«Каждое второе падение с высоты 4-го этажа — смертельно», — говорит Сергей Дубров, доцент кафедры анестезиологии и интенсивной терапии. И в этом нет ничего удивительного — при падении плашмя с большой высоты скорость полета может достигать 150 км в час! Но жизнь опровергает законы физики и анатомии. Мы решили собрать самые удивительные истории тех, кто выжил, упав с большой высоты, и разобраться в «механизме чуда».
По мнению каскадеров, в экстремальной ситуации время начинает течь по-другому и появляется шанс принять спасительное решение. Конечно же — «на автомате». А экстрасенсы заметили, что человек может сам замедлить скорость полета — для этого надо верить в своих ангелов-хранителей. По словам же врачей, секрет в том, что счастливчики, как правило, успевают зацепиться за ветки, карнизы, что уменьшает скорость падения. Удивительно, но некоторые спасшиеся везунчиками себя не считают: «Если бы мне действительно повезло, я бы вообще не села в самолет, который потом взорвался в воздухе. А так я переломала себе кости, 4,5 года училась ходить», — сердится югославка Весна Вулкович, упавшая с 10 000 м.
Нередко на удачное приземление влияет и то, насколько организм расслаблен. «Считается, что поэтому так везет с мягкой посадкой выпившим. Но научных доказательств этому нет», — подытоживает Дубров.
В КРЫМУ: «УПАЛА ЗВЕЗДА, Я ЗАГАДАЛ: «ВЫЖИТЬ»
«Из Ласточкиного гнезда за последние несколько лет спрыгнуло пять отчаянных парней. Но выжило только двое — ведь у подножия скалы — груды камней», — рассказывают крымские спасатели. По словам очевидцев, один из выживших бросился в волны после эмоционального телефонного разговора, по всей видимости, с девушкой: «Мобилка полетела в одну сторону, а он в другую. Когда его вытащили, он синий весь был — просто ужас!» Парень отделался многочисленными ушибами, у него было переохлаждение. А вот второму «прыгуну», жителю Питера, даже диагноз не поставили — сразу же после ЧП он сбежал из больницы в неизвестном направлении.
ЮБК — не единственное место на полуострове, где люди «летают и выживают». «Несколько лет назад мы ночевали на Мангупе (плато с обрывистыми склонами. — Авт.). Сидели у костра, потом я пошел к палатке и решил срезать угол через кусты. Но ночью все было не так, как днем, я сбился с тропы и сделал шаг в обрыв, — рассказывает дончанин Андрей. — Пролетел метров 15 и упал на крону дерева, прошуршал сквозь ветви, глухо упал спиной на землю. Сквозь ветви было видно звездное небо. Упала звезда, и я загадал желание: «Не умереть бы». Пролетел следующий метеор, опять думаю: «Выжить». Вот так и ждал спасателей».
«Осенью туристка оступилась и пролетела около ста метров по склону Демерджи, крутизной 60—70 градусов. Спасло ее только то, что на ее пути росла сосна. Девушка получила переломы, но спаслась, иначе летела бы еще долго и со смертельным исходом», — рассказывает начальник контрольно-спасательной службы Крыма Владимир Мельников.
АЛЬПИНИСТ: «400 М ЛЕТЕЛ ВДОЛЬ СКАЛЫ»
Случай, который произошел с альпинистом из Симферополя Александром Молдованом, уникален не только для нашего альпинизма, но и для мирового. Сто метров он летел вдоль скалы, потом еще 300 — по крутому ледяному склону. И повреждения только — сломанная рука и сильный ушиб ноги. «Случилось это 12 июля 1980 года на Кавказе, когда мы восходили на Пик Вольной Испании. Я обошел огромный камень, заклиненный в углу, и стал подниматься выше. В следующее мгновение услышал грохот и почувствовал, что меня этот валун «сдернул», потащил за страховку, — вспоминает Александр Анатольевич. — Импортную веревку перебило, а советская порвалась при рывке! Но это меня и спасло. Я не ударился об скалу, а полетел вдоль нее, спиной к стене. Видел, как с огромной скоростью приближался ледник. Жизнь перед глазами не мелькала, но в голове пронеслось что-то типа: «Рано мне еще умирать».
