Боюся, що Росія здогадається це зробити першою - Умеров про Крим
73 года назад началась операция по массовому изгнанию крымских татар с полуострова. Десятки тысяч людей тогда лишились дома, а 18 мая вошло в историю как день трагедии крымскотатарского народа и символ жестокости советской власти. Память о тех событиях и без того свежа, но на фоне нынешних репрессий, нарушений прав человека и запрета Меджлиса на аннексированном полуострове напрашиваются удручающие параллели.
В годовщину депортации "Обозреватель" пообщался с заместителем председателя Меджлиса Ильми Умеровым. Он все еще проживает на оккупированном полуострове, несмотря на уголовное преследование со стороны России. Умерова обвиняют в "публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации". Поводом для дела послужило его интервью на канале ATR, где замглавы Меджлиса напомнил, что надо вынудить Россию уйти из Крыма и Донбасса, а в Украине – создать национальную автономию крымских татар.
- На каком этапе дело против вас? Какие у вас ожидания?
- По уголовному делу, которое было возбуждено против меня год назад, следствие закончено. Материалы передали в так называемую республиканскую прокуратуру. Там подготовили окончательный вариант обвинительного заключения и передали в "Бахчисарайский районный суд". Он отказался рассматривать это дело, поскольку я долгое время занимал руководящие должности в этом районе. Было принято решение рассматривать это дело в "Симферопольском районном суде". День заседания еще не назначен. Видимо, еще изучают материалы. Как только назначат день, пришлют повестку.
Читайте: Кровавая депортация: хроника национальной трагедии крымских татар
- У вас есть надежды на оправдательный "приговор"?
- Виноватым перед РФ я себя не считаю.
- Да, но все мы знаем о, скажем так, специфике российского "правосудия".
- Правосудия в РФ попросту нет. И никакой уверенности в том, что этот судебный процесс будет справедливым, у меня тоже нет. Все зависит от заказа. Какой исход будет заложен в заказе ФСБ, такой и приговор будет в итоге зачитан в так называемом суде.
- 18 мая – годовщина депортации крымских татар. И у ряда крымскотатарских деятелей есть опасения, что трагедия может повториться. Думаете, они обоснованы?
- Думаю, депортации, как в 1944 году, не произойдет. Мир не позволит России так поступить. Но какая-то гибридная депортация, точнее вынужденный исход части крымских татар из Крыма уже происходит. Многие люди, которые не согласны с оккупационным режимом, которые не признали аннексию, которые хотят получать нормальное образование и не желают служить в российской армии, уезжают. Мы не можем подсчитать точно, но по разным данным уже выехало от 10 до 30 тысяч крымских татар. Происходит исход крымских татар, и не только их.
Читайте: "Преодолеем все угрозы и вызовы": Джемилев анонсировал решающий год для Крыма
- А почему вы не уехали, несмотря на уголовное преследование?
- Не хочу показаться пафосным, но я не покину свою Родину. Когда в 2014 году произошла аннексия, я для себя принял решение не уезжать ни при каких обстоятельствах. Мне предлагали достаточно высокие должности, звонили из Администрации президента Украины. Лидеры крымских татар и народные депутаты Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев предлагали мне варианты. Но я решил, что уезжать не буду. Даже если приговор будет не в мою пользу. Даже если это будет реальный срок.
- Как вы думаете, каковы шансы на то, что будет создана крымскотатарская автономия? Недавно президент Петр Порошенко заявил о поддержке этой идеи.
- Убежден, если бы Украина в течение периода независимости нашла в себе силы и возможности принять соответствующее решение, аннексии не произошло бы. Право народа на самоопределение – неотъемлемое международное право. Мы, как и любой другой народ на земле, имеем право быть носителями государственности на своей Родине. А кроме Крыма, у нас Родины нет. Мы сформировались на этой земле и должны иметь какую-то форму государственности. В данном случае речь идет об автономной республике в составе Украины. О каких-то других формах мы не говорим уже много лет.
Читайте: Стало известно о продвижении дела депутатов-изменников из Крыма
Принимать решение надо было сразу после развала Советского Союза – до 1995 года. Тогда это было технически вполне реально, но не было политической воли. Но и сейчас можно принять это решение, несмотря на то, что Крым аннексирован.
- А что это даст на данном этапе?
- Для Украины это дополнительный довод в борьбе за возвращение Крыма. Украина будет говорить не только о возвращении территории, а и о том, что она намерена восстанавливать права крымскотатарского народа. Если честно, я опасаюсь, что Россия догадается это сделать первой.
- Разве есть какие-то предпосылки для этого?
- Нет. Но боюсь, что у кого-то там хватит ума объявить Крым не сакрально русской землей, а крымскотатарской. И в этом случае почва из-под ног Украины будет выбита. Киеву надо постараться принять соответствующее решение как можно скорее.
Читайте: Порошенко анонсировал изменения в Конституцию по крымскотатарской автономии
- Позиция противников крымскотатарской автономии в целом строится на двух аргументах. Во-первых, по их мнению, сама аннексия стала возможной во многом из-за того, что в унитарном государстве имела место автономия. Во-вторых, они опасаются, что вслед за крымскими татарами об автономии могут попросить, к примеру, этнические венгры.
- В Украине пока нет закона о коренных народах. Какого-то унифицированного закона о коренных народах в мире не существует. В каждом государстве есть свои правила, есть свои законы на этот счет. Они нужны и Украине.
Я ничего не имею против венгров, румын и представителей других народов. Но у венгров есть Венгрия, у румын есть Румыния, у французов – Франция, а у крымских татар должен быть Крым.
