Украинские мамы выходят из гетто: вдохновляющая история активистки
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Киносеансы для мам с младенцами. Такси с детскими автокреслами. Экскурсии и музеи, куда удобно пойти с детской коляской. Для Украины все это пока – фантастика. Но организатор сообщества "Київ дружній до батьків та малюків" Ольга Мирцало верит: создать Европу в Украине можно и нужно. Главное – захотеть и делать. Об этом она и рассказала в интервью "Обозревателю".
- Как возникла идея сообщества?
- Для меня это был вопрос моего ментального здоровья. Я поняла, что, став мамой, женщина в нашем обществе вынуждена от многого отказываться, забывать ту жизнь, которая у нее была до рождения ребёнка. Прежде всего – отказываться от свободного перемещения по городу. Украинские мамы живут в гетто: дом, магазин, парк, поликлиника – все!
Facebook Ольги Мирцало
Я не хотела с этим мириться. Тем более, что европейки или американки от этого не отказываются. У меня был опыт жизни за рубежом, мне было с чем сравнивать. Я нашла единомышленников, они стали добавлять в группу своих друзей – так и получилось сообщество.
Facebook "Київ дружній до батьків і дітей
- Не кажется ли вам, что многих наших мам устраивают эти ограничения?
- Для меня это стало шоком, но да – многие родители мирятся со статусом кво! Общество говорит им "сидите дома" – и они сидят! Потому что так повелось: мамы сидели, бабушки сидели.
Facebook Ольги Мирцало
Если ты не был за границей, не видел, как живут американские и европейские мамы, то для тебя это нормально. Задачей нашего сообщества было показать, что ты должен не отдавать свою жизнь ребенку, а взять ребенка и интегрировать его в свою активную жизнь.
- Вы справляетесь с этой задачей?
- Сообществу всего год, но успехи уже есть. Запущено несколько проектов по социализации родителей. "Кино 0+", пожалуй, самый успешный из них. Родители, увидев, что это работает в "Жовтне" на Подоле, пошли в другие киевские кинотеатры, в другие города: Белую Церковь, Ровно, Житомир. Одна мама из нашего сообщества перенесла наш опыт в музеи. Проект "Культурный декрет" работает в музее Ханенко, музее Грушевского.
Читайте: Будущим мамам на заметку: ученые назвали вещество, которое провоцирует рак у детей
В следующем году ожидаем, что присоединится музей Шевченко. Третий успешный проект – "На прогулку с младенцем", это экскурсии с маленькими детьми. Есть и зимний вариант такой прогулки – "На бранч с младенцем".
Facebook "Київ дружній до дітей і малюків"
- А есть ли проекты, которые идут не так успешно?
- Родительское такси 0+. Когда родители, у которых есть машина с детским креслом, перевозят других родителей с детьми. Ожидала ажиотажа – но нет. Та же ситуация и с крупными службами такси: и Uber, и Уклон говорят, что на автокресла нет спроса. И они правы: родители с детьми передвигаются мало, а безопасность для многих не приоритет. В Европе детское автокресло – закон, у нас до сих пор – лишь опция.
Facebook Ольги Мирцало
Есть надежда на законопроект, зарегистрированный в Раде, но без высоких финансовых наказаний он работать не будет. Если проще будет откупиться, чем покупать кресло.
- Вы привлекаете к вашим проектам известных людей: телезвёзд, политиков?
- Сотрудничество если и есть, то минимальное. Наши политики и звезды ведут образ жизни, который сильно отличается от жизни обычных украинцев. В свое время я запускала проект по установке в общественных местах пеленальных столиков. Я искала звезд, которые поддержали бы проект, а они не поддержали. Очевидно, жизнь наших звезд после рождения ребенка не меняется: дети – отдельно, родители – отдельно.
