УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бондаренко: война активизировала запуск важных проектов в Украине, пилотные – уже в декабре. Интервью

13 минут
18,2 т.
заместитель министра внутренних дел Игорь Бондаренко

Несмотря на войну, Украина достигла значительных успехов в создании доступных цифровых сервисов: переходит в безличностный формат бюрократическая процедурная компонента взаимодействия гражданина и государства, автоматизируются организационные и управленческие процессы во многих ведомствах. Очевидные преимущества новых инструментов, в частности приложения и портала Дія, многие наши сограждане оценили, когда вынужденно из-за агрессии РФ уехали за границу. Оказалось, что у нас не все так плохо, а у них – не столь идеально. Среди лидеров цифровой трансформации – система МВД Украины.

О результатах функционального "апгрейда" и новых актуальных проектах – наш разговор с заместителем министра внутренних дел Украины Игорем Бондаренко.

Сегмент государственных е-сервисов стремительно наращивает возможности

– Цифровая трансформация составляющих МВД Украины – если в философском и прикладном измерениях одновременно – это больше революция или все же эволюция подходов и технологий, ничем не отличающаяся от среднего тренда в мире?

– Скорее это поступательное развитие, плановое, не в формате коммерческого стартапа, ведь мы должны обеспечить на государственном уровне внедрение новых возможностей, практическая эффективность которых доказана. Наша задача – оптимизировать и автоматизировать деятельность составляющих МВД, отходя в процессе от фрагментарных вещей к системности. Философия изменений и наш подход – осознанная информатизация, позволяющая создать современные сервисы для людей.

Известно, что первые документы и услуги, появившиеся в Дії, были нашими, то есть генерировались подразделениями системы МВД. Количественно они до сих пор преобладают. То есть "пилот" Дії основывался и на нашем фундаменте.

Это пример партнерской синергии, в результате которой люди получили удобный инструмент-сервис, продукт переосмысления функционального подхода к деятельности. Сейчас сегмент государственных е-сервисов стремительно наращивает возможности.

Дія

На самом деле никакой революции в техническом измерении не произошло, ведь все привлеченные технологии и большинство идей в том или ином виде уже работали у нас или за рубежом. Однако в таком организационном формате, как в Украине сейчас, технологические решения как составляющая государственного или коммерческого сервиса еще не были соединены. В настоящее время произошло организационное изменение и переосмысление того, что мы делаем. Это дало нужный результат, зафиксированный в нормативной базе.

– Феномен украинской цифровизации. Не секрет, что даже у стран с развитыми демократиями нет таких прогрессивных государственных цифровых сервисов и продуктов, как у нас. Как вы думаете, может ли Украина стать лидером в глобальных процессах цифровизации и задавать тенденции в этой сфере?

– Безусловно! Российская пропаганда активно распространяла дезинформацию, что в Украине отсутствует институциональность, что наше государство не способно построить эффективное управление, что мы отстаем технологически. Западное общество подхватывало эти нарративы и мыслило в навязанных Россией стереотипах. Полномасштабное вторжение изменило мнение мира относительно Украины – как о способности государственных институций, так и о внедрении современных инструментов в предоставлении государственных услуг.

То, как мы уже девять месяцев противостоим врагу, обеспечиваем все сферы жизнедеятельности страны и еще успеваем реализовывать современные технологические решения, уверен, вызывает восхищение у наших западных партнеров. После нашей победы государственные сервисы, убежден, получат дальнейшее обновление. Уже готовятся соответствующие планы.

Заместитель министра внутренних дел Игорь Бондаренко.

После опытной эксплуатации в столичном регионе Система 112 заработает в Украине в следующем году

– Давайте поговорим подробнее о проектах цифровизации, которые в настоящее время внедряет МВД, в частности, о Системе 112. В Украине давно пытались объединить коммуникацию экстренных служб в один телефонный номер, однако сейчас этот проект активно развивается. Что в Системе 112 является наработкой прошлых времен, а что абсолютная инновация?

– Идея внедрения Системы 112 возникла еще в 2006 году, когда пытались создать единый телефонный номер для экстренных вызовов 911. В 2012 году в связи с проведением чемпионата Евро-2012 приняли закон "О системе экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112", однако он так и не заработал. Команда МВД совместно с парламентариями наработали соответствующие законодательные изменения в указанный закон, которые теперь позволяют в полной мере реализовать замысел по построению Системы 112. 7 сентября 2022 года Верховная Рада приняла в целом закон о внедрении в нашем государстве Системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112 (системы 112).

