На днях украинские СМИ вновь запестрели сенсационными заголовками на тему деятельности нашего заботливого Минздрава. На этот раз сие ведомство из-за хаоса с тендерными закупками, не обеспечило должный запас бесплатных лекарств для отдельных категорий больных на текущий год. Под угрозой оказались больные туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и гемофилией. Причем, судя по комментариям читателей, затронутая проблема оказалась гораздо шире. Так, указывается на перебои с обеспечением противоопухолевыми препаратами, противогрибковыми антибиотиками и другими не менее важными средствами.
Складывается впечатление, что в масс-медиа попала информация лишь от тех категорий пациентов, которые вовремя догадались объединиться в ассоциации защиты своих прав. В частности – «гемофилики». Остальные по большей части давно притерпелись к существующей недопустимой ситуации – и молча открывают кошелек для покупки того, что обязано бесплатно предоставить государство. Или – не менее молча и тихо умирают без должной медпомощи.
Может возникнуть вопрос – а почему, вообще, наше сверхзаботливое и, как записано в Конституции «социальное» государство вообще заморачивается лекарственным обеспечением хотя бы части страждущих? Конечно, не из-за пиетета перед ст. 49 Основного Закона, как раз и предусматривающего бесплатную медпомощь во всех медучреждениях государственной и коммунальной формы собственности. Ведь Основной Закон у нас «прямого действия» – и, если его не хочется исполнять, всегда можно сослаться на этот пункт, чтобы не принимать специальные законы, и, тем более, не давать под них должное финансирование.
Впрочем, насчет ненадлежащего оказания медицинской помощи у нас есть и немало статей Уголовного Кодекса. Только пока что по ним привлекают максимум «стрелочников» – врачей и медсестер. Умер больной, станет известно прессе – сразу «караул, давай сюда Прокуратуру!» Однако пока еще ни один чиновник, любого ранга до сих пор еще не ответил за ненадлежащее финансирование отрасли, из-за которого ежегодно умирает людей больше в тысячи и десятки тысяч раз больше, чем от ошибок самых безалаберных, неквалифицированных и коррумпированных медиков. И наша самая справедливая в мире Фемида привычно смотрит на это «широко закрытыми глазами» – не предпринимая даже символических поползновений на этой счет.
Видимо, потому что истинным «Основным Законом» у нас давно стал Его Величество Бюджет. А «источником власти» - не народ, а выступающие от его имени политики (сделавшие себя неприкосновенными независимо от наличия депутатского мандата) как раз и формирующие этот бюджет. В котором «социальные» статьи, в частности, ассигнования на охрану здоровья, никогда не имели первостепенную важность – в отличии от предвыборных деклараций. Это ж не пару-тройку банков от банкротства спасти ценой десятков миллиардов бюджетных гривен.
Жизнь – или кошелек?!
Так что на самом деле, основным принципом общения «бесплатной» медицины с пациентами давно стал любимый вопрос «рыцарей большой дороги»: «Кошелек – или жизнь?!» Большинство, скрепя сердце, выбирают жизнь – одновременно опустошая кошелек, чтобы пополнить закрома еще более жадных, и циничных, чем госчиновники, воротил фармацевтического бизнеса, наваривающие на нем сотни процентов прибыли.
Однако с вышеупомянутыми больными туберкулезом, ВИЧ и гемофилией указанный «воровской» метод работы не проходит. У первых чаще всего, кошелька просто нет – так как этот контингент издавна составляют в очень большой мере «неблагополучные слои». Бомжи, алкоголики, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы. Ну и просто «пролетарии», в том числе и «умственного труда», по своим доходам мало обогнавшие пресловутых представителей «дна».
Туберкулез он, вообще, «не кусается», его в какой-то мере, наряду с признанным носителем этой «клички», гепатитом С, можно назвать «ласковым убийцей». Да, может быть кашель, слабость (а может и не быть) – но отнюдь не боли или паралич, которые волей-неволей заставят больного всеми правдами и неправдами искать деньги на лечение. Так что не дай «туберкулезникам» лекарства бесплатно (их, порой, врачам приходиться буквально «всучивать», приезжая к пациентам на дом) – они их и принимать не станут. Будут жить, сколько Бог даст. Заодно заражая окружающих – среди которых ныне все больше становится восприимчивых к микобактерии туберкулеза людей.
