Куда пропал звездный футболист сборной Украины, который жил в Москве, забивал России и спасал сына после наезда в Киеве
В последние годы бывший футболист сборной Украины Сергей Скаченко, который жил с семьей в Москве, исчез из информационного поля. А после начала полномасштабной войны с Россией не сказал ни единого слова в поддержку той или иной стороны и вообще не показывается на публике.
OBOZ.UA решил вспомнить, как развивалась карьера форварда, который в свое время забивал сборной РФ, а затем решил там осесть с концами.
Скаченко родился в казахстанском Павлодаре, однако во втором круге последнего чемпионата СССР усилил состав харьковского "Металлиста". А дубль молодого форварда в ворота донецкого "Шахтера" привлек к нему внимание клубов с более серьезными возможностями.
"Вариант с "Металлистом" мне посоветовал Станислав Берников, который заканчивал карьеру у нас в "Тракторе". До Павлодара он успел поиграть долгое время как раз в "Металлисте": "Чего тебе здесь, в Павлодаре, делать? Давай я тебя трудоустрою в команде высшей лиги". Вот он меня и порекомендовал "Металлисту", – рассказывал Сергей.
Затем уже по совету советского футболиста Гурама Аджоева Сергей перебрался в московское "Торпедо", ведь "во второй раз в столицу РФ могли и не позвать". И в первой половине сезона 1992 года стал стабильным игроком основы москвичей, но со сменой тренера потерял место в старте и согласился отправиться на полгода в экзотический Бангладеш.
Но звонок от Леонида Ткаченко, который раскрыл Скаченко в "Металлисте", заставил футболиста передумать и надеть футболку "Темпа" из Шепетовки, где как раз появился спонсор и собирался серьезный состав. В нападении Сергей играл вместе с чемпионом СССР Георгием Кондратьевым, который ездил на матчи из Минска на электричках с двумя пересадками.
13 голов в составе "Темпа" обеспечили Скаченко интерес со стороны днепропетровского "Днепра", который тренировал Николай Павлов. Однако когда вопрос был почти решен, Павлов возглавил киевское "Динамо", и форвард отправился вслед за ним. Но по-настоящему поверил в Сергея Йожеф Сабо, которого Сергей ценил за его справедливость – никого не ставил в состав по блату.
За полтора сезона в Киеве Скаченко дважды становился чемпионом Украины. Но партнер по "Динамо" Виктор Леоненко рассказывал, что у форварда были проблемы с алкоголем и накануне матча Лиги чемпионов с французским "ПСЖ" тренеры нашли пьяного игрока на лестничной клетке. "У всех бывает. По молодости и я мог сотворить глупость. Но это был единичный случай", – отмечал Сергей.
После скандала с подкупом шубами и дисквалификации киевского "Динамо" в Лиге чемпионов-1995/96 Скаченко решился на двухгодичную аренду в Корее, где после 1000 долларов в Украине предлагали более серьезные зарплаты: "В LG я получал 6–8 тысяч, в "Чоннам Дрэгонз" – 8–10. Это была первая заграница. Несложно догадаться, какой она мне показалась после СССР. И как бы ни были хороши Франция, Швейцария и Япония, Корея у меня останется в жизни самым красочным воспоминанием".
После первого сезона в Корее Скаченко прилетал в Киев, встречался с Валерием Лобановским, который как раз вернулся в "Динамо" и был заинтересован в нападающем, однако форварда тогда все устраивало на Востоке. По истечении контракта в Корее Сергей вынужденно снова оказался в московском "Торпедо", но с прицелом на Европу.
"В Стране утренней свежести было неплохо. Но в серьезных клубах Западной Европы футболисты к тому времени уже зарабатывали в 3–4 раза больше. Было желание попробовать себя в Европе. Абрамов договаривался о переходе в бельгийский "Андерлехт". Там уже все было практически на мази, но в итоге, по-видимому, не смогли договориться с корейцами", – рассказывал в интервью Скаченко.
Москвичи каким-то образом смогли найти подход к азиатам, а затем, после удачного сезона Сергея в РФ продали его во французский "Мец", по информации СМИ, за серьезные на 1999 год 3,5 млн долларов.