Читайте: Мост Путина в Крым: появилось новое видео со стройки
- Какие сейчас в целом настроения в Крыму? Из Киева кажется, что даже сторонники аннексии должны быть разочарованы, ведь поток туристов уменьшился, работы мало, иностранные инвестиции под запретом, а будущее полуострова выглядит весьма сомнительно.
- Сторонники аннексии разочарованы. Их во многом обманули. У них нет высоких зарплат и пенсий, нет инвестиций и туристов. У них есть только проблемы обычной российской глубинки.
- То есть люди жалеют, что шли на так называемый референдум?
- Я бы так не сказал. Надо быть объективным. Пророссийские настроения сохраняются. Если кому-нибудь взбредет в голову провести повторный референдум, а об этом иногда говорят, все равно сторонников аннексии будет большинство. Но мы не должны вестись на такие ходы и идти на меры, которые якобы подтвердят или легализуют аннексию. Право коренного народа на самоопределение не должно зависеть от его количества. Это неотъемлемое право народа, которое должно быть за ним закреплено.
Читайте: "Похищения, обыски, аресты": крымские татары в Европе рассказали о преступлениях оккупантов
В 1944 году на крымскотатарском народе поставили точку, депортировав его поголовно. Была искусственно создана другая демографическая ситуация, которую сейчас использует Москва.
- Говоря о повторном референдуме, вы, наверняка, имеете в виду заявления Алексея Навального?
- В том числе.
- Есть еще ряд идей. Например, Михаил Ходорковский говорил о совместном управлении Крымом. Не совсем понятно, как он это себе представляет. Тем не менее почему, на ваш взгляд, российские оппозиционеры, которые вроде бы выступают против режима, по крымскому вопросу занимают такую витиеватую позицию?
- Как мне кажется, они выступают в оппозиции к Путину, но не к его политике. Они хотят его заменить и стать новым "путиным".
Читайте: Гитлер сбрил усы и выучил русский: соцсети взорвались шутками из-за Навального
- То есть Украине не стоит связывать надежды на возвращение Крыма со сменой режима в РФ?
- Честно говоря, не думаю, что в РФ произойдет смена режима. Возможно, будет сменен лидер, но режим, суть кремлевской политики останется прежней. Поэтому надежды не на смену режима, а на мировое сообщество, которое должно усилить санкции и принудить Москву отказаться от Крыма и части Донбасса.
России тоже нужно восстановить свою территориальную целостность в международно признанных границах 1991 года.
- То есть Украина сможет вернуть Крым только в случае усиления давления на Россию со стороны Запада и ухудшения экономической ситуации в РФ?
- Думаю, да.
- На ваш взгляд, каковы шансы, что мировое сообщество это поймет и начнет более активно давить на Россию? Ведь удерживать даже существующие санкции порой непросто.
- Европа и мир должны понимать, что прецедент, который был создан в 2014 году, может коснуться любой страны. Нужно все вернуть на круги своя. Если мир этого не сделает, велика опасность того, что появятся новые очаги дестабилизации, вплоть до аннексии территорий других государств более сильными или более наглыми соседями.
Читайте: Глава МИД Британии выступил с жестким заявлением по аннексии Крыма
- Ожидаемо РФ и так называемые власти Крыма отказались выполнять недавнее решение Международного суда ООН. Но это было промежуточное решение, так называемое prima facie. Если же суд примет окончательное решение в пользу Украины (хотя добиться этого и будет непросто), вы ожидаете каких-то сдвигов?
- РФ будет игнорировать решение Международного суда ООН. Добровольно возвращать оккупированные территории Москва не собирается. Поэтому я вижу единственный вариант – усиление санкций.
- На данный момент, какова степень интеграции аннексированного Крыма в Россию? На каком уровне налажены экономические, инфраструктурные связи? И насколько они утеряны с Украиной?
- Надеюсь, что это временно, но с Украиной они утеряны полностью. С РФ существует только воздушное сообщение и паромная переправа. То есть транспортные, инфраструктурные связи есть, но их явно недостаточно. Интеграция происходит не такими темпами, как обещало руководство РФ.
Читайте: Чубаров: уступив России, Украина откроет "ящик Пандоры"
- Вы связываете это с финансовой стороной вопроса? Ведь содержание полуострова – недешевое удовольствие.
- Мне кажется, это вторично. Главное – устоявшаяся инфраструктура была нарушена тем, что появились контрольно-пропускные пункты на севере полуострова. То есть автомобильное и железнодорожное сообщение полностью прервано.
РФ вкладывает в Крым очень большие средства. Но, как в любой коррумпированной стране или организации, они разворовываются. Все эти средства попросту "распиливаются".
- В связи с таким, скажем так, недобросовестным распределением средств возможна ли смена так называемой местной власти в Крыму?
- Теоретически, да. Но, думаю, нынешняя "власть" в лице Владимира Константинова и Сергея Аксенова пока Москву устраивает. Если между ними появятся разногласия, то их заменят. Это не сложно, но для Крыма и Украины это ничего не изменит. В принятии решений "местной власти" не отводится никакой роли.
Читайте: У Путина есть три "козыря", но они не помогут – Джемилев
- По вашему мнению, почему Москва вообще пошла на аннексию Крыма? Из-за Черноморского флота? Или скорее ввиду идеологических, пропагандистских мотивов?
- Россия готовилась к аннексии больше 20 лет. И в 2014 году подвернулся удобный случай в связи с предательством и бегством Януковича. Украина находилась в состоянии безвластия. Александр Турчинов исполнял обязанности президента, но практически все министры и чиновники были из Партии регионов. Некому было отдавать приказы. Но даже если приказы бы отдали, серьезного сопротивления в Крыму не было бы. Имело место массовое предательство местных сотрудников СБУ и прокуратуры, офицерского состава украинской армии и государственных служащих.
Как сообщал "Обозреватель", в НАТО объяснили, как Запад должен решать проблему Крыма.