Блог | Мы все дальше отплываем от страны лаптеногих...
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Я всегда восхищалась людьми идеи. Теми, которые верили в несбыточное и боролись за него, не надеясь, что при своей жизни увидят результат (помните одиноко сидящего Сахарова, среди вставших, единогласно осуждающих его, депутатов?). Теми, которые имели свой кодекс жизни с честью. И не отступали от него ни при каких невыносимых обстоятельствах. Когда читала Мирослава Дочинца про фантастическую судьбу 104-летнего Андрея Ворона и испытания, выпавшие на его долю, удивлялась только сначала. Потом стало понятно, что для этого простого человека жить иначе было просто невозможно – для него естественно и гармонично было идти по судьбе в согласии с природой, людьми и 10 заповедями, впитанными с детства, невзирая на все катаклизмы, которые любого другого уничтожили бы или сделали мизантропом.
Позже, читая мемуары из ГУЛАГа, видела те же черты в украинских повстанцах, которые не позволяли изощренной лагерной машине перемолоть их в ту же серую людскую труху, что большинство заключенных. Часто они платили за это жизнью, но никогда достоинством. Сейчас смотрю на Филарета. Все годы независимости его официально, по протоколу богослужения, проклинали со всех алтарей кгбшной церкви, ведрами лили грязь, думаю, что и купить тоже пытались, не говоря уже об угрозах. А он, не обращая внимания, шел вперед, зная, что прав, но не зная, доживет ли до той поры, когда его правоту признают. И сейчас достойно, красиво ведет себя – такое же спокойное лицо; как всегда, разумные понятные слова.
Читайте: Выборы в Украине: какие сценарии реализует Кремль
Я, как и большинство людей, не способна на такое подвижничество. Если не вижу в обозримом будущем результата, отчаиваюсь и начинаю метаться (знак Весов в этом просто непревзойден). Мудрая старшенькая, особенно при моих переходах на другую, полностью незнакомую, работу всегда говорила: "Мам, запомни одно: в каждом дне должен быть успех. Пусть самый малюсенький. Если у человека в жизни одни неудачи, значит, он уже сам программирует себя только на них. И тогда менять алгоритм очень сложно. Потом вникнешь, приспособишься, к тебе привыкнут, выработаешь систему "свой-чужой" - и все пойдет нормально. Просто верь в себя, будь собой, учись. И обязательно каждый день успешное дело, хотя бы одно". Она была права. Если не умеешь видеть главное вдали – делай, что можешь сегодня (хотя бы по чуть-чуть) и будь, что будет.
Кстати, очень часто, даже если ты не строишь из себя Данко с горящим сердцем, и не пытаешься вести племя вперед, толк иногда бывает. Не везде - и часто неожиданно. В Луганске, после жизни в военном городке, где всегда было чисто, возле домов росли цветы, ни по одному из трех "гражданских" адресов, где довелось жить после переезда, нам не повезло. Гадили много, а убирали единицы, чьему хорошему примеру никто следовать не спешил. Особенно тяжело в 9-этажках, где много квартирантов. Возле последней 5-этажки на Дружбе наши цветы растут до сих пор – нашлись люди, которые за ними ухаживают. Когда мы 10 лет назад переехали в маленький городок на Киевщине, еще не было такого размаха строительства с таким разнообразием цен (в 2008 году киевляне цены сложить не могли даже за самую закаканную хрущевку), зато уже случился Элита-центр с обманутыми вкладчиками.
Читайте: Этот день войдет в историю: первый шаг к ликвидации российской церкви в Украине
Размер ипотечного кредита, который мы могли себе позволить, был ограничен; сбережений практически не было. Поэтому, купили то, что могли себе позволить. И, если квартира была с неплохим ремонтом, светлая и уютная, то подъезд внушал ужас. Входной двери не было; освещения тоже; в окне, забитом позапрошлогодними сухими листьями грустно дребезжало под порывами ветра единственное не до конца добитое стекло; цвет облупленного пола и стен не определялся – что-то немолодое, темное и грустное. И над всем этим – густые сети паутины, собрание сочинений за добрый десяток лет. Как в иллюстрации к сказке про Буратино, когда его заперли в темном чулане: "Поучайте лучше ваших паучат".
Все домашние, кроме нас с кошкой Нюрой, работали в Киеве, уходили рано, возвращались поздно, усталые и не замечающие ничего вокруг. Подъезд их, конечно, раздражал, но не так, как меня, видящей его часто и при дневном свете. Мне физически плохо было проходить через эту разруху домой, я переставала себя уважать. В ЖЭКе мне разъяснили, что у них все по графику. В приоритете 9-этажки, а наши 2-этажные малявки все равно рано или поздно снесут и делать там что-то бессмысленно. Рассудив, что раз соседи много лет так живут, и все норм, то с ними разговаривать бесполезно, обсудили вечером, решили, что мы можем себе позволить в первую очередь (с деньгами было настолько напряженно, что рассчитывать приходилось только на собственные руки и минимум самых необходимых материалов). Поскольку у меня время было неограниченно, среди недели делала, что могла; младшая подключалась по мере возможностей, а муж и зять – по выходным.
