Активісти донецького і луганського Євромайданів: нас залякували і били
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Как ни странно, многие украинцы до сих пор уверены, что в Донецке и Луганске Евромайдана не было. Разумеется, это стереотип. На Донбассе люди также защищали право на евроинтеграцию и протестовали против произвола власти. Конечно, по сравнению с Майданом в Киеве, донецкие и луганские акции были не столь многочисленными. Из-за этого местной власти, милиции и "титушкам" было еще проще давить на активистов. Их запугивали, избивали, таскали по допросам и фактически преследовали.
В годовщину Евромайдана активные участники акций в Донецке и Луганске рассказали "Обозревателю", как и за что боролись три года назад.
ЕВГЕНИЙ ШИБАЛОВ. АКТИВИСТ ДОНЕЦКОГО ЕВРОМАЙДАНА, ВОЛОНТЕР ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ "ОТВЕТСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ", ЖУРНАЛИСТ
- Как начинался донецкий Евромайдан?
- Более-менее массовым донецкий Евромайдан стал после первого избиения людей в Киеве. Именно тогда я, как и многие мои друзья, вышел на улицу, чтобы заявить о своем несогласии с таким форматом отношений между властью и гражданами. Наша первая массовая акция была направлена против насилия как способа ведения диалога.
Фото Новости Донбасса
- Насколько массовыми были эти акции?
- Сотни людей. В одно время около тысячи. Для Донецка это было в общем-то немало.
Читайте: Так начинался Евромайдан
Но, к сожалению, даже такое относительно небольшое по киевским меркам количество евромайдановцев тут же вызвало резкое противодействие, давление со стороны местных властей. На самых активных участников давление оказывалось с первого дня.
- Какого рода давление?
- В первую очередь угрозы. Это контракции, на которые стали привозить сопоставимое количество парней спортивного телосложения, как их политкорректно принято называть. Это и очернение донецкого Евромайдана в местных СМИ. Потом дошло уже фактически до преследования. По месту проживания расклеивали листовки с угрозами, бросали странные послания в почтовые ящики активистов.
- Прямые столкновения с провокаторами были?
- До таких жестких столкновений, как в Киеве, не дошло. Но предпринимались попытки разогнать активистов, запретить через суды нам собираться .
Читайте: Per aspera ad astra: Порошенко отчитался о трех годах после Евромайдана
- Обычные люди, прохожие адекватно реагировали на Евромайдан?
- Вы знаете, по-разному. Люди в основном черпали представление о происходящем из СМИ. Но были любознательные граждане, которые просто подходили и спрашивали: за что вы вышли? Мы им объясняли. Каждый реагировал по-своему. Кто-то приходил поругаться, кто-то – поговорить. Но особого негатива со стороны дончан я не замечал. В основном реакция все же была адекватной. Те, кому Евромайдан не нравился, преимущественно нас игнорировали.
АЛЕКСАНДР САШНЕВ. АКТИВИСТ ДОНЕЦКОГО ЕВРОМАЙДАНА, ЖУРНАЛИСТ
- Почему люди вышли на улицы в Донецке?
- Лично для меня все началось с разгона студентов в Киеве. До этого данная тема особо не интересовала. Казалось, что протесты быстро утихнут. Но после первого разгона я и другие дончане вышли, чтобы выразить солидарность с киевскими митингующими, чтобы показать: у нас в стране должно быть правовое гражданское общество. То есть после разгона произошел всплеск. Собиралось несколько сотен людей. Думаю, до пятисот. Потом все стало немного утихать, и количество участников несколько уменьшилось. Но опять же – до следующего обострения.
Фото из архива Александра Сашнева
- Однако стабильный костяк донецкого Евромайдана – это несколько десятков человек?
- В общем-то да. До сотни.
Читайте: Суд арестовал подозреваемого в убийствах евромайдановцев "титушку"
- Наверняка же были "титушки", провокации. Расскажи об этом.
- Кончено, были. Но "титушки" не сразу появились. Стал замечать их после того, как для власти Януковича "запахло жареным" в Киеве. Были и столкновения, и раненые. Людей били, регулярно запугивали.
- Насколько я знаю, тебя облили зеленкой…
- И такое было. В День соборности, 22 января.
- Можешь привести примеры провокаций? Как действовали "титушки"?
