Если бы не УПЦ МП, в Украине не было б войны - Филарет
9-11 октября проходит историческое заседание Синода Вселенского Патриархата, где будет рассматриваться вопрос предоставления Украине Томоса, то есть права создать единую независимую поместную церковь. В украинском обществе разгорелась нешуточная дискуссия касательно необходимости и легитимности этого шага. Из-за войны на Донбассе, сложной социально-политической ситуации, а также экономических трудностей, часть украинцев с осторожностью восприняла такую инициативу.
При этом как внутри Украины, так и за ее пределами создавались многочисленные мифы о последствиях объединения. Чтобы их разрушить и понять все тонкости процесса, OBOZREVATEL откровенно поговорил с Патриархом Киевским и всей Украины-Руси Филаретом.
- Украина за годы независимости впервые добилась успеха в вопросе автокефалии. Если с 9 по 11 октября во время Синода в Константинополе будет предоставлен Украине Томос, сколько времени займет процесс объединения? Получим ли мы автокефальную церковь до конца 2018 года или надо больше времени?
- Томос, который мы ожидаем от Вселенского Патриарха, будет. Результатом предоставления Томоса об автокефалии Украинской церкви станет объединение трех православных церквей. На первых порах это будет объединение Киевского патриархата, Украинской автокефальной церкви и части Московского патриархата. Часть составляют примерно 10 архиереев этой церкви.
Читайте также: Православие расколется? Украина готовится к финальной битве за Томос, а РПЦ в отчаянии
После того, как будет принято решение о Томосе, мы соберем Архиерейский собор из тех архиереев, которые обратились к Вселенскому Патриарху. Это все представители Киевского патриархата, 12 архиереев автокефальной церкви и около 10 - Московского патриархата. Они и зафиксируют, примут решение об объединении церквей.
После этого будет продолжаться этот процесс, каким образом? Путем выбора. Архиереи, духовенство и приходы будут выбирать - к кому именно идти, потому что другой церкви в Украине не будет. Это переход, присоединение, я подчеркиваю, добровольное присоединение - силы мы применять не будем. Хотите принадлежать к Русской церкви, можете; будете иметь такие же права в Украине, как УПЦ, но название ваше будет правдивым - Русская церковь.
Мы надеемся, что многие приходы Московского патриархата перейдут к Украинской православной церкви, уже с их точки зрения, канонической.
- То есть часть представителей Московского патриархата официально обратилась, но есть часть, которая ждет, когда будет Томос?
- Да, потому что даже те, которые обратились, имена свои скрывают, боятся - может, не будет этого Томоса, и тогда их Москва накажет. А когда все будет ясно, то тогда будут свободно выбирать либо одну, либо другую церковь. Конечно, подавляющее большинство Московского патриархата перейдет уже в эту новосозданную Украинскую православную церковь.
Смотрите видео по теме
- Сейчас в Украине работают экзархи - представители Константинополя. Какова их главная миссия?
- Дело в том, что экзархи - временные представители для подготовки Собора. Их миссия здесь достаточно ограничена. Когда я был экзархом, то руководил всей Украиной, а эти представители - на короткое время работы.
Читайте также: Объединение началось: когда украинская церковь станет независимой
- Как я понимаю, УПЦ ведет переговоры с представителями РПЦ, которые находятся на территории Украины. Идет просветительская работа с прихожанами, людьми, которые посещают храмы Московского патриархата?
- Это будет уже дело самих архиереев Московского патриархата и духовенства, они должны работать со своими прихожанами, мы не будем применять никакой силы. Конечно, будем говорить о необходимости объединения в одну православную церковь, но вмешиваться в приходскую жизнь - нет.
- Если брать обычных прихожан, изменятся ли обряды, богослужения, другие моменты для простых украинцев после предоставления Томоса?
- С присоединением к единой церкви ничего не изменится в вероучении, в богослужении. Может измениться только язык, потому что будут не на славянском служить, а на украинском. Но если приход захочет сохранить славянский язык, силой мы не будем заставлять. Выбирать будут самостоятельно.
- Многие люди думают, что процесс получения Томоса начался где-то в апреле-мае этого года, но есть другое мнение, что объединение было инициировано еще в 2014 году.
- Это неправда, что признание украинской автокефалии началось в апреле этого года. Этот процесс начался в 1992 году. Тогда уже я и представители автокефальной церкви объединились, обращались к Вселенскому Патриарху о предоставлении нам Томоса об автокефалии. В течение 25 лет мы обращались неоднократно, причем не только как представители церкви. Обращались и президенты - Кучма и Ющенко. Не обращался только Янукович, а так все президенты говорили с патриархом. Но президент Петр Порошенко более настойчиво, активно стал заниматься этим вопросом.
