Год без трофеев, игра унылая, как осень, призывы "Геть!" в адрес Газзаева, непопадание в Лигу чемпионов – киевское "Динамо" снова лихорадит и штормит.
Поговорить о футболе в Киеве можно в каждом околотке и буквально с кем угодно. Достаточно вынуть наушники — и в шелесте ветра тут же услышится летящий отовсюду звон сакрального имени: "Динамо", "Динамо", "Динамо"… За те шесть минут, пока жду на пустынной аллее у безлюдного отеля "Славутич" Владимира Веремеева, до меня доносятся целых три надрывных диалога о самом главном. Таксисты справа у дороги вспоминают вчерашний матч с "Аяксом", прохожие юноши спорят, уйдет ли Милевский, а два солидных дядьки в светлых костюмах и белых мокасинах, едва выбравшись из джипов и наскоро облобызавшись, выпаливают почти хором: "Ну шо, хнать надо Хазика. Никакой ихры! Шо такоэ?"
У "Динамо" опять проблемы. Очередная сложная пора. Которая по счету — уже никто не берется считать. Деды вспоминают 70-й год, за который "Маслова убрали", и 84-й, "када "Динамо" так валилось, шо Лобановского чуть не смяло". Те, кто помоложе, говорят о "кошмаре 95–96-го" — как раз перед Его последним пришествием. Отдельная история — "Тун"-2005, выставивший динамовцев из квалификации Лиги чемпионов, впервые за целое десятилетие. Несмотря на позорное фиаско от швейцарской команды без роду без племени киевляне рассуждают о той беде без досады, "ведь хорошая команда у Буряка складывалась, интересная". Но проиграл — и выгнали, двух месяцев не проработал. А потом и с Демьяненко команда повалилась, да так, что Игорь Суркис помчался за тренерами в Россию. Сначала привез Семина, затем Газзаева.
С Семиным "Динамо" выиграло чемпионат и добралось до полуфинала Кубка УЕФА. А с Газзаевым опять стало буксовать. За весь прошлый сезон — ни одного трофея, кроме Суперкубка Украины, кое-как, по пенальти, выспоренного у "Ворсклы" в самом первом газзаевском матче. Даже в траурном 2002-м была отрада — Кубок Содружества. Даже в 2008-м, в тупиковой ситуации, взяли Кубок Первого канала. Пусть турниры были товарищескими, ценность их в том, что в одном был обыгран "Спартак", а в другом — и "Спартак", и "Шахтер" ("Мы до сих пор подспудно сравниваем "Динамо" со "Спартаком" и стремимся во всем опережать его", — пояснил Леонид Буряк). А сейчас — ни призов, ни внятного игрового почерка.
На старте нового чемпионата — ничья с "Оболонью", надсадные победы над "Таврией" и "Металлургом", разгром в Полтаве. А Газзаев на пресс-конференциях упрямо подчеркивает: "Играли хорошо, к футболистам никаких претензий", — да чехвостит судей. И Игорь Суркис твердит: "Я доверял, доверяю и буду доверять тренеру".
Игра нынешнего "Динамо" переменчива, как киевская погода. В день матча с "Аяксом" на термометрах +40, зато наутро по-осеннему холодно и дождь. Следующий день манит на улицу ярким солнцем и чистым небом — и вдруг огорошивает водопадом из беспросветной черной тучи. Примерно так же киевское "Динамо" ведет себя на поле. 20 минут оно жарит "Аякс" на открытом огне, но потом почему-то бросает это занятие и само насаживается на вертел — только успевай переворачивать. Если бы не юный Коваль, впервые в жизни очутившийся в воротах "Динамо", Газзаеву впору было уже в перерыве отправляться паковать чемоданы. Во втором тайме динамовцев вообще не рассмотреть, на поле один сплошной "Аякс", но едва киевляне пропускают и остаются вдесятером, как снова становятся похожими на команду и скоро добиваются равновесия. Ни один термометр не выдержит таких перепадов.