- Срывали наши акции, мероприятия. Например, ближе к весне "титушки" с битами вбежали в кафе, где у нас, активистов, была встреча. Начали нас беспорядочно бить. Я закрыл девушку собой, и мне по голове досталось. Хорошо, что у журналиста Виталия Чижова был газовый баллончик. Это нас тогда спасло. Потом приехала "доблестная" милиция. Нападавшим спокойно позволили отойти. А нас до поздней ночи продержали в отделении. И еще регулярно вызывали на допросы и в милицию, и в прокуратуру.
Читайте: В Грузии задержан организатор нападения на активистов Евромайдана в Харькове
- А кто в основном участвовал в донецком Евромайдане? Молодежь?
- Было очень мало людей среднего возраста. В основном – пенсионеры и студенты.
Фото Новости Донбасса
- Интересный срез.
- Да. Было много бабушек и дедушек. Причем бабушки у нас боевые были.
ДЕНИС КИРКАЧ. АКТИВИСТ ЛУГАНСКОГО ЕВРОМАЙДАНА, ЖУРНАЛИСТ
- Расскажи, как Евромайдан начинался в Луганске?
- Началось все в день печально известного Вильнюсского саммита. Я, будучи журналистом и ведущим одной луганской телекомпании, написал в Facebook: "Народ, чего сидим?" Люди вышли к памятнику Шевченко.
Читайте: Наша Революция Достоинства ещё не закончилась
- И сколько изначально собралось человек?
- Боюсь соврать. Несколько десятков. Антимайдановцев было меньше.
Потом пошли митинги. Старались организовывать каждый день. После избиения студентов мне позвонил правозащитник Алексей Бида. Попросил помочь с PR, подтянуть прессу. Планировалась акция возле областного МВД. Это, по сути, первая акция, на которой луганский Евромайдан громко о себе заявил.
Фото obzor.lg.ua
- Сколько человек тогда участвовало?
- Это, конечно, не многотысячный киевский Майдан. Но по воскресеньям стали стабильно собираться несколько сотен.
Ситуация в Луганске тогда была точно такая же, как в Донецке. Народ раскачивали, запугивали: "Вы смотрите, сейчас безумный "Правый сектор" приедет". Когда возник Гражданский сектор луганского Евромайдана, то был организован общественный университет. Людям разъясняли, что такое евроинтеграция, проводились диспуты. А потом уже пошли "титушки", угрозы…
- Были какие-то провокации, столкновения?
- Конечно. Например, когда впервые на Евромайдане собрались политики, пришли ряженые казаки, попытались влезть на сцену. Был разгон митинга, посвященного двухсотлетию Шевченко. А когда на киевском Майдане произошли первые смерти, мы организовали памятный митинг. Люди стояли со свечами, с портретами погибших. И тут пришла девушка с колорадской ленточкой и перекошенным лицом — ставшая позже известной Анастасия Пятерикова. Стояла себе, стояла с портретом беркутовца, а потом начала орать. Из-за того, что якобы журналисты ее не снимали. Ее пытались урезонить: "Сударыня, что вы, право, имейте совесть!" Она продолжила орать, потом ушла. А на следующий день ее начальница Любовь Корсакова (тогдашний депутат Луганского облсовета) подала заявление о нападении на Пятерикову. Хотя были десятки свидетелей, в том числе и я, что нападения никакого не было, а она просто провоцировала людей.
Читайте: Революції влаштовують не люди...
Трижды активисты Гражданского сектора луганского Евромайдана пытались провести показ документального фильма "Открытый доступ". Один раз облили зеленкой экран, второй раз тоже как-то сорвали. В третий раз возле здания Луганской обладминистрации собрались активисты. "Ультрас" (фанаты ФК "Заря") встали вокруг нас цепью. Шел показ фильма. И тут в нас полетел фаер. Тех "титушек" поймали, передали правоохранителям. Дальнейшую их судьбу не знаю, но, думаю, отпустили. Однако надо отдать должное "ультрас". Если бы они не стояли, могли быть пострадавшие.
- В основном молодежь принимала участие?
- Да, но по воскресеньям и пенсионеры приходили.
Читайте: Евромайдану три года: история в фото
- Как и в Киеве, устанавливались палатки?
- Нет-нет. Это были стихийные митинги. Хорошо, когда ты на площади среди тысяч единомышленников, а когда ты в окружении "титушек" – все сложнее.
Когда начались захваты административных зданий, луганский Евромайдан постепенно перерос в антивоенное украиноцентричное движение. Проводили акции "Україна єдина", "Марш за мир". Людей было по луганским меркам много. Порядка тысячи.
Фото cxid.info
- А с активистами донецкого Евромайдана общались?
- Да, конечно, поддерживали друг друга. Но совместных акций не проводили.