Читайте: Украина вмешивается во внутренние дела России
Неожиданно оказалось, что в двухэтажке все не так уж страшно, долго и дорого (тем более, что удивленные нашей активностью соседи вдруг сами предложили разделить расходы на материалы поровну, а потом еще и коврики постелили на первом этаже – у нас на втором мужчины прибили ковролин, который заменили на ламинат в квартире). Голь на выдумки хитра – то, что мы с дочкой не сумели замазать-забелить, замаскировали нехитрыми рисунками. Через неделю (+ пара выходных с обеих сторон) дочка поставила последний штрих – нарисовала ромашки на зеленых перилах, а верхолаз-зять повесил любимые еще со студенческой общаги клетчатые веселые шторки на окно с новыми стеклами. И первые гости, которые пришли к нам, шутили: "У вас внизу разуваться нужно?".
А работники ЖЭКа, заходящие в наш чистый светлый яркий подъезд по работе, сначала от неожиданности падали в обморок, зато потом начинали относиться с вниманием и уважением, выполняя все заявки в первую очередь. Дошло до того, что однажды пожилая женщина из соседней 5–этажки попросила так же разрисовать и у них в подъезде)) Весной потянуло "причесать" и двор, заросший бурьянами, хотя бы возле себя. Цветы росли только у одного подъезда соседнего дома, и улыбчивая приветливая Наташа (светлая ей память) щедро делилась со мной рассадой, а остальные жильцы наших трех восьмиквартирных малявок сочувствовали и убеждали, что дети все выдернут и затопчут. Дети из не слишком благополучных семей, действительно, не подарок, но они больше нормальных ценят и доброе отношение, и доверие.
И, как и все дети, любят брызгаться водой из бутылок. Они не столько помогали мне поливать, сколько выливали на себя, но "терпенье и труд все перетрут". Когда все зацвело, банда мелких встречала меня по дороге с работы, расспрашивая, что это желтенькое или беленькое, и топала за бутылками. Конечно, бывало, что и рвали цветы, и воровали свежевысаженную дорогую рассаду, но со временем я осознала, что не надо выделяться, лучше сажать попроще, но выносливей, поднялись многолетники (многие из которых приехали из Луганска), расстелился барвинок.
Читайте: Хорошие новости: в Украину готовы прийти инвесторы
Жить стало легче и веселей. Тем более, что следующей весной закипела работа и у других подъездов. И недавние скептики уже хвастались передо мной пышными цветочными зарослями или геометрически правильными клумбами, а мы все только радовались, что заразителен не только дурной пример. Даже квартиранты инфицировались, правда, многие сажали полезные лук или редиску. Ну и пусть – человеку нужно о чем-то заботиться. Летом мужчины выложили плиткой крыльцо и сделали навес над подъездной дверью. Потом мы совместно с ЖЭКом заменили электропроводку и поставили антивандальные светильники.
Я даже не заметила, когда в остальных домах появились входные двери (когда мы переезжали – первых дверей не было ни в одном доме, в лучшем случае, вторые, после "предбанника"), крылечки, навесы. Оказалось, что "закон разбитых окон" действительно действует. Кстати, точно так же и по новому адресу – по нашим стопам соседи перекрыли крыши и выложили дорожки. Никому не хочется быть хуже других. А когда каждый хоть немного улучшит, что может, вокруг себя, то в целом тоже станет гораздо гармоничней.
Вчера я думала об этом, когда шла по нашему городку (сразу прошу прощения за нечеткие фото – с одной рукой, сумкой и собакой получается вот так). Совсем по-другому себя чувствуешь, когда идешь по широкому плиточному тротуару, где есть место и для мам с колясками, и для велосипедистов (в 2016-м, впервые побывав в Германии, я с унынием думала: "Нам так не жить", а вот поди ж ты – и мы можем); видишь инклюзивные детские площадки; маленькие креативные кафешки; новые объявления (не безличные совковые, как совсем недавно).
Читайте: Украина опередит Россию на рынке вооружений
Тротуары, естественно, потребовали скамеек, мусорных урн, цветников, каких-то смешных фишек. Люди научились гулять, а не только бежать по делам или сидеть дома, если ноги болят. Начали украшать дома и улицы, "а то невдобно якось". Пусть пока всего этого меньше, чем хотелось бы. Но уже есть. И дальше будет больше. Сначала возле дома, потом на улице, в селе, в городе, в стране. На фоне необратимых глобальных изменений – ведь только теперь заканчивается эпоха ссср. Мы все дальше отплываем от страны лаптеногих, уходим из их пространства, делаем свое – и долгожданные изменения приходят: безвизом ли, Томосом ли. Может, и победой скоро.
А такой хорошей теплой осенью еще и наш флаг везде – желтой листвой на фоне синего неба…