Также следует отметить, что МВД – единственное ведомство, имеющее отраслевую программу информатизации, а проект по реализации Системы 112 был определен еще в отраслевой программе на 2018-2020 годы как один из приоритетных. Сейчас мы продолжаем его внедрение в соответствии с отраслевой программой на 2021-2023 годы.

вызов 112

Сущность проекта – это изменение подхода к осуществлению экстренных коммуникаций. Телекоммуникационная инфраструктура, доставшаяся нам в наследство с советских времен – номера 101, 102, 103 – особо не модернизировалась. Старая система построена через коммутацию экстренных вызовов на наземной инфраструктуре по географическому принципу.

Проблематику хорошо иллюстрирует пример окруженного российскими войсками города Чернигова. Из-за активных боевых действий наземная часть телекоммуникационной инфраструктуры была значительно повреждена. Как следствие – коммуникация экстренных служб с населением была утрачена, люди никуда не могли дозвониться, потому что был нарушен порядок определенных коммутаций и соединения просто не происходило. Сотрудники полиции и ГСЧС были вынуждены печатать на листках свои номера мобильных телефонов и расклеивать их по городу для того, чтобы хоть как-то люди могли о чем-то предоставить информацию.

То есть логика внедрения системы 112 – это, в частности, и о централизованной коммутации вызовов. Сейчас перестраиваем технический компонент, изменяя принцип маршрутизации таких экстренных вызовов, не зависящих от наземной коммуникационной инфраструктуры – их соединит централизованное ядро. Диспетчер на месте будет определять силы и средства реагирования по четкой методике, когда получит обобщенную информационную карту события.

Важно и то, что внедрение номера 112 является одним из обязательств Украины в соответствии с Соглашением об Ассоциации с Европейским Союзом и апробированной практикой европейским стандартом работы, который сейчас реализуем. Нам помогают европейские партнеры – в проект привлечены отдельные компании и фонды. Ресурсную компоненту финансируют источники Европейского инвестиционного банка. Европейские партнеры понимают важность этой инициативы, логику нашего движения и базовые стандарты, поэтому уже сейчас мы видим свет в конце этого длинного тоннеля по внедрению Системы 112 в Украине.

Игорь Бондаренко.

– Анонсировали, что система 112 заработает уже к концу этого года. К чему готовиться людям?

– Да, в этом году начнется опытная эксплуатация системы в Киеве и Киевской области, а уже в следующем году планируем максимально ускоренно масштабировать результат в других регионах. 30 декабря 2022 года вступают в силу изменения в профильный закон, позволяющий запустить Систему 112 в "пилотных" регионах. Кроме этого, Кабмин одобрил план мероприятий по развертыванию Системы 112 до 2024 года.

Ожидаем, что уже через месяц будут функционировать измененные модели маршрутизации – централизованно. Конечная цель – обеспечить предоставление экстренной помощи населению по принципу "единого окна" через бесперебойный канал связи на все экстренные службы на всей территории Украины.

Мы меняем логику экстренной коммуникации. Оператор постоянно поддерживает связь с человеком при необходимости. Он сопутствует событию, обеспечивая комплексное реагирование. Гражданину не нужно звонить по телефону во все службы, например, если произошло ДТП с возгоранием. Диспетчер известит всех, кого следует. Тем более, что человек может растеряться, когда происходит масштабное чрезвычайное событие, а массовые звонки по одному и тому же поводу продолжают поступать в экстренные службы одновременно.

Чтобы это событие корректно зафиксировать, не нужна работа десятков операторов – система все оптимизирует. Если с одной локации будут вызовы подобного содержания, абонентам сообщат, что по этому поводу уже идет работа. Экстренную коммуникацию не прекратят, даже если оборвется связь. Если гражданин перезвонит по телефону, он попадет на того же диспетчера.

Мы же получим четкую методику, комплексную скоординированность и новую эффективность. Еще разрабатываем требования к таймингу реагирования и доезда помощи и других маркеров оценки качества. Люди будут знать эти показатели и смогут оценить качество "спасительного сервиса". Они будут четкими и оправданными в своих параметрах. Часть финансирования проекта направлена на то, чтобы на регионально-отраслевом уровне создать соответствующие технические, кадровые и другие возможности.