В послематчевой интерпретации Газзаева "Динамо" хорошо провело не 20 минут, а весь первый тайм, во втором же игру сломал судья, а не команда сама себе. "Я критиковать не люблю, но тут просто не понимаю, зачем он пускает людям пыль в глаза, — невесело усмехался назавтра Олег Блохин. — Ошибся, не угадал с тактикой, с заменами — так будь честным, признай. А то сегодня судьи помешали, в следующий раз жара, дождь, плохое поле — а сам вроде как и не виноват в неудачах. И так каждый раз". На Украине, где тренеры регулярно линчуют сами себя на пресс-конференциях, к вечно правому Валерию Георгиевичу не привыкли до сих пор.
Тренер "Аякса" Мартин Йол тоже не сказал всей правды. Поделикатничал про "фифти-фифти" и удалился. Зато с голландской прессой был предельно откровенен. "Читали, что он сказал в самолете? "Мы обязаны обыгрывать эту команду. Должно произойти что-то невероятное, чтобы мы не вышли в следующий раунд", — сообщил при встрече Владимир Веремеев. — И это "Аякс", которому мы после жеребьевки радовались как самому удобному сопернику!"
Что же происходит с "Динамо"? Одна из ключевых проблем — несоответствие игроков уровню команды. Помнится, Газзаев, возглавив "Динамо", с ходу заявил, что через три года выиграет с ним Лигу чемпионов, а состав укомплектован так здорово, что практически не нуждается в усилении. Через месяц, после предсезонного сбора, его мнение о команде кардинально переменилось.
— Я не понимаю, по какому принципу комплектуется сегодняшнее "Динамо", — делится печалью Буряк. — Талантливых украинцев отдают в другие клубы, а на их места приобретаются непонятные защитники из Бразилии, из Македонии. "Динамо" всегда славилось средней линией и за счет этого добивалось всех своих успехов. Сейчас в команде посредственная полузащита. Но вместо того чтобы ее усилить, к нам везут защитника Данилу Силву, который из шести передач пять делает в ноги партнеру. Когда я работал в "Динамо", был очень жесткий отбор. У нас могли оказаться Видич, Анюков, Колодин — но не подошли по тем или иным параметрам. Представляете, какой был уровень селекции!
Знающие люди рассказывают, что в последние годы — до прихода Газзаева — тренеров вообще не ставили в известность по поводу предстоящих покупок. Игорь Суркис словно играл в футбольный менеджер: покупал приглянувшегося селекционерам игрока и ставил тренера перед фактом. Газзаев, говорят, эту практику если и не пресек, то постарался ограничить. С другой стороны, до него еще не бывало случая, чтобы за "Динамо" в еврокубках играл футболист, не успевший нормально потренироваться с командой.
Речь о 19-летнем бразильце Андре. Он вышел на замену незадолго до конца первой встречи с "Аяксом", ничего толкового сделать не смог и не успел, вызвался исполнить стандарт и отправил мяч куда-то на трибуну. "Привезли человека из-за океана, чтобы он пробил штрафной", — посмеивается Веремеев.
— У "Динамо" и в атаке серьезные проблемы, — развивает мысль Буряк. — Андрей Шевченко с возрастом утратил скорость и не может использовать свои лучшие качества — рывок, дриблинг. У Милевского вообще скорости нет, а без нее он в Европе не помощник. Мне звонил Валерий Карпин, интересовался. Я ему так и ответил: в Лиге чемпионов, против серьезных соперников, "Спартаку" от него пользы не будет.
Веремеев на вопрос о возможном уходе Артема из "Динамо" ответил аналогично: "Это не станет большой потерей. Милевский как был перспективным игроком, так им и остался, а ведь ему уже 25. Без скорости в современном футболе делать нечего". В день ответной встречи с "Аяксом" выяснилось, что Милевский все же остается в Киеве: Андре пока не убедил тренерский штаб в том, что готов стать лидером атак, Гильерме после возвращения из ЦСКА был вынужден отвлекаться на обустройство семьи, а талантливый Кравец до сих пор лечится. Так что другого нападающего в пару к Шевченко, кроме Милевского, у "Динамо" сейчас попросту нет.
