Террористический акт «Норд-Ост» (2002)

Террористический акт на Дубровке, чаще упоминаемый как «Норд-Ост» (23-26 октября 2002) — террористическая акция в Москве, в ходе которой 40 чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра на Дубровке (Москва). В результате операции по освобождению заложников были ликвидированы все террористы. В ходе штурма погибли 130 человек из числа заложников (по другим данным, 174).
В середине октября 2002 года Аслан Масхадов дал интервью французскому агентству Франс-Пресс, в котором заявил об активизации своих связей с наиболее экстремистскими лидерами чеченских террористов. Отвечая на вопросы агентства, Масхадов объяснил радикализацию своей позиции отказом Запада поддержать его. «Западные лидеры вынуждены заигрывать с Россией для разрешения своих глобальных проблем, таких как Балканы, Афганистан, Грузия, а теперь и Ирак», заявил он. «Теперь, когда война продолжается, мне нечего терять от того, что я связываюсь с такими людьми, как Басаев, Удугов или Яндарбиев — главными радикальными лидерами», подчеркнул Масхадов. При этом он заявил о некоей готовящейся сепаратистами «исключительной операции», однако какие-либо детали он раскрыть отказался.
23 октября в 21.15. в здание Театрального центра на Дубровке на улице Мельникова проникают вооружённые люди в камуфляже. В это время в ДК идёт мюзикл «Норд-Ост», в зале находится более 800 человек. Террористы производят захват заложников и минирование здания. В первые минуты захвата нескольким актёрам и сотрудникам Театрального центра удается покинуть здание через окна и запасные выходы. В 22.00. поступает информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. Террористы требуют вывода российских войск из Чечни, размещают взрывные устройства в зале театрального центра.
Переговоры продолжались три дня. 26 октября была произведена операция по освобождению заложников, в ходе которой погибло 130 человек.
23 октября 2005 года родственники жертв и пострадавших обратились к Президенту РФ с открытом письмом, в котором среди прочего, изучая материалы дела, они выявили не менее 174 вместо официальных 129 погибших.










