Элита Украины: составлен топ-6 современных военачальников ВСУ
В Украине сформировалось новое поколение военных командиров Украины, которые прошли через боевые действия на Донбассе.
Топ-6 современных военачальников опубликовало "Новое время".
1. Евгений Межевикин, заместитель командира 1‑й отдельной танковой бригады, подполковник, Герой Украины, 35 лет
Награды: орден Золотая Звезда, ордена Богдана Хмельницкого II и III степеней, орден Народный Герой.
Евгений Межевикин, танкист с позывным Адам, сражался в самых горячих точках на востоке страны - под Песками, Авдеевкой и Донецким аэропортом. Его машина, которую он называет "ласточкой", жгла вражескую технику и прикрывала украинских военных.
"Да мы целыми днями мотались там и здесь, ходили без прикрытия одной машиной. Ходили и через сепаров, и по минным полям, и через их ловушки. Горжусь лишь тем, что голову не опускали, не прятались за спины. А во время выполнения заданий не было ни одной потери ни среди моих непосредственных подчиненных, ни среди тех, кого прикрывали", - вспоминает он.
В 2017 году киборг Адам окончил Национальный университет обороны и пошел на повышение - стал замкомандира 1‑й бригады. В ближайшее время он вновь отправится в зону АТО.
2. Михаил Забродский, командующий высокомобильными десантными войсками, генерал-лейтенант, Герой Украины, 44 года
Награды: орден Золотая Звезда, орден Богдана Хмельницкого III степени, орден Даниила Галицкого
“Самый длинный рейд в военной истории мира”, - такими словами Филипп Карбер, американский военный эксперт, назвал то, что летом 2014 года сделал Михаил Забродский со своими подчиненными на Донбассе.
Несколько сотен бойцов 95‑й отдельной аэромобильной бригады Забродского почти за 20 дней прошли 470 км, в том числе по тылам контролируемой сепаратистами территории. Они вывели из окружения 3 тыс. своих соратников и 250 единиц бронетехники. А кроме того, уничтожили несколько российских артиллерийских подразделений, захватив их технику и вооружение.
“Пока противник выясняет, что у него в тылу происходит, ты наносишь следующий удар. А потом - следующий, не останавливаясь на месте”, - поясняет Забродский свою тактику, основанную на быстроте и скрытности.
Его 95-я бригада отметилась не только этим рейдом, но и поучаствовала во многих ключевых боях на востоке: десантники отбивали телевышку на горе Карачун, блокировали тогда еще оккупированные Славянск и Краматорск, воевали возле Донецкого аэропорта, брали шахту Бутовка.
Боевые успехи десантников обернулись для их командира стремительным повышением - тот за два года прошел путь от полковника до генерал-лейтенанта и стал руководить всеми высокомобильными войсками.
Читайте: "Это главное": названы два условия для освобождения Донбасса военным путем
3. Виктор Николюк, начальник 169‑го учебного центра сухопутных войск Десна, полковник, 42 года
Награды: орден Даниила Галицкого, орден Богдана Хмельницкого III степени
Для СМИ Виктор Николюк, позывной Ветер, - это прежде всего командир 92‑й отдельной механизированной бригады, который вместе с подчиненными лично пленил двух сотрудников российского ГРУ - Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Обоих впоследствии обменяли на Надежду Савченко.
Для самого Николюка вся эта история - лишь крошечный эпизод трех лет войны. Со своей бригадой он прошел ее с самого начала.
Все началось еще весной 2014‑го, когда подразделение Николюка, расположенное в Харьковской области, по несколько раз в неделю блокировали местные пророссийские “граждане”, угрожая вторжением сил северного соседа.
Весной этого года Николюк возглавил главный учебный центр сухопутных войск: делится боевым опытом, меняет подходы к подготовке личного состава. Загружен полностью, но скучает по передовой. Потому что война, по его словам, оголяет человека.
"Тут (в тылу. - Ред.) ты можешь ходить рубаха-парень, пизд**ый пацан. А там ты пришел - и обосрался. Там меньше места предательству и кулуарным беседам. Там понимаешь, зачем нужна армия", - говорит он.
4. Олег Микац, командир оперативно-тактической группировки Луганск, генерал-майор, 41 год
Награды: орден Богдана Хмельницкого III степени
Олег Микац - первый украинский генерал, который никогда не служил в советской армии. У него за плечами - участие в миротворческих операциях и служба во главе одного из самых боеспособных подразделений ВСУ - 93‑й отдельной мехбригады.
