УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Сергій Климовський
Сергій Климовський
Кандидат історичних наук, історик, археолог і блогер

Блог | Москва ''укрупняет'' Кавказ

Москва ''укрупняет'' Кавказ

Вопреки заявлению Пескова 8 октября около 17 часов, что Кремль не вмешивается в чечено-ингушские "разборки", в Пятигорске почти в это время под надзором полпреда президента в Северно-Кавказском федеральном округе Александра Матовникова шли переговоры между делегациями от местных администраций Ингушетии и Чечни. Так что, когда Кремль говорит: "мы не вмешиваемся" и "нас там нет", то это верный признак того, что вмешиваемся и есть. Также по чистой случайности 9 октября на Ставрополье начали на двух полигонах рядом с Ингушетией маневры 1,5 тыс. мотострелков, и вовсе случайно, – чтобы узнать об урожае яблок, туда прилетел Путин с Медведевым. Давненько они вместе никуда не летали.

Читайте: Зачем Москва поджигает Кавказ

В данной ситуации вмешательство Кремля неизбежно, и лишь примечательно то, что федеральные телеканалы РФ хранят гробовое молчание о событиях в Ингушетии, а их освещение "отдано на откуп" лишь региональным СМИ. Это не только следование советской традиции – молчать до конца, пока не взорвется, но и отсутствие у Кремля уверенности в том, что начатое им с Ингушетии "Великое укрупнение" Кавказа пойдет по плану.

Смысл этого плана озвучил Жириновский на пресс-конференции 24 сентября, где он излагал свое видение изменений, необходимых РФ. Среди них – укрупнение "субъектов федерации", в частности ликвидация всех "автономий" на Северном Кавказе и слияние их в два "субъекта" – в Горский и Кавказский края. Подробности: кто, как и куда сливается, Жириновский не раскрыл. Его заявление полностью соответствует стабильному тренду Кремля на укрупнение субъектов "федерации" до полной их ликвидации, как и самой "федерации", с официальным преобразованием РФ в унитарное государство. В рамках данного тренда более понятно и странное "укрупнение" часовых поясов в РФ методом уменьшения их числа с 14 до 9, проводившееся с 2009 по 2014 г. Время в империи должно течь одинаково, – без всяких национальных и региональных особенностей.

Читайте: Новости Крымнаша. Украина была фантастикой, а Россия стала свалкой истории

Укрупнить "субъекты федерации" вроде проще, чем её часовые пояса, но сложности все равно есть. Поэтому длинный план укрупнения и передела Кавказа аккуратно начали 27 сентября, через три дня после выступления Жириновского, с подписания соглашения о границе между Ингушетией и Чечней. Роль Жириновского – вбросить в СМИ идею об "укрупнении" Кавказа, роль Кадырова – запустить сам процесс. Примечательно, что на сайте "Кавказский узел" после этого появилась подрубрика "Кадыров укрупняет Чечню".

Точка запуска – Ингушетия и Чечня удобна тем, что до 1993 г. это была "спаренная" – Чечено-Ингушская республика, подобно Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкеской. Джохар Дудаев Ичкерию-Чечню из "спарки" вывел, границу с тогдашним президентом Ингушской республики Русланом Аушевым согласовал, но все эти изменения никто не подал на утверждение Москве. Тем самым возник прецедент "самоуправства" длинною в 26 лет и Кремль решил использовать его для "укрупнения" Кавказа до размеров одного Горского или Кавказского края.

Разумеется, инициатива к укрупнению должна исходить от самих трудящихся Кавказа, которые по своему "невежеству" запутаются, а "мудрая" Москва потом внесет ясность, пригласив их на беседу под своим надзором в Пятигорск. Поэтому Песков и говорит: мы к чечено-ингушским "разборкам" отношения не имеем, а федеральные СМИ о них молчат так, будто Ингушетия и Чечня где-то в Африке, и негоже писать о тамошних племенных "разборках", – есть более важные темы.

Москва, подтолкнув к организации лагеря протеста ингушей в Магасе под лозунгом "Не отдадим чеченцам родной земли!", сделала первый пробный шаг к реализации плана по "укрупнению" Кавказа.

Читайте: Если Москва уйдет - начнется взаимная резня

Кадыров тоже подлил "бензина" в заданном направлении, – игриво вставил в свое обращение к чеченцам и ингушам слова, что его "устраивает и воевать". Оба "пиротехника" – Кремль и Кадыров – слажено вызывают всплеск нужных эмоций у чеченцев и ингушей, но держат ситуацию под своим контролем. Поскольку бессрочный палаточный митинг в Магасе получил разрешение стоять до 15 октября, что невероятно для остальной РФ, то к этой дате Кремль должен будет определиться, как продвигать план по "укрупнению" дальше.

