Ученые NASA установили размеры Марсианского океана

Ученые NASA установили размеры Марсианского океана

Ученые NASA полагают, что в древности на Марсе существовал океан, превосходящий по объему Северный Ледовитый. Этот вывод сделал на основании данных наземных обсерваторий, изучающих следы присутствия воды в марсианской атмосфере, говорится в статье, пишет ukranews.com со ссылкой на журнал Science.

"Наше исследование оценивает объем воды на Марсе, некогда существовавшей на планете, исходя из ее потерь", - говорит ведущий автор исследования Джеронимо Виллануэва.

Вероятно, 4,3 миллиарда лет назад на Марсе было достаточно воды, чтобы покрыть всю поверхность Красной планеты слоем толщиной 137 метров. Вероятно, эта вода содержалась в океане, занимавшем почти половину северного полушария Марса, при этом на отдельных участках его глубина достигала 1,6 км.

Эти оценки основаны на данных, полученных при помощи телескопов в Чили и на Гавайях. Благодаря им ученые обнаружили следы слегка различающихся форм воды в атмосфере Марса. Одна из них - привычная нам H2O, другая - HDO, в которой один атом водорода заменяется на более тяжелый изотоп дейтерий.

Читайте: В НАСА разрабатывают устройство для генерации кислорода на Марсе

Сравнив соотношение этих форм на Марсе в настоящее время с водой на марсианском метеорите, чей возраст составляет около 4,5 млн лет, ученые оценили изменения в атмосфере и то, сколько воды ушло в космос.

На эту работу ушло более шести лет (примерно три марсианских года). В итоге ученым удалось составить своеобразные карты с региональными вариациями климата и сезонными изменениями.

Читайте: Опубликовано новое селфи марсохода Curiosity с Красной планеты

Внимание ученых было сосредоточено на районах вблизи северного и южного полюсов: именно в полярных шапках сохраняются наибольшие запасы воды.

Изучение воды в атмосфере позволило примерно оценить относительные объемы двух типов воды в ледовых шапках. По оценкам экспертов, планета потеряла в 6,5 раз больше воды, чем в них находится сейчас. Это значит, что объем древнего океана на Марсе должен был составлять не менее 20 млн кубических километров.

Исходя из сегодняшнего состояния марсианской поверхности, океан располагался в районе Великой Северной равнины и покрывал примерно 19% поверхности планеты.

"Учитывая потери, вода, вероятно, существовала на планете дольше, чем было принято думать ранее. Это значит, что жизнь на ней также могла существовать дольше", - говорит один из авторов работы Майкл Мумма.