Ныне ведь мало кто вспоминает о жилищной норме времен «проклятого совка» – 9 квадратных метров на человека. Хотя на самом деле, эта норма идет от умнейшего немецкого врача, Макса Петтенкофера, по заказу самого Бисмарка решавшего проблему ограничения заболеваемости туберкулеза среди немецких рабочих. Вердикт ученого, полученный путем многочисленных опытов, был однозначен – для достаточной вентиляции жилых помещений, что и обеспечит недостаточную для заражения концентрацию микробов в воздухе, необходим минимальный его объем в 27 кубометров на человека. Что при высоте потолка в 3 метра как раз и составит 9 «квадратов». А сколько у нас народу, при нынешних астрономических ценах на жилье, ютящегося вдесятером в двухкомнатных квартирах? При этом питающихся так, что и курируемые Бисмарком рабочие могли бы заплакать от жалости.
С «гемофиликами» другая история – кошельки у них, как правило, есть. Но и целой жизни не хватит, чтобы наполнить их для регулярно проводимой терапии нужными препаратами, обычно - недостающими в организме больного факторами свертываемости крови. Без наличия которых остальное лечение эффективно приблизительно в той же мере, что и попытка спасти истощенного голодом человека уколами витаминов – без одновременного усиленного питания. А стоимость всего лишь одной дозы упомянутых «факторов свертываемости» исчисляется тысячами гривен. Доз же таких, порой, требуется десятки всего на один курс.
Больные ВИЧ (в просторечье – СПИД) – занимают промежуточное положение между рассмотренными категориями «товарищей по несчастью», «заимствуя» у них самые неприятные моменты в плане лекарственной платежеспособности. С одной стороны, многие из ВИЧ-инфицированных (наркоманы, например) имеют денег не больше, чем те же бомжи или экс-зэки. С другой – стоимость антиретровирусных препаратов, которых надо принимать всю жизнь, нередко сравнима с таковой у лекарств для лечения гемофилии. А без них диагноз «ВИЧ» (всего лишь указывающий, что человек заразился) быстро изменится на «СПИД», указывающий, что болезнь перешла из скрытой формы в манифестное проявление.
В общем, если не дать таким больным бесплатные лекарства – это будет означать для них однозначно смертный приговор. А на это украинские власти пока идти не рискуют – как минимум, массово. В «единую Европу», все ж таки, стремимся – которая, в отличии от отечественной Фемиды, четко знает, что преступлением является не только действие – но и бездействие, приводящее к тяжелым последствиям. Посему, необходимые средства для закупки жизненно необходимых обреченным без них больным препаратов до сих пор худо-бедно – но производились. Пока не грянул гром…
Чиновники бьются – у больных чубы трещат
Причиной грома, как было заявлено руководством медицинской отрасли, стали нарушения тендерных процедур при закупках лекарств Минздравом. Речь идет как о злоупотреблениях самих чиновников министерства, ранее готовых платить порой вчетверо выше обычных рыночных цен – так и о настоящем «картельном сговоре» (хотя официально и не доказанным) между «китами» фармацевтического рынка. Вследствие чего желающим купить продукт по нормальной цене чиновникам честным и выбирать-то было не из чего. Посему тендерные закупки и были приостановлены министерством – еще осенью прошлого года. Да так пока и не возобновились – как минимум, в должном объеме. Точнее – возобновились в минимальном объеме, пока подписано контрактов лишь на 194 млн гривен из запланированных на 2011 год 1,8 миллиарда.
Правда, «генералы от медицины» выдают на-гора более успокаивающую информацию. Так, по словам заместителя министра здравоохранения Галины Калишенко, остатки лекарственных средств по программе профилактики и лечения СПИДа составляют около 70% от запланированного на 2011 год объема, по программе репродуктивного здоровья нации - на 58%, на лечение сахарного диабета - 42%. Что, признаться, само по себе вызывает удивление – в текущем году почти ничего не было куплено, откуда ж столь гигантские «заначки» с года прошлого? То ли лишнее закупили – то ли до больных купленное не дошло. И то и другое тянет «на статью».
Или, все таки, хотели «накопить жирок» перед началом бойкота излишне жадных поставщиков? Но почему ж тогда «подушку безопасности» создали далеко не для всех нуждающихся? Нетрудно заметить, что о лекарствах для лечения туберкулеза и гемофилии в этом оптимистическо-головотяпском сообщении ничего не упомянуто. Немудрено – проблемы с «факторами свертываемости крови» признал сам министр Анищенко, на пресс-конференции после заседания Кабмина, где премьер пообещал ему «оторвать голову», если чиновник в течении месяца не решит вопрос по существу. Жаль только, согласно последней редакции Закона о Кабмине Николая Янович лишен права самостоятельно вносить кандидатуры министров «на вылет» – это теперь прерогатива исключительно президента.