Стоило ли продавать зимой Алиева? В Киеве мнения на этот счет расходятся в разные стороны. Одни не видят за этим полузащитником никаких иных талантов, кроме точных ударов по неподвижному мячу. Другие называют его трансфер преступлением. Третьи считают, что к парню нужно было искать подход, а не избавляться от него из-за скверного характера. Прежние тренеры "Динамо" (и вообще динамовская система) тем и славились, что умели выжимать максимум из любого футболиста, каким бы сложным ни был его характер.
Но системы больше нет. И оборвалась она, утверждает весь футбольный Киев, на Юрии Палыче Семине. Отмечая его доброту и душевность, киевляне почти поголовно — и сторонники Газзаева, и противники, и те, кому он безразличен — считают, что именно при Семине "Динамо" потеряло себя. Свое лицо, свой стиль, свои традиции.
— Он пытался привить "Динамо" несвойственную манеру игры — короткий пас, стеночки, атаки по центру, — детализировал общее мнение Леонид Буряк. — Это стиль "Спартака" времен Бескова, очень нравившийся болельщикам. Но мало того что "Динамо" всегда исповедовало совершенно иной футбол, так и сам Бесков признавал бесперспективность "спартаковского стиля". Когда праздновали его 85-летие, Константин Иванович отвел меня в сторонку, чтобы выпить наедине, и сказал: "Помнишь, я постоянно звал тебя в "Спартак"? Ты правильно делал, что отказывался. Все-таки "Динамо" играло в футбол будущего, и Лобановский действительно опередил время. А все эти наши "стеночки" — это тупик, топтание на месте. Жаль, что я тогда этого не понимал". И вдруг "Динамо" начинает вот это самое топтание на месте…
В общем, футбол команды Семина никому в Киеве не нравился. "Здесь даже во дворах так не играют", — слышал я не раз и не два. А как же результаты? А никак. Чемпионат "Динамо" выиграло без борьбы, потому что "Шахтер" с первых туров от нее фактически устранился. Зато в кубках Украины и УЕФА "Шахтер" обыграл киевлян в полуфиналах, а еврокубок потом завоевал.
— Система подготовки, которую использовали в "Динамо" 30 с лишним лет, была изобретена и применялась для того, чтобы средние футболисты могли достичь предела своих возможностей и на равных соперничать с лучшими игроками мира, — Владимир Веремеев как многолетний помощник Лобановского прекрасно знает, что и для чего задумывалось. — Эта методика прекрасно работает и в современных условиях. Помните, два года назад в Германии прогремел "Хоффенхайм"? Его тренер когда-то присутствовал на всех лекциях Лобановского, причем сам к нему подойти стеснялся и смог пообщаться только при помощи знаменитого в прошлом редактора "Киккера" Хайманна. Месси и Лэмпардов на всех не хватит, да и денег на них большинство клубов никогда не отыщет — зато благодаря грамотно спланированному тренировочному процессу футболисты менее высокого класса способны их переиграть. Киевское "Динамо" не раз это доказывало. А сейчас вдруг и от собственной методики отказалось, и фирменный игровой почерк растеряло.
"Семин и Газзаев для киевского "Динамо" чужаки" — и эта фраза встречалась мне в беседах неоднократно. "Они привыкли работать по-другому и перестроиться уже не смогут". Но есть и голоса оптимистов: "Газзаев четко представляет себе, как должна играть его команда, и старается вписать имеющихся футболистов в эту схему. А модель игры Газзаева очень похожа на "фирменную" динамовскую: скорость, напор, агрессивность, силовое давление, длинный пас, фланговые атаки, прессинг. Беда в том, что ему не хватает квалифицированных игроков".