Именно с этим подразделением Микац, тогда еще комбриг, в 2014–2015 годах руководил обороной Донецкого аэропорта.
93‑я бригада отправилась в Донецкую область сразу после начала АТО и участвовала в боях по всему региону.
"Уже в мае, направляясь на восток, мы понимали, что Россия - агрессор. Мы не остановили ее в Крыму. Поэтому должны были остановить на Донбассе, чтобы не пришлось делать это ближе к центральным областям", - говорит генерал.
Сейчас Микац возглавляет группировку украинских сил на луганском направлении. По его словам, в целом обстановка стабильная, а за последние месяцы обстрелы сократились на 90%. И это хороший знак: устойчивое прекращение огня - первый шаг, который позволит политикам урегулировать ситуацию, вернуть Донбасс, а затем и Крым.
"Военного решения конфликта на востоке на данный момент уже нет", - подчеркивает защитник Донецкого аэропорта.
5. Василий Осипчук, командир 59‑й отдельной мотопехотной бригады, полковник, 48 лет
Награды: орден Даниила Галицкого, орден Богдана Хмельницкого
Последние полгода 59‑я бригада защищает один из самых горячих участков на Донбассе - мариупольское направление. Несмотря на Минские соглашения, обстрелы здесь - особенно в Широкино и Водяном, - не утихают. Говоря об этом, Василий Осипчук усмехается: “Главное, что на адекватный ответ у нас есть право”.
Он заканчивал военное училище еще при Советском Союзе. Как и многие представители этого поколения, после 25 лет службы Осипчук вышел в отставку.
"Мне было некомфортно: армии как таковой уже почти не осталось, по должностям росли люди со знакомствами. Чтобы делать карьеру, нужно было выслуживаться. Я этого не хотел", - вспоминает командир.
Мнение свое он поменял после Майдана, в котором принимал активное участие. После аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе пошел добровольцем в военкомат. Там интереса не вызвал: мол, для полковника должностей нет. Но в итоге место нашлось: Осипчук возглавил 10‑й батальон территориальной обороны в Житомирской области.
Батальон пришлось формировать с нуля: поначалу у него не было ничего - ни вооружения, ни транспорта, ни кадров. Осипчук подключил свои связи, волонтеров, местный бизнес. Два месяца, пока формировалось подразделение, он называет теперь “вырванные годы”.
Однако уже в середине июля 2014 года подразделение отправилось защищать линию разграничения с Крымом в Херсонской области. А зимой 2015 года оказалось в зоне АТО. В итоге на базе батальона в том же году сформировали целую бригаду с Осипчуком во главе.
Она более 20 месяцев выполняла различные задачи в зоне АТО: воевала, кроме прочего, под Старогнатовкой, Волновахой и Гранитным. Именно бойцы Осипчука отвлекали на себя силы противника, когда из окружения под Дебальцево выходили украинские соединения.
6. Дмитрий Делятицкий, командир 36-й отдельной бригады морской пехоты, полковник, 41 год
Награды: орден Даниила Галицкого
Дмитрий Делятицкий оказался одним из первых представителей украинской армии, столкнувшихся с российской агрессией. Дело было в Крыму, где он служил командиром 1‑го отдельного батальона морской пехоты.
В начале марта 2014 года его воинскую часть заблокировали российские военные, прикрываясь местным населением - преимущественно стариками, женщинами и детьми. Пока официальный Киев хранил молчание или отдавал противоречивые приказы, крымские морпехи 25 дней удерживали оборону части.
После того как оборона пала, Делятицкий вывел с собой на материк половину подчиненных, потеряв при этом квартиру в Феодосии и почти родной Крым, где прослужил более 15 лет.
Оказавшись на материке, крымские морпехи почти сходу отправились в зону АТО и провели там в общей сложности более трех лет. Последние два - в составе 36‑й бригады, созданной на базе выведенных с полуострова подразделений. В основном защищали линию разграничения на мариупольском направлении. Именно они освободили Широкино и Водяное, а также “потеснили” позиции противника на 5–7 км в сторону российско-украинской границы.
"Для меня вывод однозначный: это не война за Донбасс, это война за всю страну. Если мы уйдем оттуда, завтра они (враги. - Ред.) окажутся в Николаеве или Херсоне", - говорит комбриг.
Как сообщал "Обозреватель", ранее президент Украины Петр Порошенко создал новую военно-гражданскую администрацию на Донбассе.