"Дебютировал в "Меце" неплохо. Забил Бартезу, с "Монако" сыграли вничью. Затем отличился в матчах с "Марселем" и "Лионом". За полгода забил шесть голов. Но дальше не пошло. Были свои моменты. И "чехарда" с тренерами, и травмы, и высокая конкуренция в нападении. Плюс – местные нас, легионеров, ущемляли", – отмечал Сергей.
После этого, немного покочевав по клубам, Скаченко завершил карьеру футболиста в начале 2005 года в азербайджанском клубе "Туран": "Конечно, можно было ярче провести последние три–четыре сезона. У меня было полно желания играть, но здоровье подкосило".
"Я получил тяжелую травму – порвал ахилл в последнем матче за "Торпедо" перед переходом в "Мец". Выходя на поле, часто ощущал дискомфорт, что мешало играть в полную силу. Хотя, думаю, после "Меца" мог еще поиграть в сильных европейских командах", – рассказывал футболист.
За сборную Украины Скаченко дебютировал в 1994 году в спарринге против Беларуси (3:1), отбегав за "сине-желтых" 17 поединков и забив в них 3 мяча. Лучше всего удался форварду отбор на Евро-2000, когда команду возглавлял Йожеф Сабо, а в одной группе с нами оказалась Россия.
Ну, а победа 3:2 над РФ в сентябре 1998-го в Киеве стала, наверное, лучшим матчем Сергея в сборной. Как признавался Сабо, Валерий Лобановский сказал ему перед поединком: "Не ставь Скаченко". Но наставник что-то предчувствовал и все равно выпустил его в основе.
"Сергей забил и отдал голевой пас. Лобановский после пожал плечами: "Видишь, что такое – седьмое чувство? Оно у тебя было – и Скаченко матч выиграл. Молодец", – вспоминал Сабо.
Говорили, что в "Торпедо" после такого над Скаченко по-дружески подтрунивали. Однако этот матч также повысил цену на форварда на международной арене. На него обратил внимание тренер "Глазго Рейнджерс" Дик Адвокат, который приезжал на просмотр в Россию. Наставника шотландцев игра украинца удовлетворила, но вмешались юридические формальности – Сергею не могли выдать рабочую визу – не набиралось 75% матчей за сборную в течение двух последних лет.
Однако, как признавался сам Скаченко, его роман со сборной Украины в 2002 году закончился не на мажорной ноте. В матче с Югославией форвард сцепился с Синишей Михайловичем и получил за это красную карточку, что не понравилось тогдашнему наставнику "сине-желтых" Буряку: "Михайлович хотел меня сломать, а тренеры сборной еще и обвинили меня в том, что первым полез в драку".
После завершения карьеры Сергея пригласили тренировать юношей в "Торпедо", где он проработал полтора года, пока не сменился директор. У него уже появился интересный вариант трудоустройства в "Динамо", когда в Киеве на пешеходном переходе сбили его шестилетнего сына и племянницу. Травма мальчика оказалась серьезной, а виновницу наезда по сути и не наказали.
"У племянницы – непростой перелом берцовой кости, а Сережка мой 10 дней пролежал в реанимации в коме. Доктора его, слава Богу, откачали, но функции конечностей правой части тела все еще не восстановились. Нужно подключать какие-то связи, потому что справедливости в нашей стране нет и, как я чувствую, не предвидится еще долго. На предварительном слушании мне честно сообщили, что мадам, которая за рулем была, уже все вопросы решила, и шансов, что ее накажут, практически нет", – рассказывал в 2008 году вскоре после ДТП Сергей.
В итоге "порешавшей мадам", которая проехала на красный свет, дали всего лишь 5 лет условно. А Скаченко, возможно, именно эта история и отвернула от Украины. Он осел в Москве, где имел квартиру со времен выступлений за "Торпедо", и ушел в бизнес, связанный с недвижимостью.
По информации на 2020-й Сергей оставался в столице РФ. И до сих пор уже бывший украинец ведет очень уединенный образ жизни и не высказывался даже после начала полномасштабной войны.
Ранее OBOZ.UA рассказывал, что случилось с известным в 90-е футболистом сборной Украины, который выбрал Россию, несмотря на дружбу с Ребровым.
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале OBOZ.UA и Viber. Не ведитесь на фейки!