Пролетев «стометровку», альпинист ударился о снежный остров в основании стены (вокруг были скалы). Как мячик перелетел через скальный пояс, через глубокую трещину (попади в нее — он бы не выжил). И еще 300 метров альпинист кубарем летел по ледяной стене, лихорадочно пытаясь затормозить: «У меня был небольшой провал в памяти, вроде вот лечу — а тут уже сижу в снегу. Чувствую, ноги целы, и первая мысль: «Хорошо! Значит, еще покатаюсь в этом году на горных лыжах». Почувствовал боль в руке, сделал шину из альпинистского молотка и пошел к палатке, стоявшей недалеко».
В следующем году Молдован вновь отправился на Кавказ, а через несколько лет стал чемпионом СССР по альпинизму: «Друзья говорят: «Ты родился в рубашке». Но я не могу сказать, что мне как-то особенно везет, разве что на друзей, на хорошую компанию. В лотерею никогда не выигрывал, а жизнь — то белая полоса, то черная», — говорит он.
ШОТЛАНДЕЦ. В январе этого года падение со счастливым концом приключилось и с жителем Глазго. Пролетев 300 метров по крутому склону, он отделался лишь синяками. И когда к нему подоспели спасатели, то он уже… разглядывал карту! В интернете по этому поводу тут же вспомнили старый анекдот: «Скупой шотландец, падая, прикинул стоимость своих похорон и решил не разбиваться».
КИЕВЛЯНИН ПАДАЛ С 9-ГО ЭТАЖА НЕСКОЛЬКО РАЗ
Врачей и спасателей можно назвать коллекционерами историй о необычных падениях. «Одна пожилая киевлянка вешала на балконе белье и упала с 8-го этажа. Бабушка отделалась переломом ключицы, а когда пришла в себя после наркоза, то даже накричала на врачей за то, что ее не отпускают домой, — вспоминает Сергей Дубров, врач реанимации столичной больницы №17. — Запомнилась мне и история о строителе Олеге. Он упал в шахту лифта и пролетел с 17-го этажа до 11-го. Цеплялся за все, до чего мог дотянуться, в результате ухватился-таки за какой-то крюк руками, не долетев до земли. А врачи, которые приехали на стройплощадку, оказывали помощь не только парню, но и всем, кто видел его полет — зрелище было не для слабонервных».
ДЕСАНТ. В Николаеве «скорая» выехала к мужчине, который упал с 7-го этажа. Он лежал в палисаднике, в размякшей весенней земле без всяких признаков жизни. Но его единственной травмой было сломанное ребро, которое... сломал ему уже после падения доктор, делая искусственное дыхание. На самом деле причиной «недвижимости» было сильное опьянение.
А в одной из киевских больниц нам рассказали о «десантнике-завсегдатае». Он несколько раз падал с 9-го этажа и отделывался переломами. Предыстория всегда была такова: «Забыл ключи, полез через балкон. Чувствую — падаю! Отталкиваюсь, группируюсь, приземляюсь, набираю «103».
БАЛКОНЫ. Часто спасительной остановкой для падающих становится балкон. Так, в Харькове 16-летняя девушка стояла на крыше 12-этажного дома. Закружилась голова, она упала вниз, но пролетела всего 3,5 метра и чудом упала на балкон 11-го этажа. А вот откуда упал киевлянин на балкон последнего этажа многоэтажки, так и осталось загадкой. Мужчина спал крепким сном и крайне удивился, когда его разбудили спасатели. Одет был прилично, но был мертвецки пьян. А в Донецке на козырек над подъездом упал мужчина, которым заинтересовалась потом не «скорая», а милиция — был похож на домушника.
РУКИ И ПОДУШКА. И немного о везении. В Париже полуторагодовалый ребенок выпал из окна 8-го этажа и, по счастливой случайности, остался невредим, так как приземлился прямо... в руки прохожему. В Китае десятилетний ребенок упал с 20-го этажа на стекло автомобиля, и его спасла подушка, оставленная в салоне хозяевами машины.
