УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Год России в "большой восьмерке"

Год России в 'большой восьмерке'

В течение всего следующего года Россия впервые будет председательствовать в "большой восьмерке", а с мая приступит к шестимесячному председательству в Комитете министров Совета Европы. Эти два события, а в особенности первое из них, — уникальный шанс для государства, стремящегося стать полноправным членом клуба ведущих держав, тем более, что для президента Путина особенно важно быть равным партнером в диалоге именно с лидерами Запада. Однако, по крайней мере, судя по атмосфере в мировой прессе, Запад отнюдь не празднует российское председательство в "группе восьми".

Среди наиболее частых претензий к Москве — централизация экономической мощи в руках Кремля, дело ЮКОСа и ситуация с правами человека в Чечне. Теперь в этом списке появились дополнительные позиции: разгул бритоголовых подонков, убивающих студентов- иностранцев (здесь, правда, вина властей косвенная), и непосредственная инициатива власти — новый закон о неправительственных организациях (НПО). Их деятельность уже несколько лет вызывала заметное раздражение российских властей: по мнению политического обозревателя Сергея Ростовцева, в первую очередь из-за работы филиалов Human Rights Watch и Amnesty International в Чечне. "Однако власти были вынуждены терпеть, поскольку любые ограничения на такую деятельность усилили бы внимание мирового сообщества к ситуации на Северном Кавказе, что вовсе не входило в планы российского руководства. Положение резко изменилось после революций в Грузии, Украине и Кыргызстане. Действующие в этих странах филиалы иностранных и международных общественных организаций называли проводниками западной финансовой помощи организаторам "цветных революций". Таким образом российские НПО автоматически стали восприниматься как непосредственная угроза власти", — пишет Ростовцев (www.eurasianhome.org). Даже после внесения поправок — Кремль указал Думе на то, что она перестаралась и перегнула палку — закон остался достаточно жестким. В частности, иностранные НПО должны информировать государство о том, сколько денег они получают и на что собираются их тратить.

С начала уходящего года ряд американских сенаторов и конгрессменов настаивают на исключении России из "большой восьмерки". В феврале сенатор-республиканец Джон Маккейн и его коллега демократ Джозеф Либерман предложили поставить дальнейшее пребывание России в составе "группы восьми" от приверженности Москвы демократическим стандартам. Позднее аналогичное требование выдвинул и конгрессмен-демократ Том Лантос. В ноябре американские законодатели высказали недовольство по поводу суда над Михаилом Ходорковским и уже упомянутого законопроекта о неправительственных организациях. Напомним также, что конгрессмен Кристофер Кокс специально просил Путина уточнить, правильно ли СМИ процитировали его слова о том, что "крушение СССР было крупнейшей геополитической катастрофой века".

Естественно, подобные выпады лишь осложняют атмосферу вокруг российского председательства. Однако есть и другие, институциональные проблемы. Как известно, в 1975 году была создана "большая семерка" — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США координировали в таком формате основные направления экономики. После распада СССР к "семерке" стали подключать Россию, и начиная с Денверского саммита 1997 года клуб превратился в "восьмерку", хотя такое название употребляют далеко не все и не всегда. Дело в том, что до сих пор встречи министров финансов и глав центробанков проходят в составе "семерки" — россияне присутствуют на них лишь в статусе наблюдателей. Если бы такая встреча проходила в России, то гостям пришлось бы выставить за дверь ее хозяина, министра финансов РФ Алексея Кудрина. Поэтому встречу перенесли — она состоялась в Лондоне в начале декабря. Чтобы не обидеть Россию, официальным поводом назвали прощание с Аланом Гринспэном, покидающим поста главы Федеральной резервной системы США. Два других совещания состоятся в следующем году в рамках плановых конференций МВФ в Вашингтоне и Сингапуре. В России пройдет лишь встреча министров финансов по подготовке июльского саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге. Руководители центробанков в подобных конференциях традиционно не участвуют.

Главной темой питерской встречи лидеров "большой восьмерки" запланирована мировая энергетическая безопасность. Кроме того, планируется обсудить развитие образования, борьбу с распространением инфекционных заболеваний, противодействие терроризму. Российская "Независимая газета" обращает внимание на то, что многие гости Путина будут озабочены проблемами собственного ухода от дел. Полномочия Жака Ширака истекают в 2007 году, следующей осенью намерен уйти в отставку премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Канада сейчас готовится к досрочным выборам, и если премьер Пол Мартин сумеет удержаться у власти, то он, скорее всего, вновь окажется во главе правительства меньшинства. Вместо путинского друга Шредера Германию будет представлять нынешний канцлер Ангела Меркель. Буш, конечно, будет рад поговорить о борьбе с терроризмом, а у Сильвио Берлускони появится возможность улучшить знание биографии своего русского друга. Недавно итальянский премьер-министр оскандалился, заявив прессе, что Путин "пережил блокаду Сталинграда".

Тем временем Москва серьезно взялась за улучшение своего имиджа за рубежом. По данным издания Foreign Policy, у американцев Россия ассоциируется прежде всего с коммунизмом, КГБ, снегом и мафией, а самыми известными российскими брендами для граждан США оказались автомат Калашникова и "коктейль Молотова". Совершенно очевидно, что такие результаты опроса не делают чести и уровню образования американцев. (Чтобы избежать излишней иронии, можно вспомнить ассоциации многих иностранцев с Украиной, среди которых лидирует Чернобыль.) Как бы там ни было, Россия решила улучшить свой имидж как среди западных элит, так и в массах. В частности, в сентябре 2004 года был создан дискуссионный клуб "Валдай", в рамках которого избранные западные интеллектуалы встречались с высшим руководством России, правда, мероприятие совпало с трагедией в Беслане. А недавно был запущен в эфир англоязычный телеканал Russia Today, в который уже вложено 30 миллионов долларов. Ирония либеральных российских обозревателей по поводу этого проекта и его 25-летней руководительницы Маргариты Симонян прямо пропорциональна количеству вложенных государством денег. Однако масштабы российской кампании по улучшению своего имиджа заставляют задуматься. Тем более, что вскоре для подобных проектов может появиться новый источник средств — повышение цен на газ для постсоветских республик.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, "День"

www.day.kiev.ua