В системе МВД ожидают внедрения высокотехнологичных решений

– Информационно-аналитическая платформа "Безопасная страна". Какая проблематика вызвала ее возникновение?

– Одной из проблем является то, что правоохранительные органы до сих пор пользуются не интегрированными и сделанными в рамках понимания каждого субъекта определенными инструментами предотвращения и раскрытия преступлений. В частности, речь идет о тех же камерах наблюдения, "разнесенных" во времени и пространстве, не связанных между собой. А полицейские должны ходить и искать владельцев камер, чтобы что-нибудь полезное там найти. К тому же не факт, что там хранится определенная информация и присутствуют стандарты процесса.

Говорить о достаточной результативности работы таких камер пока не можем, потому что они не интегрированы в одну платформу, способную осуществлять анализ зафиксированных на видео данных. Сейчас проводим обсуждение с привлечением государственных экспертов с целью сформировать четкую ролевую модель, кто и какой доступ будет иметь к компонентам такой телекоммуникационной системы и как мы будем ее использовать на практике.

безопасная страна

– Ожидается с декабря подключение комплекса "Безопасной страны" в Киеве, Белой Церкви, Виннице, Кривом Роге, Запорожье. Что изменится для рядовых граждан и полицейских после того, как платформа полноценно заработает в упомянутых городах?

– Информационно-телекоммуникационная система интегрирует уже действующие решения, а устаревшие мы модернизируем. По практике, полученной в военный период, планируем запустить "пилот" в отдельных городах. Их выбрали потому, что там есть техническая способность разработать практическую модель. Мы получим фидбеки от полиции, чрезвычайников, других подразделений. Фактически это программа опытной эксплуатации, после которой последует основной этап внедрения.

– На каком этапе находится внедрение системы биометрической идентификации и верификации и как нам помогут в этом деле международные партнеры?

– Для использования этой технологии с криминалистической и правоохранительной целью помех нет – ее и так используют. Уже принят и подписан закон "О государственной регистрации геномной информации человека" – по идентификации личности по ДНК-профилю. Мы тоже приобщались к его разработке. Экспертная служба МВД будет вести соответствующий реестр. К сожалению, из-за войны этот вопрос приобрёл большую актуальность, поскольку в Украине очень много погибших как гражданских, так и военных, и правоохранителей. Нужно в формате ДНК-идентификации устанавливать их лица. Если раньше такая потребность измерялась в десятках или сотнях, то сейчас – в тысячах.

Также занимаемся вопросами и биометрической идентификации. Речь идет об отпечатках пальцев и изображении лица. Технология известна, но здесь вопрос изменения подхода к ее использованию, автоматизации и структурированию процесса. В мире активно дискутируют о границах идентификации – не станет ли это избыточным элементом слежения за частной жизнью, контроля над человеком. Здесь технически все решено, нужно определить пределы. В частности, спектр случаев, когда можно использовать такую технологию с точки зрения права и морали.

Имеющийся учет мы систематизируем и адаптируем для более быстрого использования в практической работе. Приведу пример. Наряд полиции поздним вечером задерживает неустановленное лицо – у него нет документов и он не представляется, или же выдает себя за кого-то другого. Чтобы не терять время и понимать ситуацию, патрульные будут использовать портативные дактилоскопические сканеры. Появится возможность проверить личность по уникальному отпечатку пальца. Если задержанный находится в соответствующей базе данных, в частности, розыскной, правоохранители будут действовать по отработанному алгоритму.

Были случаи, когда человек находится пять лет в розыске в одном регионе как Петренко, а в другом его задерживают уже как Сидоренко. И когда его ставят на дактилоскопический учет, "всплывает" настоящее имя и богатый криминальный бэкграунд одного актера двух историй. Это будет важный прикладной инструмент.

Так же реализуют и технологию распознавания по лицу, возможно, на перспективу – распознавания по роговице глаза или голосу человека.

биометрия

Насколько эти технологии давно известны и претворяются в жизнь, свидетельствует то, что кибернетик академик Глушков был первым научным руководителем программы информатизации правоохранительного ведомства. То есть ИТ в МВД уже существует более 51 года. Здесь испытывали новые подходы к решению учетных задач. И когда к нам приходят энтузиасты и говорят, что изобрели велосипед, мы показываем энциклопедию кибернетики, изданную Глушков в 1973 году на украинском языке в Киеве. Уже тогда была ясна математическая модель распознавания лица, распознавания голосовых сигналов и т.д. В то время просто не было надлежащих вычислительных мощностей и элементной базы.