Читайте также: Томос об автокефалии Украинской церкви уже готов - архимандрит
Со стороны Москвы, Московского патриархата идут обвинения в адрес президента, что он вмешивается не в свои дела. Но это не так, потому что Вселенский Патриарх ставит условие - к нему должно обратиться именно государство. Хочет, чтобы у нее была автокефальная церковь или не хочет. Для патриарха это важно, потому что о получении автокефалии церкви - Болгарская, Румынская, Сербская, Греческая, Польская - обращались руководители этих государств. То есть обращение нашего президента - не есть что-то новое.
- По словам представителей Московского патриархата, если Украине будет предоставлен Томос, это будет прецедентом, который приведет к цепной реакции. Многие неканонические церкви будут также просить предоставления автокефалии.
- Какие церкви? Я не вижу таких. Нет других церквей, которые бы просили у Вселенского Патриарха Томос об автокефалии.
- То есть это и есть цепочка - государство обратилась к патриарху Варфоломею, и он по этому обращению начинает работать. По другим церквям, которые не являются общегосударственными, этого не будет?
- Ну вот взять, например, Европу. Там есть много приходов: греческие, болгарские, румынские, русские, но они принадлежат к своим церквям. У нас есть украинские приходы в Европе, они принадлежат Киевскому патриархату. Есть приходы российские, относятся к Русской церкви, есть греческие приходы, к Вселенскому Патриарху принадлежат, есть румынские, болгарские. Они не ставят вопрос об автокефалии.
- А в чем тогда претензия со стороны Московского патриархата?
- Главная причина в том, что Московский патриархат разделяется на две части: русскую и украинскую. После создания единой поместной церкви он будет почти наполовину меньше. В таком же случае не будет оснований претендовать на первенство в православии, потому что сейчас идет борьба между Константинополем и Москвой - кто первый. Константинополь по праву, по решению Вселенских Синодов, является первым среди равных, а Москва является самой большой церковью в православном мире и поэтому она претендует на первое место.
Смотрите видео на тему
Это законное место Вселенского Патриарха, а Москва говорит: теперь мы самая большая церковь. И вот идет эта борьба в течение 20 века, и в 21 продолжается. Когда Московский патриархат наполовину сократится, тогда у него не будет никаких причин претендовать на первое место - это главная суть, хотя о ней Москва молчит. А то, что она заявляла о своем желании, свидетельствовали намерения собрать Собор в 1948 году еще при Сталине. Собор всех церквей, на котором хотели провозгласить Москву первой среди равных, но на этот Собор не приехал ни Вселенский Патриарх, ни другие греческие патриархи. Тогда он не состоялся и его назвали просто совещанием.
То есть намерения есть и остаются по сей день. Именно поэтому, когда Московский патриархат наполовину сократится, оснований для борьбы за первое место не будет. Наступит мир в православии.
- После встречи патриархов Кирилла и Варфоломея даже Московская церковь поняла, что Украине будет предоставлен Томос. Как можно трактовать ее действия за последние месяцы? Например, Москва не вспоминает Константинопольского патриарха на своих богослужениях. Это демонстрация недовольства?
- Сегодня Московский патриарх прекратил вспоминать при богослужении имя Вселенского Патриарха. Когда будет предоставлен Томос, то тогда Москва, как она решила, сделает следующий шаг. А каким он будет? Прекращение молитвенного единения с архиереями, с Вселенским Патриархом. И не только Московский патриархат прекратит молитвенное единение. Сейчас Москва начинает работать над тем, чтобы и другие архиереи прекратили молитвенное единение со Вселенским Патриархом. То есть она раскалывает. Говорит об единстве, а сама делает все, чтобы расколоть.
Читайте также: Томос для Украины: в Кабмине могут отобрать лавру в УПЦ МП
- Когда вы в последний раз разговаривали с патриархом Кириллом?
- С Кириллом разговаривал в 1992 году. 26 лет назад.
- И пока диалога нет?
- Да, его нет.
- А кто инициатор такой ситуации?
- Они не хотят с нами общаться и стремятся изолировать Украинскую церковь от Вселенского православия. Томос же дает нам право общения со всеми православными церквями.
- Такой вопрос, по храмам, церквям, которые сейчас находятся во владении РПЦ. Принимая во внимание также Киево-Печерскую лавру, великие святыни - после предоставления Томоса они переходят в собственность единой церкви?