С 5000 М: «ПАДАЛА, КАК ОСЕННИЙ ЛИСТ»
История авиации знает около десятка случаев, когда люди спасались в авиакатастрофах. Так, в 1942 году с высоты 7000 м упал пилот подбитого Ил-4 Иван Чисов. Он попал в овраг, полный снега, и это спасло ему жизнь. 30 лет назад над Тайгой на высоте 5220 м столкнулись Ан-4 и бомбардировщик. Выжила только россиянка Лариса Савицкая: «Когда пришла в себя, удивилась, что еще жива. Почувствовала, что лежу на чем-то жестком. Оказалось, в проходе между креслами. А рядом свистящая бездна. Мыслей в голове не было. Страха тоже. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно, доползла до кресла, вцепилась в подлокотники и уперлась ногами в пол. Все это делала автоматически. Потом смотрю — земля. Совсем близко. Как зеленый взрыв от веток лиственницы, и снова провал в памяти». Позже эксперты установили, что кусок самолета спланировал, словно осенний лист, упал на мягкую болотистую поляну. Лариса получила сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. А Госстрах выплатил ей... 75 рублей, факт авиакатастрофы в СССР замяли. Военные сказали: «В авиакатастрофах пострадавших не бывает: все погибшие. А свидетелям компенсаций не положено».
Своеобразный рекорд для выживших при падении без парашюта принадлежит югославской стюардессе Весне Вулович. В январе 1972-го самолет, в котором она работала, разорвался на высоте 10 000 м. «После взрыва я потеряла сознание — это вкупе с тем, что у меня от природы низкое давление спасло меня от быстрой смерти в воздухе. Я занималась спортом, тело было гибким — вероятно, из-за этого я получила меньше переломов, чем могла бы», — говорит Весна. После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем 16 месяцев оставалась в госпитале. Встав на ноги, она начала вновь проситься в небо, рассуждала так: «пуля два раза в одно место не попадает». И устроилась в авиакомпанию, но на наземную работу.
КАСКАДЕРЫ: «В ПОЛЕТЕ ВРЕМЯ ТЕЧЕТ ИНАЧЕ»
Удачные полеты с большой высоты для каскадеров — работа. Но и им приходится иногда сталкиваться с ситуациями, когда все идет, а точнее — летит не так, как планировали. «Обрыв, с которого надо спрыгивать, был огромным, метров 30—40. Первые два метра — абсолютно вертикальные, а далее крутой склон. Камеру поставили на краю обрыва. Задача была скакать мимо на полном ходу. Оператор понимал, что мне не остается места, чтобы тормозить. Но уперлись режиссер и продюсер, — вспоминает президент киевской лиги каскадеров Александр Филатов. — Лошадка, которую я выбрал, впервые в жизни вышла на свободу и пугалась ветра, шороха листочков, бабочек. И у меня вместо одной руки железный крюк — такой был персонаж. Сзади сидел еще каскадер. Мотор, камера, и уже через 5 метров я понял, что падение в пропасть неизбежно — 500 кг полетит в обрыв. Все, что я мог — кричать партнеру: «падай», но он вцепился в меня мертвой хваткой. Мы пролетели 5—7 метров, лошадь упала, проехала немного «сидя», и, поняв, что сейчас кувыркнется, — скакнула во второй раз. От перегрузок мой партнер наконец слетел, вырвал кусок моего костюма из добротного английского сукна. И в этот момент я вижу, что мы летим прямо в железный трактор. Не знаю, как сообразил, но я бросил повод, схватил лошадь за рот и в воздухе ее повернул, изменив траекторию. Мы пролетели в 5—10 см от капота. Потом приземлились на склоне, скакнули еще на 5 метров, а затем и катились по склону вместе с лошадью. Я успел перебраться на шею, а голову прижал, чтобы она своим черепом не раздавила мой».