Да и как же просто так взять и уволить столь старательного служаку, как глава Минздрава? Вон с каким он рвением и оперативностью решил проблему с продавливанием медицинской реформы, перед прогнозируемыми мрачными последствиями которой описываемые в статье проблемы покажутся «детским лепетом»
Пока же уголовные дела возбуждены против 11чиновников Минздрава. Судя по всему, речь идет о банальных «откатах», возврате части уплаченного за товар в виде взятки. Причем, последние, судя по завышенным в разы ценам, могли быть просто астрономическими. В связи с чем возникает определенное сомнение – а действительно ли они оставались в карманах лишь указанных «стрелочников»? С учетом миллиардных объемов закупок речь могла идти о сотнях миллионов «откатов» – а при таких масштабах «закупщики» должны были бы уже давно фигурировать в Топ-100 украинских толстосумов от «Форбс» или «Фокус».
Да не оскудеет рука … берущего!
В этой связи любопытно признание главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяны Бахтеевой, сообщившей о том, что Минздрав не желает быть зависимым от поставщиков, которые были единственными и незаменимыми в течении 8 последних лет. Отмотаем хронологическую ленту на указанный срок. Что там у нас получается? Медицинских министров, менявшихся, как перчатки капризной барышни, перечислять не будем – просто лень искать информацию и морочить голову читателям. Перечислим лучше премьеров, сменившихся за пресловутую «восьмилетку». Итак, Янукович, Тимошенко, Ехануров, опять Янукович, опять Тимошенко, Азаров. И что, ни у кого из глав украинских правительств, кроме последнего, не доходили руки поручить помощникам-контролерам потолковее (из КРУ, например) хотя бы элементарно сравнить цены в интернет-прайсах фарм-фирм и в накладных Минздрава?! Впрочем, да, у них же были гм, «уважительные причины» – они к выборам готовились, куда им дойти до такой «мелочи», как дерибанящиеся выделенные для здоровья людей деньги…
И все-таки, порой объяснения «генералов от медицины» вызывают лишь усмешку. Вот цитированная выше Татьяна Бахтеева сообщает, что украинские представители ищут контакты напрямую с заводами-изготовителями, для удешевления закупок. Вот уж никогда не думал, что солидные фармпроизводства действуют, как заводы позднего СССР – готовые пустить «с колес» партию продукции кому угодно с деньгами. Или – некоторые заводы современного Китая, штампующие одинаковую продукцию хоть для собственных гм, «брэндов», мимикрирующих «под Японию» перестановкой одной буквы – хоть для известной украинской сети супермаркетов электроники, свой собственный такой же горе-«брэнд» маскирующий звучным, но уже шведским словом.
Да продукция мало-мальски уважающих себя заводов давно законтрактована на несколько лет вперед. Обычно – фирмой- владельцем, чей логотип и ставится на упаковках с ампулами и таблетками. И найти представительство последней можно в течении нескольких минут. С помощью справочника «Желтые страницы Украины», или, на худой конец – обычного Интернета. Очень часто – даже под боком Минздрава, в Киеве. И – прощай жадные посредники, бесконечные цепочки которых откусывают по очень жирному куску от ассигнованных средств каждый.
Так нет же – «нехорошие» тендеры прекратили прошлой осенью – и ищут «хороших» предложений до сих пор. За 9 месяцев ребенка можно родить – а не то, что найти возможности прямых поставок. При желании, конечно. Только, похоже, жадные посредники еще долго будут чувствовать себя в безопасности. Потому что, при условии покупки лекарств «почти по себестоимости» – как же «выкроить копеечку» под «откаты»? В кулуарах знакомая автору медицинская общественность вслух говорит, что нынешний «крестовый поход» против коррупции в Минздраве может являться лишь эпизодом «великой войны» за перераспределение «накрученных процентов» - между плательщиками и посредниками, каждый из них хочет получить долю побольше. И после того, как «высокие договаривающиеся стороны» придут к полюбовному соглашению – все те же «единственные и незаменимые последние 8 лет поставщики» смогут наживаться на украинцах еще столько же времени.
Но последнее, как раз, не так уж и важно. Как это не цинично звучит – но надеяться на полную ликвидацию коррупции в отдельно взятом ведомстве без принятия радикальных мер в обществе в целом (например, «засвечивание» доходов и имущества не только чиновников, но и всех их родственников «до четвертого колена») – очень наивно. Другое дело, что если нельзя примерно наказать всех фигурантов данного «дела врачей» (а не только 11 «стрелочников» из Минздрава) – надо хотя бы исполнить премьерскую угрозу и «поотрывать голову» виновным за «срыв в беспредел». Когда почти полное прекращение закупок жизненно необходимых лекарств (без предварительного создания достаточного запаса) используется в качестве «козыря» в переговорах с поставщиками. Даже если этот «беспредел» на самом деле вызван не личными коррупционными интересами, а исключительно чистыми и благими намерениями желающих навести порядок на рынке медицинских госзакупок.