"Лютик" : я не підтримую мирні домовленості - війну на Донбасі ми зможемо виграти тільки зі зброєю в руках
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Бурлящей жизни в Центральном военном госпитале в Киеве могут позавидовать даже столичные офисные небоскребы. Здесь по широким аллейкам и узким земляным дорожкам между беседками и днем, и ночью, словно муравьи, суетятся волонтеры. В отделениях не покладая рук трудятся врачи и медсестры, а на больничных койках с глазами, полными войны, лежат бойцы АТО. Госпиталь, как после лечения скажут о нем сотни военных, особое место. Свой мир, такое себе чистилище, куда ты попадаешь между войной и мирной гражданской жизнью. В этом особом месте редко встретишь женщин – не то чтобы они вовсе не воюют, просто в больницы, к счастью, попадают реже мужчин…
Санинструктор 93-й отдельной механизированной бригады 25-летняя Ирина Иванюш с позывным "Лютик" спасала жизни солдат, находясь с ними плечом к плечу на передовой в АТО. Это "Лютик" выносила раненых бойцов под Счастьем Луганской области, это она оказывала первую медпомощь боевым товарищам на первой линии обороны в паре километров от оккупированного террористами Донецка. 28 мая в районе Авдеевки Ира Иванюш подорвалась на растяжке – девушка чудом выжила, потеряв обе ноги и несколько литров крови. Теперь сильная духом санинструктор – одна из тех немногих женщин, которые встретились мне в "чистилище" - особом месте, Центральном военном госпитале.
В интервью "Обозревателю" Ира Иванюш обращается ко всей Украине. А мы искренне надеемся, что страна услышит своих Героев.
Читайте: На Донбассе установился режим тишины - штаб АТО
Помните, когда первый раз решили поехать в АТО? Война, говорят, не женское дело… Как и почему решились отправиться на передовую?
В моем выборе идти на войну нет ничего удивительного или героического. Желание защищать свою страну – абсолютно нормальное, на мой взгляд.
Когда вы первый раз попали в АТО?
Летом 2014 года. Сначала я попала в добровольческий батальон "Айдар", который сейчас уже подчиняется Министерству обороны. Позже уже перешла в другое подразделение.
Куда именно вы поехали?
Первый раз поехала в Счастье. А потом был выезд в поселок Хрящеватое Луганской области.
Фото из личного архива Иры Иванюш (vk.com)
Глупый, наверное, вопрос, но… Что поразило вас в АТО, на необъявленной войне на Донбассе?
Там многому можно поражаться. Меня, например, поражало, с каким спокойствием и ответственностью военнослужащие относятся к исполнению своих обязанностей. Когда я впервые попала в АТО, летом 2014-го года, все было не так, как сейчас. Что касается тактической медицины – нам, надо признать, не хватало знаний, которые давали на разнообразных курсах и тренингах. В частности, речь идет о курсах тактической медицины по протоколу НАТО. В 2014-м смертность среди наших раненых солдат составляла целых 47%, а в армии Израиля, к примеру, этот показатель был 7%, в армиях стран НАТО – 4%. Сейчас, в 2015-м, благодаря подготовке процент смертности среди наших раненых бойцов уменьшился, фактически, вдвое. Эти сухие цифры на самом деле показатель того, как приходилось работать раньше и что изменилось за больше года войны. Сейчас в больницы доставляют тех ребят, которых раньше просто не успевали довезти: с ампутациями обеих нижних конечностей выше бедра, с повреждением грудной клетки, где в большинстве случаев происходит осложненные пневмотораксом.
Читайте:Разведка США объяснила, почему Россия не выведет войска с Донбасса
Фото: Fakty.ua. Ира Иванюш с боевыми товарищами
А чем вы занимались до войны?
Я окончила Дрогобычский государственный педагогический университет имени И. Франко. Специальность – филология, украинский язык и литература. До АТО около года я работала учителем в школе.
В добровольческих подразделениях, как и в ВСУ, довольно много женщин. И, чтобы ни говорили мужчины, они не менее боевые и, более того, часто гораздо более сильные, чем они. Кто, на ваш взгляд все-таки более выносливы на войне – женщины или мужчины?
Это зависит от характера человека и обстоятельств, которые сформировали его личность. Выносливость и моральная устойчивость – это врожденные генетические данные плюс жизненный вышкол. И тут совсем неважно – мужчина ты или женщина.
Встречались вам на этой войне люди, которые чем-то поразили?
Встречались. И это далеко не один человек. К примеру, из "Айдара" мне запомнилась Олеся – женщина из Луганска, мать троих детей, пришедшая в АТО чтобы защитить свой родной дом. В то время как людям из мирных областей, воюющих на Донбассе, есть куда вернуться, ей, Олесе из Луганска, больше некуда идти. В этом тоже раскрывается наша национальная трагедия – когда люди в XXI веке вынуждены браться за оружие, чтобы защищать от оккупантов свою Родину.
Читайте: В ОБСЕ рассказали, что общего между войнами на Донбассе и в Югославии
Кстати, о людях из Донбасса. В АТО мне не раз встречались ребята, у которых на стороне "ДНР" и "ЛНР" воют братья. Они даже перезванивались, пытались вразумить родственников… Но все зря. Может, тоже знаете подобные примеры?
Я считаю, что враг навсегда останется врагом. Если кто-то однажды поднял оружие против украинцев, то уже не имеет права называться братом или соотечественником. Это – враг. И бороться с ним нужно с помощью оружия, иначе войну, как мне кажется, выиграть нельзя. Я не поддерживаю разного рода мирные договоренности, так как они доказали свою неэффективность. Я согласна со словами Отто фон Бисмарка – "Договор с Россией не стоит бумаги, на которой он был подписан".
Ира, буквально за десять минут до моего прихода к вам в палату заходил министр обороны Степан Полторак. Генерал-полковник вручил вам Орден "За мужество" III степени. Хотела спросить…
Эта государственная награда для меня – большая честь. Но орден, я считаю, не совсем мой. Он принадлежит всем политическим узникам, незаконно, подло и низко закрытых властью. Этот орден Тыцкого, Гроцкова, Бойко, Гуменюка, Заверухи и других. Он – для семьи волонтеров, Кулиш Елены и Владимира, расстрелянных врагом, когда в прошлом году они несли еду для защитников аэропорта. Он – для Кэт, Кати Носковой, контрактницы-связистки из 17-го танкового бата, героически погибшей в перестрелке с врагом. Ваши имена я впишу в эту сине-желтую книжечку. И простите меня за мое немужество взять эту награду.
Чем, на ваш взгляд, закончится война на Донбассе?
Об этом нужно спрашивать людей более компетентных – политологов или кто там обычно дает такие прогнозы.... Скажу только, что, на мой взгляд, ни Крым, ни Донбасс не станут своего рода мздой или откупной для России. Низкому диктатору нужна вся Украина – и восток, и запад. И пока мы не станем к оружию, он не успокоится и не остановится на уже достигнутых сотнях смертей наших патриотов.
Читайте: Это дисбат, солдат! Как живет самая закрытая воинская часть Украины: фоторепортаж