УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Больницы заменят семейные врачи

Больницы заменят семейные врачи

На протяжении последних лет двадцати, а то и более, только ленивый, столкнувшись с системой здравоохранения, не говорил: «Да… Нужны реформы… Менять нужно все…» И вот мы наконец-то дожили до этого светлого и долгожданного времени перемен. Радует, конечно, что дожили, то ли благодаря, то ли вопреки этой самой системе, но только теперь самое время вспомнить слова: «Будьте осторожны в высказывании своих желаний – они могут исполниться».

Куратором проекта «Реформирование медицинского обслуживания» выступила Ирина Акимова, Первый заместитель Главы Администрации Президента Украины. Процесс начался еще в прошлом году, после указаний президента о проведении реформы, 31 декабря 2010 года был опубликован приказ о создании рабочей группы по данному направлению. В 2011 году уже началось активное реформирование системы лечебных учреждений в трех пилотируемых областях: Днепропетровской, Донецкой и Винницкой. Тут жители остальных областей облегченно вздохнули: «Ну, хоть не на нас будут проводить опыты, и то хорошо». Но через два года, на третий, планируют, набив шишек и проанализировав результат эксперимента, распространить его по всей территории Украины. А шишки будут, это понятно каждому, кто ознакомится с сутью реформы, она сводится к следующим трем пунктам.

Во-первых, вся сфера медицинских услуг делится на три уровня, теперь нужно будет соблюдать иерархию и субординацию. Появится новая в нашей стране должность – семейный врач, к которому будут обращаться при любых признаках недомогания, он будет решать, есть ли необходимость отправлять больного на консультацию к узко профильному специалисту, нужно ли его класть в больницу или он вполне сможет вылечиться амбулаторно. Таким образом, планируют снизить нагрузки на скорую помощь и на больничные стационары.

Во-вторых, районные и сельские больницы будут упразднены, вместо этого территорию поделят на госпитальные округи и больниц станет меньше количественно, но это должно отразиться на их качестве в лучшую сторону. Повсеместно будут пункты медпомощи и семейные врачи, а в серьезных случаях «скорые» будут доставлять пациента в госпитальный центр, где будет сконцентрировано лучшее оборудование и специалисты.

А в-третьих, планируется переоснащение материальной базы. Пункт о том, чтобы выделять на медицину больше средств возражений почти не вызывает. Есть надежда, что пусть не все, но хоть часть денег дойдет по назначению. Что-то переделывать вообще выгодно, сделать можно на одну сумму, а финансирование потребовать совсем на другую.

Нужно отдать должное, эта реформа не так уж и плоха до тех пор, пока не дойдет дело до ее реализации. Больные места системы здравоохранения, перед которыми бессильна медицина, подмечены верно. Украина лидирует среди стран Европы по уровню смертности. Парадоксально, но по количеству койко-мест в больницах наша страна тоже лидирует. Еще с советских времен это количество было показателем работы медиков и ориентиром для финансирования, вот врачи успешно и стараются улучшать свою работу. Что ни говори, а традиции класть в больницу тех, кто вполне может лечиться дома, у нас сильны. А если обеспечить пациентов нормальными условиями амбулаторного лечения, хорошим семейным врачом, то денег государство может сэкономить много. «Скорые» действительно перегружены, часто приходится выезжать по пустяковым вызовам и опаздывать из-за этого на серьезные. С другой стороны людям не к кому обратиться, кроме «скорой» и участкового врача, а последнего нужно вызывать предварительно, вот и получается, что в случае резкого скачка температуры сразу же набирают 103. Да и мысль сделать вместо трех неполноценных больниц, где кроме коек и ингалятора ничего нет, одну полноценную на первый взгляд не так уж и плоха. Но это только на первый взгляд.

