гражданина США, шесть итальянцев, четыре француза и гражданин Перу.
Всего на борту, напомним, было свыше четырех тысяч человек - более трех тысяч составляли пассажиры, в том числе 111 россиян. Как ранее заявили в российском посольстве в Италии, все соотечественники живы и здоровы.
В поисках пропавших спасатели уже исследовали ту часть лайнера, что возвышается над водой, теперь же поиски идут в коридорах и помещениях судна, скрытых морем. Фотографии оттуда, на которых видно, как водолазам приходится осторожно прокладывать себе путь сквозь многочисленные обломки, плавающую мебель и другие следы кораблекрушения, напоминают кадры из фильма-катастрофы.
Страшно выглядят снимки огромной пробоины в корпусе судна и "главной улики" катастрофы - большого валуна, торчащего среди разрезанного им, словно бумага, корабельного железа.
"Капитан Трус" стал самым ненавидимым человеком в Италии
Сейчас один из главных вопросов для следствия - почему Costa Concordia проходила так близко от скалистой береговой линии Джильо - всего примерно в 300 метрах, тогда как это расстояние должно было быть как минимум в 10 раз больше. Капитан Франческо Скеттино, задержанный по обвинению в непредумышленном убийстве, утверждает, что по всем имевшимся у него навигационным документам вел лайнер в безопасных водах. В лоциях, по его словам, не значились подводные рифы, на которые в итоге и наскочило судно-гигант.
Однако жителей Джильо эти заявления сильно удивили, пишет The Daily Mail в другой статье: они заявляют, что об опасностях в этих местах уже давно и хорошо известно всем мореходам.
52-летний Скеттино стал в эти дни самым ненавидимым человеком в Италии, рассказывает издание. Пользователи популярной соцсети Facebook развернули против него активную компанию. Самое мягкое прозвище, которое ему дают, - это "Капитан Трус", критикуя его за то, что он покинул судно не последним, как полагается по законам моря и чести, а задолго до того, как были эвакуированы последние пассажиры.
Сам Скеттино заявляет, что как раз покинул лайнер последним, однако, как передает РБК, в итальянские СМИ просочилась часть разговора капитана и команды, и расшифровка, по предварительным данным, подтверждает информацию о бегстве Скеттино с корабля.
Сами пассажиры рассказывают, что и остальные члены команды вели себя крайне недостойно: спешили спастись сами и пробирались к шлюпкам, расталкивая женщин и детей. Вся эвакуация по большому счету была похожа на сцены на тонущем "Титанике", где царил девиз: "Каждый сам за себя". Это подтверждают и российские туристы, бывшие на лайнере. Их очередные свидетельства публикует "Космомольская правда". В одной из статей говорится, что члены команды надевали спасательные жилеты пассажиров, чтобы попасть в шлюпки.
Во вторник Скеттино предстанет перед судом, на котором будет принято решение о его аресте. Обвинение считает, что на свободе капитан сможет либо скрыться, либо оказать давление на свидетелей, которые уже дают показания следователям.
Почему судно оказалось на прибрежных скалах: капитан решил "покрасоваться"
Среди версий того, почему судно оказалось в роковой близости от берега, главной сейчас звучит та, согласно которой капитан просто решил "покрасоваться" - такое выражение применяет, к примеру, The Australian.
Во-первых, как говорят очевидцы, Скеттино распорядился проплыть максимально близко к острову Джильо, чтобы доставить удовольствие главному стюарду Антонелло Тьеволи - единственному члену экипажа, который родом с этого острова. Во-вторых, чтобы впечатлить семейство члена экипажа, которое видело проходивший лайнер с берега.
Корреспонденты La Repubblica называют капитана Costa Concordia "эксгибиционистом у штурвала", готовым на все, лишь бы привлечь к себе внимание. В ходе допроса в прокуратуре коммодор Марио Теренцио Паломбо, под началом которого Скеттино плавал раньше на другом корабле, рассказал: "Это был слишком энергичный тип. Наглец. Мне неоднократно приходилось ставить его на место".
А один их офицеров команды Concordia Мартино Пеллегрино говорил о Скеттино как об "авторитарном" командире и эгоцентричной личности, которая подпитывает свое самомнение бесспорным мастерством капитана в море. Скеттино нравится держать в руках штурвал, рассказал Пеллегрино, но он управляет лайнером в 12 палуб, как будто это быстроходный катер. "Если делать сравнение с дорожным движением, - говорит следователь, - то можно сказать, что он управлял роскошным круизным кораблем как автомобилем Ferrari", говорится в статье, на которую ссылается InoPressa.
Накануне на пресс-конференции в Генуе председатель совета директоров компании - владельца судна возложил вину на капитана, признав, что именно "человеческая ошибка" стала причиной крушения. "Ответственность за то, что лайнер сошел с проложенного курса, целиком лежит на капитане, предпринявшем неоправданный и неразрешенный маневр", - цитирует его BBC.
В то же время, согласно предварительным выводам итальянского следствия, Франческо Скеттино после получения пробоины не собирался намеренно сажать его на мель, как ранее предполагали независимые эксперты. Они заявили, что именно этот маневр стал спасительным в момент катастрофы, позволив избежать глубинного затопления корабля с пробоиной длиной в 70 метров, что могло бы привести к гораздо большему числу жертв.
Согласно проверкам экспертов береговой охраны, после того, как корабль задел риф и машинное отделение стало заполняться водой, он стал неуправляемым. Отказали моторы, что не позволило совершить маневр. В пользу этой версии свидетельствуют и данные о скорости лайнера, которые сохранились в "черном ящике".
На момент столкновения с рифом 13 января в 21:45 по местному времени (22:45 по киевскому времени) судно двигалось со скоростью 15 узлов и стало сбрасывать скорость, накреняясь и разворачиваясь, до 5 узлов. Спустя почти час лайнер остановился полностью на том месте, где находится до сих пор, на скалах у берега. Таким образом, подход на близкое расстояние к порту Джильо - чистая случайность.
Параллельно ведется следствие в отношении того, насколько правильно была организована эвакуация. По свидетельствам очевидцев, сигнал "покинуть судно" прозвучал спустя почти полтора часа после столкновения с рифом, когда уже многие поняли, что произошла авария. Кроме того, береговые и портовые службы не получали сигнала SOS с борта Costa Concordia.