Реестр оружия заработает после принятия профильного закона

– Когда заработает Реестр оружия и какие практические преимущества он предоставляет? Новации и автоматизация также помогают избежать человеческого фактора, в частности, возможностей для коррупции в работе с гражданами.

– Хороший пример – автоматическая система фиксации нарушений ПДД. В настоящее время практически нет нареканий на то, что гражданина несправедливо привлекли к ответственности, поскольку четко фиксируется факт нарушения и идентифицируется сам нарушитель. Сертифицированные метрологические средства измерения скорости корректно фиксируют нарушения фото и видео. Уже больше двух лет на дорогах нет споров с инспекторами и взятками.

То же будет и с Реестром оружия. Парламент принял 23 февраля в первом чтении законопроект "О праве на гражданское огнестрельное оружие". Если бы не война, закон бы уже вступил в силу. Но после вторжения России у многих людей возник осознанный запрос именно на вооруженную самозащиту. Потому этот документ основательно доработали. Надеюсь, закон в ближайшее время будет принят, и тогда заработает Реестр оружия.

Произойдет смена организационной модели регулирования государством этой сферы. МВД лицензирует субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие изготовление, ремонт и реализацию оружия, также в зоне ответственности – весь дальнейший жизненный цикл гражданского обращения оружия. Это криминалистическая сертификация оружия, правила его использования, хранения и перевозки, его утилизация.

Мы максимально автоматизируем и обезличиваем эту деятельность, уменьшаем бюрократическую составляющую. Люди не будут ходить по учреждениям с бумажками, все будет происходить дистанционно. Необходимые проверки будут проходить автоматически, лицо будет проходить идентификацию с помощью КЭП, Дії и т. п., чтобы подать заявку. О результате рассмотрения заявки и решения тоже будем сообщать после того, как его зафиксирует реестр.

И когда гражданин с паспортом будет приходить в оружейный магазин, продавец как субъект этого же реестра, сможет ознакомиться со статусом клиента и разрешением на покупку оружия. Также в реестре будет информация и об оружии – с момента поступления на склад магазина, когда оно еще обезличено. В магазине оно получит своего владельца и уникальные признаки. Пожилым людям, которым сложно пользоваться электронными сервисами, заявку на разрешение может сгенерировать представитель магазина, который имеет доступ к реестру. Пока пенсионер будет выбирать товар, продавец пройдет все этапы разрешительной процедуры.

Так мы освободим от выполнения нетипичных и медленных задач сотрудников полиции, введем действительно более эффективную систему контроля за оборотом оружия, добавив туда компонент реально подтвержденного обучения. Продолжается разработка гибкой рисковой модели, которая поможет установить комфортные для всех участников процесса обращения оружия условия контроля.

К примеру, если владелец оружия за пять лет даже не нарушил ПДД или общественного порядка, не попал в поле зрения как домашний дебошир, то зачем полицейскому к нему приходить и беспокоить? Особенно если лицо выполняет регламентные требования по оружию: повышает квалификацию, учится с инструктором. Это облегчит жизнь свыше одного миллиона владельцев легального оружия в Украине, так и оптимизирует работу подразделений внутренних дел.

В итоге отмечу, что такие масштабные проекты, как Единый реестр оружия, цифровая платформа "Безопасная страна", Система 112, Реестр геномной информации человека, стали возможны благодаря непрерывной работе и усилиям огромного количества специалистов из подразделений системы МВД – от патрульных полицейских, специалистов системы, экспертов-криминалистов до аналитиков баз данных, ІТ-шников, инженеров, телекоммуникационщиков.

Заместитель главы МВД Украины Игорь Бондаренко

Также отмечу, что, несмотря на сверхсложный 2022 год, во время войны мы не останавливаемся ни на минуту и продолжаем воплощать в жизнь планы, которые очертили в предыдущие годы. Война не стала помехой, а наоборот, активизировала процессы, указав на срочные нужды. Ожидаем, что уже скоро граждане оценят результаты нашей работы, ощутят качественные изменения в сфере публичной безопасности и будут чувствовать себя более защищенными в нашем государстве.