Чубаров: примирення з Росією можливо
Что стоит за оптимистичными прогнозами по освобождению Донбасса, как Украина может примириться с Россией, почему не все в мире готовы признать факт кремлевской агрессии - об этом и не только читайте во второй части интервью "Обозревателя" с главой Меджлиса Крымскотатарского народа, народным депутатом от Блока Петра Порошенко Рефатом Чубаровым.
В первой части мы говорили об угрозах, которые несет "компромисс" с Россией, и единственном способе вернуть Крым в ближайшие годы.
- Не так давно украинское руководство сделало несколько очень оптимистичных заявлений. Глава МВД Арсен Аваков сказал, что Украина вернет Донбасс в этом году, замминистра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука – что освобождение начнется осенью. На что опираются такие несколько странные заявления?
- Когда я слышу прогнозы относительно возвращения Донбасса в этом или следующем году, или в ближайшее время, у меня сразу появляются подозрения: человек думает, что этого можно достичь, но только при условии договоренности с Россией. Договоренность с Россией может произойти только за счет Крыма. На любые другие соглашения Россия сегодня просто не пойдет.
Читайте: Минюст озвучил фамилии чиновников РФ, причастных к оккупации Крыма
- Вы рассматриваете вариант примирения Киева и Москвы, например, если в России каким-то чудом сменится руководство?
- История знала такие прецеденты после Второй мировой войны. Я сейчас не говорю об исторической памяти, скажем о памяти между чехами и немцами, между немцами и французами, между французами и британцами. Там, где речь заходит об исторической памяти, имеют место процессы, которые нельзя осознать. Но то, что предотвращает новые конфликты, достигается оформлением новых взаимоотношений. Они носят материальный документальный характер. Это то, что произошло после Второй мировой войны в Европе через контрибуцию, через покаяние, через суды, через осуждение нацистской идеологии и наказание международных преступников.
Читайте: По крымскому сценарию: МИД Украины заявил о подготовке Россией аннексии Донбасса
Поэтому примирение между Украиной и Россией возможно, но уже не через слова. Путь один - возвращение территорий, компенсация ущерба, гарантии безопасности, которые будут не только опираться на международное право, но и будут контролироваться международными механизмами, оформлением международных механизмов, которые гарантируют их выполнение.
- Президент Порошенко недавно заявил, что Украина скоро направит иск против России в Международный уголовный суд в Гааге. Есть ли в этом смысл, ведь Россия не собирается подписывать Римский статут?
- Все это надо делать, как бы Москва к этому не относилась. Это формирование основы для наказания агрессора - решение суда четко установит уровень ответственности России. Придет время, когда все это сыграет против России.
Читайте: Украина готовит Путину и Ко отдельный иск в Гаагу - Минюст
- Также недавно Петр Порошенко говорил о проведении референдума о вступлении в НАТО. Думаете, это разумный шаг?
- Референдум можно провести, можно получить положительный результат, но как потом поведут себя страны-члены НАТО? Мне кажется, что важнее создать условия, при которых члены альянса пришли бы к выводу, что мы должны быть в этом союзе. Должны быть четкие формы, которые просто не оставят странам-членам НАТО иного выхода, как поддержать наше вступление. А просто референдум не дает такой уверенности.
- Как вы думаете, дипломатическая политика Украины в отношении России не слишком мягкая? Я имею в виду, например, введение визового режима...
- Украина в очень многих сферах прикована к России. Несмотря на три года войны, мы мало что сделали для того, чтобы уменьшить эту привязанность. Хотя в некоторых сферах это удалось, особенно в сфере энергоносителей.
Читайте: Нужны ли нам визы с Россией
Но меня очень смущает сфера физических отношений. Я не могу сказать человеческих отношений, потому что это что-то теплое: родственники, браки... А физические отношения - это, когда большое количество людей перемещается в нашем случае просто для того, чтобы подзаработать. Считаю это слабым звеном в наших отношениях. Люди, которые могут потерять работу из-за введения виз, будут надеяться на то, что государство предложит им работу в Украине. Здесь есть проблема.
- Пару месяцев назад общалась с американским офицером, ярым республиканцем, сторонником Трампа. Он рассказал, что на самом деле в США очень многие люди не понимают, почему Штаты должны сохранять санкции, а сама Украина ввела ну очень символичные. Может хотя бы для того, чтобы не потерять поддержку Запада, надо усилить эти санкции?
- Это говорит о том, что мы не очень настойчиво объясняем международному сообществу суть трагедии. Чем больше мы говорим о различных аспектах, тем больше путаем себя и других. Наше государство должно было бы говорить о единой формуле восстановления территориальной целостности Украины.
Читайте: В Нидерландах определились с позицией по ассоциации Украина-ЕС
Вспоминаю, в каком состоянии страна была весной 2014 года. Тогда были необходимы любые переговоры, чтобы просто выиграть время, чтобы перегруппироваться и начать развивать армию. Тогда это все было очень нужно и очень уместно. За это время мы продвинулись во многих сферах, которые служат пониманию ситуации в мире: миссии ОБСЕ, ООН, деятельность многих общественных организаций. Вроде бы все занимаются Украиной и этим глобальным кризисом, но они решают вопросы, которые стали следствием российской агрессии. А главный результат - одна из европейских стран потеряла часть своей территории. В 21 веке это первый случай, когда одна из стран-членов Совбеза ООН напала на другое государство и аннексировала часть ее территории. К сожалению, пока не все в мире готовы это громко признать. Пока им удобно делать вид, что у нас якобы внутренний конфликт.
- Кстати, Трамп не так давно заявил, что не уверен в подконтрольности террористов Россией...
- Выхожу из того, что среди ведущих политиков, к тому же - лидеров стран, дураков нет – все они все понимают. Но, исходя из собственного понимания интересов своего государства или какой-либо политической силы, они пытаются обосновать свое поведение, которое им кажется наиболее правильным в это время. К тому же, иногда политики заведомо себя обманывают. Чтобы не дать им такого шанса, мы должны быть более решительными и понятными.
- А вы не думали баллотироваться в президенты?
- Никогда. Во-первых, у меня возраст - уже почти 60 лет.
Читайте: Выборы-2018: Путин – навсегда?
- Трампу 70.
- Понимаете, Трамп, несмотря на возраст, всю жизнь провел в одной политической и идеологической системе. Это очень важно. Это не просто пафос, не очередной штамп. Просто Украину будут поднимать молодые. Это должны быть люди, которым сейчас не более 45 лет. Все остальные несут на себе отпечатки прошлого. Люди моего поколения как личности сформировались во времена "режима". Это не хорошо и не плохо, просто теперь дело за молодыми.
Как сообщал "Обозреватель", народный депутат Украины Андрей Артеменко передал в США план урегулирования конфликта, предложив сдать Крым в аренду России.