В Украине нашли уникальную свинцовую грамоту времен Киевской Руси: таких нет ни в одном музее. Фото

Считается, что в древности записи делали в основном на свитках из папируса, пергамента, бересты или других материалах такого типа. Но в Украине обнаружили уникальный свиток – археологи раскопали грамоту времен Киевской Руси, сделанную на свинцовой пластине.

Как пишет BBC News Украина, артефакт нашла группа археологов во главе с ученым и музыкантом Павлом Нечитайлом, которая изучала древние остатки города Полонное на территории Хмельницкой области. Во время раскопок захоронения послемонгольских времен ученые наткнулись на остатки костра, в котором нашли обломки посуды XI–XII веков.

А в почве, которой его засыпали, оказалась свернутая в пять оборотов свинцовая пластина, покрытая старинными надписями.

Ученые уже знали, что во время Киевской Руси сообщения иногда передавать именно с помощью свинцовых грамот. Но в Украине такую находку удалось раскопать впервые и ученые не знали, как правильно развернуть необычную записку.

Поэтому им пришлось привлечь к этому делу специалиста по древнерусским граффити из заповедника "София Киевская" Тимура Бобровского и художника-реставратора Виктора Голуба. Работы по развертыванию грамоты продолжались несколько месяцев.

В результате исследователи получили небольшую свинцовую пластину весом 15,7 г, сильно деформированную, потрескавшуюся и со следами коррозии. Голубу пришлось очищать и укреплять пластину под микроскопом с 23-кратным увеличением. Выяснилось, что текст на нее был нанесен с обеих сторон. Это были три строчки кириллических надписей, нанесенные на всю длину пластины. Почти все буквы сохранились и их удалось прочесть.

Оказалось, что на одной пластинке было написано два письма. Каждое из них начинался со слова "грамота". Первое послание было в переводе на современный язык таким: "Грамота от Хитра и до Мича, и до Гирла: вдвоем собрав скот, вместо того, чтобы без Мича веди в Киев". Вероятно, это было письмо от некоего собственника по имени Хитр, который приказывал своим младшим родственникам или рабочим Мичу и Гирлу возвращаться в Киев.

Второе послание адресовано мужчине по имени Мич, упомянутому в первом тексте. Перевести его можно так: "Грамота к Мичу: а мать-то болеет. А Дорож-то писал, но тебе не отдал. Поэтому иди домой". То есть адресату сообщали, что он не получил еще некое письмо, но должен возвращаться домой из-за болезни матери. Вероятно, задача по сбору и перегону скота, таким образом, ложилась на плечи Гирла.

Эти грамоты ученые датируют серединой XII века – примерно за 100 лет до начала монголо-татарского нашествия. Также эта находка дает основания предполагать, что на территории современной Украины могли использовать для передачи информации не бересту (слой березовой коры), как это делали на территории, которая сейчас принадлежит России, а другие носители, в частности свинец – распространенный и доступный, хотя и достаточно дорогой металл. Его преимущество заключалось в том, что такую пластину можно было нагреть, расклепать и использовать снова сколько угодно раз. То есть, в отличие от бересты, свинец был многоразовым. Буквы на него тоже наносились без лишних усилий.

Относительно найденной в Полонном грамоты исследователи предполагают, что ее могли написать как в Полонном на 200 километров западнее Киева, так и в самой столице. Полонное в то время было частью Киевского княжества, и князь назначил его для сбора десятины для одноименной церкви в Киеве. Но до адресата послание так и не дошло, ведь осталось свернутым.

Также из находки можно заключить, что читать и писать на Киевских землях тогда умелое большинство людей и хозяин мог таким образом обращаться к своим рабочим, которые занимались выпасом скота.

Ученые решают, где будет храниться уникальный артефакт. Ожидалось, что подробный отчет о находке со всеми необходимыми оценками, легализация находок и присвоение им охранных номеров будет завершен до мая 2022 года, после чего можно было бы решать их дальнейшую судьбу. Но в Украину вторглись россияне и археологи, занимавшиеся раскопками в Полонном, пошли на войну. Поэтому решение вопроса, куда попадет свинцовая грамота, остается открытым.

Накануне OBOZREVATEL рассказывал, что в Турции археологам удалось найти главы античных греческих статуй, которым может быть до 2 тысяч лет.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber. Не ведитесь на фейки!