Первый тайм ответной встречи с "Аяксом" — лучший динамовский тайм за весь 2010 год — как будто подтвердил правоту тех, кто верит в талант Газзаева. "Динамо" провело его на предельной скорости, группа атаки благодаря своевременным маневрам и размашистым комбинациям создала четыре голевых момента у ворот Стекеленбурга, и голландцам откровенно повезло, что мяч ни разу не попал в сетку. Но потом опять случился резкий перепад температуры: в концовке первого тайма киевляне не справились в своей штрафной с Суаресом и настолько сникли, что после перерыва игра стала неуправляемой. Потом "Аякс" забил еще, и дверь в Лигу чемпионов с треском захлопнулась перед носом "Динамо". Второй раз за 14 лет.
Характерно, что, даже взвалив — в кои-то веки! — вину за это поражение на себя, Газзаев не нажил себе сторонников в динамовском лагере. Призывы об отставке переросли из разрозненных выкриков в несмолкаемый гул. Но кто, если не он? "Динамо" измучено нескончаемыми тренерскими заменами, и новая революция его может окончательно подкосить: второго Семина великий клуб не вынесет. Как же быть? Восстанавливать связь времен? Возвращаться к прошлому? К каноническим традициям?
— Назад дороги нет, нужно взять то лучшее, что во все времена приносило "Динамо" славу и победы, и развить с учетом современных требований, — убежден Веремеев. Вторит ему и Буряк, оговариваясь, правда: "Мне могут сказать — и имеют полное право, — что у меня была возможность сделать так, как надо, а я не справился".
Многие, к слову, считают, что Буряк на главную роль в "Динамо" подошел бы идеально. Но рассуждения о втором пришествии Буряка — чистая абстракция. Во-первых, с ним некрасиво расстались в клубе. А во-вторых, с той поры Леонид Иосифович ни дня не занимался тренерской работой и готов ли сейчас заново впрячься в эту лямку — загадка для всех.
Кто еще? Мечтает вернуться в "Динамо" Алексей Михайличенко, но он зарекомендовал себя очень несмелым тренером — и в "Динамо", и в сборной в решающих матчах слишком осторожничал. Олег Блохин? Он никогда не скрывал желания трудиться в родном клубе, но если бы Суркис хотел предложить ему должность, это давно бы случилось. Павел Яковенко? Он сколотил сейчас чудесную молодежную сборную, с которой собирается выиграть чемпионат Европы. Иностранцы? Не исключено, что они могли бы помочь "Динамо", да только приезжали уже иностранцы в Киев, и не раз, вели переговоры, обсуждали условия — и никто в итоге не остался.
Есть еще Юрий Калитвинцев и Александр Головко, которые возглавляют сегодня юношеские сборные страны. Говорят, что в ближайшее время они вырастут в специалистов, способных плодотворно работать и в "Динамо", и в главной национальной команде. Но ближайшее время — это будущее, а оно для них еще не наступило. Вот и получается, что настоящее для динамовцев Киева — это все-таки Валерий Газзаев. И Лига Европы.
Все тренеры "Динамо" с 1992 года
Сезоны и достижения
Анатолий Пузач 1992 —
Йожеф Сабо 1992, 1994, 1995–1996, 2004–2005 Двукратный чемпион и обладатель Кубка
Михаил Фоменко 1993 Чемпион и обладатель Кубка
Николай Павлов 1995 Чемпион страны
Владимир Онищенко 1996 —
Валерий Лобановский 1997–2002 Пятикратный чемпион и трехкратный обладатель Кубка, полуфиналист Лиги чемпионов
Алексей Михайличенко 2002–2004 Двукратный чемпион, обладатель Кубка, двукратный обладатель Суперкубка
Леонид Буряк 2005 —
Анатолий Демьяненко 2005–2007 Чемпион страны, двукратный обладатель Кубка и Суперкубка
Олег Лужный 2008 —
Юрий Семин 2008–2009 Чемпион страны, полуфиналист Кубка УЕФА
Валерий Газзаев с 2009 Обладатель Суперкубка