Facebook "Київ дружній до батьків і дітей
Кроме того, у нас 90% родителей, сидящих с детьми – это мамы. А кто наши политики? Преимущественно мужчины. И архитекторы городов тоже. Они не проводят много времени с детьми и не знакомы с проблемами женщин.
Читайте: Мама мальчика с диабетом: государство от нас отказалось, что теперь делать?
В США, например, не только женские, но и мужские туалеты уже оборудуют пеленальными столиками. Мужчины могут выполнять все свои родительские обязанности – кроме разве что кормления грудью. Это случилось благодаря очень активной кампании звездного отца – киноактера Эштона Кутчера. Он написал в соцсети, что общественные туалеты США не дают возможности отцу выполнять свои родительские обязанности. И это разошлось по всей стране, ударило в нерв. В основном потому, что родители были готовы поддержать это.
У нас же нет сбалансированного родительства, мужчина и женщина не делят обязанности 50 на 50. Но если кто-то из наших звезд нас поддержит, будем благодарны. Ведь на известных людей часто ориентируются молодые родители.
- То есть психологические барьеры страшнее бордюров и ступенек?
- Да, кроме такого объективного барьера как отсутствие инфраструктуры, у нас также есть барьер субъективного отношения людей к родителям с малышами. "Родила – сиди дома" – это ожидалось от наших родителей, это ожидается и от нас. 25 лет независимости не сильно изменили ситуацию.
Facebook "Київ дружній до батьків і дітей
С нами рядом живет целое поколение людей, которые родились и выросли в Советском Союзе. И они не понимают, почему родители с колясками должны быть с ними в транспорте, да еще и в приоритете. Бизнесмены не понимают, почему женщина с коляской должна заехать к нему в аптеку банк, или магазин без помех. Детские сады и школы не понимают, почему мама двоих детей с коляской должна заезжать в их помещения. В результате у нас происходят ужасные случаи вроде недавнего похищения ребенка.
Читайте: Звездные мамы, которые не стесняются публично кормить грудью
К сожалению, мы живем в обществе, которое нетолерантно относится к родителям с детьми (и не только к ним). Мы им мешаем. Это общественная проблема, и единственный выход, который я вижу, чтобы родители, несмотря на все это, оставались активными, выходили в свет, чтобы к ним постепенно привыкали.
- Активных родителей становится больше?
- Наша группа не является статистически показательной. Это люди, которые, как правило, были активными до рождения детей. Сейчас нас немногим более пяти тысяч. Для Киева это мало, но если учесть, что это результат за год, то я считаю это хорошим показателем. Мы существуем полностью на волонтерских основах, без кампаний по привлечению новых участников – тем не менее, нас все равно находят.
- У Украины есть шанс измениться в вопросах толерантности, безбарьерного пространства?
- Шанс есть у любой страны. Вопрос в том, как она им воспользуется и когда. Мы можем к этому прийти лет за 100, а можем за 15. Это зависит от многих факторов, в том числе от политической воли, от видения того, куда мы хотим двигаться дальше. У меня есть надежда на молодых родителей, которые не жили в СССР.
Facebook Ольги Мирцало
Кто-то думает: вот дети вырастут, тогда буду делать карьеру и путешествовать. Но я родила своего ребенка в 43 года, и для меня это не вариант. Я не могу и не хочу ждать! Надеюсь, что многие другие родители тоже.
На самом деле мы принимаем очень неплохие законы. И в принципе все наши новые дома и даже старые, которые реконструируются, должны отвечать их нормам. И на бумаге вроде все есть. Но когда мы подходим к этапу реализации, то видим Почтовую площадь с лестницей в семь пролетов и одним лифтом, который находится в ресторане. И лифт работает только в те часы, когда работает ресторан. Мы видим железнодорожный вокзал Киева, где, чтобы воспользоваться лифтом, нужно пройти фейс-контроль и еще доказать, что тебе действительно необходим лифт.
То есть мы говорим о соответствии между декларациями и действиями. И пока родители с этим будут мириться, потенциал останется потенциалом.