Представим, воплощается реформа в жизнь. Ряд больниц упразднили, или, что предпочтительнее, превратили в хоспис, актуальное, к сожалению, учреждение. Создали одну хорошую больницу. С оборудованием понятно: свезли туда самое лучшее со всех учреждений. А как быть с врачами? Перевозить их с семьями в другой город? За чей счет? Или бросить клич о наборе персонала из местных? Самый важный вопрос – это где взять столько семейных врачей. Ну, конечно же, переучить из тех неудачников, которых не взяли в больницы. Вряд ли авторы реформы понесли бы своего грудного ребенка на прием к подучившемуся офтальмологу или эндокринологу. В Министерстве здравоохранения Украины разработали проект приказа, согласно которому в обязанности врача будет входить патронаж физиологической беременности. Удобно, конечно, только для начала нужно быть уверенным в том, что бывший кардиолог заметит, если беременность вдруг перестанет быть физиологической.

На самом деле для жителей больших городов эксперименты не так уж и страшны. Все специалисты близко, можно и амбулаторно подлечиться, если поликлиника под боком, а станет хуже – в любой момент милости просим на койку. А вот для сел медицинская реформа попахивает геноцидом… Если раньше скорую из ближайшего райцентра часами можно было ждать, то страшно подумать, сколько времени это будет занимать теперь. Согласно плану до ближайшего госпитального центра не должно быть больше 100 км. Вот и считаем, даже если, в лучшем случае, «скорая» есть в ближайшем пункте экстренной помощи, пока старая колымага приедет к пациенту, отвезет его в больницу по проселочной дороге с выбоинами да еще в непогоду пройдет минимум 2 часа! А если поблизости «скорой» не окажется и придется вызывать ее из госпитального центра? Итого, туда и обратно 200 км, 4 часа, хотя, если поиграть в Шумахера, можно и в 3 уложиться. Еще хуже, если случай не экстренный. Сложно представить старика, который будет регулярно ездить за десятки километров, платить за дорогу, чтобы лечить артрит или гайморит. А хронические заболевания без лечения заканчиваются плохо. Родственникам пациентов тоже не позавидуешь: проведать больного займет в лучшем случае полдня плюс деньги за проезд.

На подходе проект реформирования экстренной медицинской помощи. Авторы обещают, что отныне «скорые» будут действительно «скорыми», т. е. приезжать в городе в течении 10 мин., а в сельской местности 30 мин. Даже если государство раскошелится и заменит весь больничный автопарк новейшими машинами, во что сложно поверить, водителям этих машин не позавидуешь, в норматив уложиться непросто. А пока, по словам Ирины Акимовой во время обсуждения реформы 21 января 2011 года, дополнительное финансирование предусмотрено только на переквалификацию врачей.

18 февраля Ирина Акимова приняла участие в открытии нового корпуса областной детской клинической больницы в Днепропетровске. В этот же день в Днепродзержинске Днепропетровской области открывали Центр семейной медицины. Исполнены оптимизма выступления губернатора Днепропетровской области Александра Вилкула. А вот среди населения довольных куда меньше, чем среди властей. В селе Крынычки Днепропетровской области люди настроены до последнего бороться за свою больницу, некоторые даже готовы содержать ее в складчину. В то время как в Желтых Водах – госпитальном центре – не хватает медицинских кадров (35-50%) и всего три машины скорой помощи из положенных пяти. Жители поселка Шахты Абакумова на окраине Донецка вынуждены возить своих детей за 15 км на прием к педиатру, определенному к ним семейному врачу родители не доверяют.

То, что реформа здравоохранения необходима – очевидно. Но не менее очевидно, что для начала нужно подготовить полноценных семейных врачей и только после этого отменять педиатров. Закрывать больницы до того, как не будет достаточного количества «скорых» и не начнут функционировать полностью обеспеченные оборудованием и персоналом госпитальные центры – преступление и геноцид. Правда и то, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, но медицина – это та сфера, где ошибки непоправимы, как нигде здесь справедлива пословица «семь раз отмерь – один отрежь». Хочется, чтобы реформаторы ни на минуту не забывали об осторожности и благоразумии, ведь одна закрытая больница может стоить жизни сотням и тысячам людей.