ИНОЕ ВРЕМЯ. «Мысли, которые приходят в голову в экстремальных ситуациях, — это отдельная история. Был случай, когда мы снимали бег по крышам. Я не проверил место, куда буду приземляться, и, упав на него, начал скользить вниз по кровле старого 6-этажного дома. В голове проскользнуло: «Падал с 10 метров. Теперь попробуй упасть с 20-ти и не разбиться», — продолжает Александр. — В экстремальной ситуации, в том числе и в полете, организм мобилизуется. Обостряются зрение, слух, обоняние, мышечная реакция, внимание. Мой товарищ падал головой вниз, и за долю секунды успел прочитать на стене два длинных предложения. Время как будто растягиваться. Возможно, это и позволяет многим людям выжить и зацепиться за выступ на стене, бельевую веревку, что гасит скорость падения. Но бывают случаи, которые объяснить невозможно. Мои товарищи летели на лестнице вертолета. Пилот решил, что они спрыгнули в воду, и начал приземляться. Удар был такой, что с ребят слетела одежда, вплоть до носков, а для лечения... потребовался пузырек йода».
ЛЕВИТАЦИЯ. Мифы о полетах, изменении веса тела есть, пожалуй, во всех мира. Это и индийские йоги, и православные святые, и казаки-характерники. «Мой личный опыт и мои наблюдения говорят, что человек способен замедлять скорость падения. Секрет в том: хочешь жить — не забывай об ангелах-хранителях, которые могут помогать в подобных ситуациях», — говорит участница «Битвы экстрасенсов» Симона Бордина.
ПОЧЕМУ ЧАЩЕ ВЫЖИВАЮТ ДЕТИ
По неофициальной статистике, в Украине ежегодно выпадает из окон, балконов около 30 детей, каждый третий выживает. «Часто дети выживают после падений, в которых погибают взрослые. Был даже такой случай: из окна выпала сначала девочка, потом мама. Взрослая женщина погибла, девочка осталась цела», — рассказывает заслуженный врач Украины, главный детский травматолог областной клинической больницы Днепропетровска Алексей Мохов. А в 2008-м двухлетняя Амина из Мариуполя (Донбасс) выпала из окна 8-го этажа, и лишь сломала ребро. 14-летняя девочка из Черновцов выпала с балкона 9-го этажа, и отделалась только переломом бедра. 2-летняя Софийка из Киева выпала с балкона 16-го этажа дома — ушиб бедра! «Один наш малыш пролетел с пятого этажа до клумбы — ни царапины, — продолжает Мохов — Часто дети успевают за что-то зацепиться. Был случай, когда ребенок падал с седьмого этажа. Но на втором схватился за бельевую веревку, и это уменьшило скорость падения. Мы порой наблюдаем за этими детьми, они приходят на контрольные обследования. Многие уже даже выросли, замуж повыходили. Чего-то сверхъестественного в них я не замечал, чтобы говорить о мистике — обычные дети. Здесь есть иное объяснение: детские кости упругие, не окостеневшие, в них много хрящевой ткани. Они амортизируют при столкновении с землей. Из-за их маленького веса сила удара — меньше».
«ВЫСОКИЙ» ЮМОР
Тема «незапланированных» полетов часто иллюстрируется анекдотами:
Прыгают десантники. Выпускающий:
— Иванов, ты же уже первый выпрыгнул?
— Да, товарищ капитан, парашют не раскрылся — пришлось вернуться!
*****
Альпинист упал в пропасть. Товарищи ему кричат:
— Вася, ты жив?!
— Жив!
— Руки целы?
— Целы!
— Ноги целы?
— Целы!
— Так подымайся!
— Не могу, я еще лечуууу!
*****
Звонок в дверь:
— Стекольщика вызывали?
— Да-да, проходите на балкон, работайте.
Через 15 минут звонок в дверь.
— Стекольщика вызывали?
— Так у нас уже один работает!
— Дык, выпал я...
*****
Мужик выпал из окна. Пролетает мимо балкона, на котором другой стоит и куpит. Куpящий спpашивает:
— Hу, как дела?
— Пока ничего...
*****
Наркоман сидел у окна девятого этажа и неожиданно упал вниз. Собралась толпа людей, его спрашивают:
— Что случилось?!
— Понятия не имею, сам только что подошел.
*****
Если ты упал с десятого этажа и не разбился, то ты еще летишь.