Светлана вынуждена была уехать из Чернигова в Италию летом 2022 года, уже после того, как город был деблокирован, и даже не из-за полномасштабного вторжения. Женщину, которая очень долго живет в Украине, ученого, которая преподавала в университете на кафедре украинского языка и литературы, замужем за украинцем, "попросили" с работы. Дело в том, что Светлана сама из России, а украинское гражданство до сих пор так и не получила.
Светлана рассказала OBOZ.UA о жизни в Италии, а также почему стремится вернуться в Украину и в конце концов получить гражданство.
С начала полномасштабного вторжения, когда Чернигов был блокирован, мы выехали в Центральную Украину, а затем вернулись. В Италию уехали летом 2022 года, потому что произошло неприятное событие на работе. Дело в том, что я сама из России, но очень давно живу в Украине. У меня муж украинец и сын украинец. Я работала все это время на кафедре украинского языка и литературы. Но именно когда началась война, как-то на кафедре на меня так косо посмотрели и сказали: "А давай ты уйдешь от нас куда-нибудь". А куда?
Я ученый, работаю с древней литературой и старославянским языком, собственно это и преподавала. И моя коллега, которая уже некоторое время жила в Риме, нашла в Италии стипендии именно для украинцев.
Один из итальянских университетов, который готовит переводчиков, хотел открыть отделение украинского языка и ввел стипендию для украинцев, которые хотели бы приехать заниматься наукой и преподавать украинский язык. Я подала заявку и выиграла конкурс.
Мы не хотели уезжать вообще, мы хотели остаться в Чернигове. Но из-за этой ситуации я фактически не имела больше работы в Чернигове, а нужно было как-то зарабатывать деньги, поскольку у меня муж с инвалидностью и не имеет постоянного заработка. Мы это все взвесили и уехали в Италию. Но этот контракт не навсегда, потому, наверное, я вернусь.
Мне, конечно, тяжело, хотелось бы вернуться, но проблема в том, что я никак не могу сменить гражданство. После 2014 года в Украине очень тяжело это сделать. И хотя я имею право, потому что муж и ребенок украинцы, и вроде мне никто не отказывает, но это постоянно ставится на паузу. Я просто не знаю, как вернуться. У меня есть вид на постоянное жительство, но, когда была в консульстве в Риме, объяснила свою ситуацию, что выехала, что я бы хотела быть украинкой, мне сказали, что ждите, пока закончится война, а после того возвращайтесь.
Для меня на самом деле это очень тяжело. Ребенок хочет вернуться, моему сыну 16 лет, он увлекается историей, он чувствует себя патриотом, и в принципе все это время он живет с тем, что он хочет вернуться. Он продолжает учиться онлайн в украинской школе.
Дом в Украине есть, все друзья там. Труднее всего, наверное, то, что друзей здесь нет, потому что работа у меня есть, но твоего сообщества, к которому ты привык, нет. Мы уже не очень молоды, и найти в таком возрасте себе сообщество снова – это трудно.
Украинцы, проживающие в Италии, – это в основном люди, уехавшие лет 20 назад. В том городе, где мы живем, нет большой украинской общины. Есть знакомые украинцы, которые здесь жили давно, они нам помогали бороться с западной бюрократией. Западная бюрократия – это действительно страшная вещь, а когда ты еще и язык не знаешь хорошо, точно нужно, чтобы кто-то помогал.
Украинцев много в Италии. И к тому же если кто-то уехал 20 лет назад – это выезжали в основном женщины, которым сейчас всем где-то около 60-70 лет. Они прожили все это время здесь, убирая комнаты или ухаживая за больными. А я привыкла немного к другим друзьям. Я очень благодарна всем этим женщинам, с кем я знакома, мы в хороших отношениях, но после того, как я провела свои занятия в университете, мне очень часто не с кем пойти кофе выпить вместе. Или просто позвонить поговорить, как я это привыкла делать в Чернигове.
И мне еще хорошо, мужу труднее, ему труднее дается язык, и он не работает здесь. Он работает онлайн в Украине редактором научного журнала на общественных началах. И выходит, что весь его круг общения остался в Украине, он виртуальный, живого общения здесь у него нет.
И у сына та же проблема. Получилось, что наши дети, которые выехали, перед этим пережили и ковид фактически без общения, потом – первый год войны, без общения, онлайн, а потом они уехали – и здесь тоже остаются в основном без общения. Потому что не так быстро изучается язык, не так быстро находится круг друзей. А несколько лет без нормального общения для подростка – я думаю, что это проблемы для будущего.
С другой стороны, Италия хорошая страна. Вообще, есть такое мнение, что итальянцы похожи на украинцев по темпераменту, по менталитету, – и действительно немного есть. Я общаюсь с разными украинками, которые выезжают со своими детьми в Германию, Францию, Англию, знаю, насколько им тяжело. Я могу сказать, что нам немного проще, потому что все-таки менталитет такой: итальянцы более открыты. То есть, конечно, есть положительные моменты. И все это было бы интересным опытом, если бы сердце не болело. Постоянно хочется домой. Постоянно.