Блог | Феномен выживания. Как перевести госслужбу в smart-формат
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Несколько дней назад модерировала международную дискуссию, организованную Нацгосслужбы. Мы пригласили экспертов из Боснии, Хорватии, Израиля, других стран с опытом войны и послевоенного восстановления. Изучали природу успешных кейсов, позволивших другим преодолеть вызовы, которые сегодня актуальны для нас.
При этом международные коллеги открыто говорят, что им очень интересен опыт Украины в части стойкости государственной службы в условиях войны и частичной оккупации. Многие считают украинский кейс уникальным. И они сами готовы его изучать. Ведь масштабы агрессии рф несоизмеримы с военными конфликтами в Югославии и некоторых других горячих точках.
Партнерам важно понять, как Украина сохранила устойчивость и управляемость в условиях полномасштабной агрессии российского монстра. А также то, как с учетом нашего опыта адаптировать свои национальные системы госуправления к жизни в условиях геополитических угроз кремля.
Большинство экспертов едины в том, что Украина – передовая объединенной Европы. Они рассматривают агрессию рф как глобальную угрозу. А значит ее уроки важны для всех, кто готов от нее защищаться. И в Украине, и – за ее границами.
Один из маркеров – самоотверженность и профессионализм публичных служащих на оккупированных территориях и в районах боевых действий. По нашим оценкам, по состоянию на май их там пребывало около 5.5 тысяч человек. На начальном этапе именно они, при содействии центра, обеспечили эвакуацию, гуманитарную логистику, социальные услуги населению. Это стало важнейшим фактором стабильности системы управления государством.
Такая эффективность во многом стала возможной за счет обучения публичных служащих телекоммуникационным инновациям и технологиям дистанционной работы. Еще до войны в НАДС разработали онлайн-курсы и рекомендации на тему корректного обращения с документами, оказания экстренной медпомощи, действий при чрезвычайных ситуациях. Эти и другие обучающие материалы нарабатывались в период пандемии. Мы собирались побеждать COVID-19, но оказалось, что – готовились к войне.
Таким образом первые два месяца войны публичная служба отработала в зоне боевых действий и оккупации за счет ранее накопленных сил и опыта. Но дальше этого ресурса оказалось недостаточно. В условиях ползучего захвата наших громад публичным служащим было все сложнее влиять на ситуацию. Стало очевидным, что физическая активность на таких территориях опасна и малоэффективна.
Для сбережения целостности системы управления, особенно во время военного положения, следует ориентироваться на дистанционные и цифровые форматы предоставления людям услуг. Это – второй ключевой маркер стабильности. В условиях войны государству необходимы коммуникации со всеми гражданами по всей своей территории. А значит - оправданна ставка на максимальную диджитализацию госсектора. "Цифра" обеспечивает доступность там, где это недостижимо физически.
Недавний опрос НАДС, который охватил четверть всех госслужащих страны (больше 45 тысяч респондентов), подтверждает, что пандемия и война стали индикаторами роста цифровой культуры и телекоммуникационных возможностей в госаппарате. К примеру, в 2020-м системами электронного документооборота пользовались 45,5% украинских госслужащих. В 2022-м их – 85,6%. Показатель онлайн-совещаний вырос за этот период с 30,2% до 85,2%. Использование облачных хранилищ – с 39,1% до 61,6%. Уровень технического оснащения госслужащих – с 56,2% до 74,5%. Эти показатели свидетельствуют о гибкости и адаптивности госслужбы к критическим изменениям.
Третий ключевой маркер стабильности состоит в необходимости функциональной оптимизации госаппарата в масштабах всей страны. Експерты Агентства разработали методологию функционального аудита. Эта технология позволяет определить в каждом госоргане актуальные на сегодня функции и просчитать ресурсы для их обеспечения.
Результатом станет отказ от лишних функций и введение новых – более актуальных. Масштабный аудит вижу условием оптимизации государства и предпосылкой цифрового рестарта.
В экспертной среде называют разные цифры ожидаемого сокращения госаппарата. Включая радикальные. Я удержусь от своих оценок по общей штатной численности, необходимой для качественного выполнения государством всех предусмотренных функций.
До завершения функционального аудита любые расчеты считаю безосновательными. Пока же перечислим важнейшие решения, предваряющие рестарт госслужбы. Они позволят значительно сократить бюджетные затраты при общем сохранении управляемости страной.
Уверена, что в новой системе центральных органов исполнительной власти нужно централизовать функции "классических" подразделений. Юридическую – закрепить за Минюстом, финансовую – за Минфином, IТ – за Минцифрой. НАДС вижу стратегическим центром формирования кадровой политики на госслужбе.
Необходимо сократить вакантные должности и предусмотреть возможность гибкой занятости для госслужащих. Целесообразно будет включить территориальные органы в структуру центрального аппарата, с существенным сокращением штата и функционала.
За 134 дня войны в Украине сформировался каркас новой модели госслужбы. На него нужно нарастить защитные "бронепластины". Ими станут наработанный в условиях войны опыт, готовность к инновациям и поддержка международных партнеров.