- Храмы и помещения принадлежат или государству - эти сооружения сдает в пользование, или являются имуществом религиозных общин. Храм строила община, и он ее собственность. Когда будет переходить община в Украинскую церковь из Московского патриархата, она будет переходить со своим имуществом. В тех случаях, если община разделится и две трети будет за Русскую церковь, то этот храм перейдет к РПЦ. Если же проголосуют за переход в Украинскую церковь, то храм будет принадлежать УПЦ.
Читайте также: ''Пусть молятся'': Филарет поставил на место Россию после нападок на автокефалию Украины
Та часть, которая останется, будет иметь право на регистрацию нового устава как РПЦ, построить храм или приобрести - это уже ее право. Что касается храмов, которые находятся в собственности государства, то будет действовать такой же принцип: если две трети будут за Украинскую церковь, то имущество переходит к УПЦ и наоборот. Что касается лавр, то это украинские святыни, и они не могут быть переданы РПЦ. Как и общества, монастыри должны определиться - в какую церковь они относятся. Однако, думаю, так как это украинские святыни, они должны принадлежать Украинской церкви.
- То есть община самостоятельно решит эти вопросы, без всякого принуждения?
- Москва хочет, чтобы это делалось с применением силы. Сделать хаос в украинском обществе, религиозную борьбу - это их цель. Затем они скажут, что причина хаоса - предоставление автокефалии. Мы знаем об их намерениях и поэтому будем делать все, чтобы не было никакого насилия и борьбы, чтобы все было законно. Мы будем просить Верховную Раду принять некоторые законы.
Например, есть закон, что община выбирает свой центр, но каким образом - не прописано. Так вот Верховная Рада должна принять закон о механизме избрания. Например, в Советской Конституции была статья, что каждая республика имеет право выйти из Союза, но как выйти, не сказано, поэтому держали всех крепко. А здесь надо принять механизм, тогда все будет спокойно.
- По церкви все понятно. Но в контексте этого хотел бы еще такой вопрос задать. В нашей стране церковь и власть разделены. Однако вы как гражданин Украины видите общественную, экономическую, политическую ситуацию в стране. Как вам кажется, Украина движется вперед?
- Движется, утверждается как государство, потому что эта война, которая идет сейчас - испытание Украины. Достойна она быть самостоятельной или должна кому-то подчиняться. Украина уже доказала, она достойна иметь свое государство. Второе - идет медленная борьба с коррупцией, очень медленная, и это не удовлетворяет ни Украину, ни Европу. Что еще позитивного, Украина является уже ассоциированным членом ЕС, уже получила безвиз. Поднимается вопрос о вступлении в НАТО, а это для нас означает - Украина будет защищена.
- Церковь не может поддерживать политические партии. Поэтому на следующих выборах вы будете нейтральным?
- Нет, не так. Мы, церковь, не вмешиваемся в политику и в государственные дела. Но это не значит, что мы нейтральны по отношению к обществу, потому что церковь влияет на общество. И это не только украинская, все церкви влияют на мораль, на дух, на взгляды, а от этого уже зависит поведение и действия самих граждан. Если бы в Украине была одна церковь, войны бы не было, потому что Путин не получил бы поддержки в Украине. Сейчас она у него есть в лице Московского патриархата. Не просто словами, а действиями помогают, духовенство и верующие Московского патриархата сепаратистам и агрессорам.
- Часть церквей и служителей осталась на оккупированной территории...
- Если бы только на оккупированной, по всей Украине. Вот, например, на Буковине, которая далеко от Донбасса, там священник выступает за Путина, открыто. И не только он, есть много и в Киевской области, которые агитируют за Путина.
Читайте также: Единственная церковь в Украине: озвучено прогноз, чем ответит Россия
- То есть представители РПЦ создали основу для этой конфликтной ситуации?
- Поддержка есть и на нее рассчитывал Путин, а если бы ее не было, то он не решился бы на войну. И если говорить о выборах, мы никогда не будем проводить агитацию в храмах за кандидатов, но голосовать будем и поддержим всех, кто за Украину. А если кто настроен иначе, того не поддержим.
- И последний вопрос, есть идеи по объединению католической и православной церквей, это реально?
- Нет, это не реально. Для того чтобы это произошло, должно быть принято общее решение. Диалоги, которые ведутся более сорока лет, показали, что перспективы нет. Католическая церковь не откажется от папства, а раз так, то объединение невозможно.