Читайте: Генштаб ВС РФ выдал справку: Россия – государство-террорист

Первый и наиболее вероятный шаг Кремля, – в Ингушетии соглашение о границе приостановят и отправят на утверждение на референдум, как того и требует лагерь в Магасе. Кадыров поступит симметрично и тоже назначит в Чечне референдум. Оба эти действа пройдут через один-два, максимум – три месяца. Референдум в Ингушетии, вне сомнений, отвергнет соглашение в его нынешнем виде, и у Москвы будет два варианта.

Первый – "заморозить" тему с границей на неопределенное время. Второй, – ввести в оборот тему о восстановлении "спаренной" Чечено-Ингушской автономной республики и этим снять вопрос о границе, поскольку это будет не граница между двумя "субъектами федерации", а что-то вроде границы между двумя хозяйствующими объектами РФ.

Читайте: Путин готовит антиконституционный переворот

Москва известный специалист по "замораживанию", но в данном случае прибегнет к нему, только тогда, когда увидит, что все идет не по плану. Цель Москвы – восстановить "спаренную республику", а затем использовать это как прецедент для сливания в один Кавказский или Горский край семи нынешних "субъектов федерации" – Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкессии, Дагестана и Ставропольского края, в городе Пятигорск которого сейчас и расположена резиденция наместника Кремля в Северно-Кавказском федеральном округе. В перспективе в этот новый "субъект федерации" извне может влиться "Южная Осетия", и возможно, Абхазия, если не войдет в аналогичный "укрупненный" субъект из Краснодарского края, Адыгеи, Крыма, Ростовской области и еще чего-нибудь.

Читайте: Западу издёвочки Путина безразличны

Дивиденды, которые план по "укрупнению" принесет Кремлю многочисленны. В том числе и с точки зрения экономии на дотациях, которые сейчас получают эти "субъекты", особенно Чечня, стабильно занимающая первое место по их размеру в РФ. После такого "укрупнения" как минимум отпадает потребность мучительно договариваться с каждым "субъектом" каждый год о размере дотации ему, и сумму её на весь "Горский край" тоже можно сократить, а из-за инфляции это будет выглядеть даже как рост. Удобно и то, что внутри "края" будет постоянная грызня за передел дотации, а у Москвы будет решающий голос арбитра.

От "укрупнения" Москве сплошные выгоды. Особенно, если распределить кавказцев по двум краям, – в Ставропольский (Кавказский) край влить Дагестан, Чечню, Ингушетию и Осетию, а всех остальных – в Краснодарский (Горский) край, и этим достичь паритета в их населении между местными и русскими.

Остается только техническая проблема: как этот план реализовать, которая состоит из многих проблем. Поэтому Кремль осторожничает, и для их решения привлекает местные кадры, в том числе и чеченца Суркова, которому скоро станет совсем не до Украины и не до встреч с Куртом Волкером. Понятно, чтобы заставить кавказцев слиться в Горский и Кавказский края, а затем стать и стопроцентными россиянам, надо "накапать" в разных точках Кавказа "бензин" и позажигать. Именно – накапать, как в аптеке, без перебора, за чем и будет следить Сурков, регулируя клапан "широта русской души", насколько ему это позволят. Другая проблема – сами местные кадры, включая Кадырова, которые в процессе "укрупнения" пусть и временно, но неизбежно превращаются из "пехотинцев путина" в нечто, напоминающее младших партнеров. Некоторые из них могут в это даже искренне уверовать, что не исключает сценарий типа Третьей чеченской войны. Неизбежна между ними и конкуренция. Третья проблема – некоторая непредсказуемость для Москвы самих кавказских обществ. Они, безусловно, автократии маленькие, но гордые, а потому могут нестандартно отреагировать на то русское хамство, которое в Москве даже хамством не считают.

В итоге Кремль осторожно начинает продвигать "укрупнение" с Ингушетии и руками Кадырова поднял тему границы, которую можно было не поднимать еще много лет, а для ее рассмотрения избрал столь нетипичный для РФ формат. Причина, – давят санкции и другие обстоятельства, которые ставят Москву перед выбором: отпустить Кавказ, ждать, когда тот сам уйдет, или срочно делать из него типовую российскую губернию. Выбрали третье – осталось лишь сверить часы и уточнить сроки.

disclaimer_icon
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...