С 2014 года оккупанты в Крыму проводят незаконные археологические раскопки на полуострове, а находки вывозят в Россию. Также под видом реставраций и благоустройства – разрушают или полностью изменяют образы объектов культурного достояния Украины. Создается впечатление, что оккупанты умышленно переписывают историю полуострова, укореняя миф об исторической принадлежности Крыма к РФ.
КрымSOS составили список из восьми памятников, которые уже перестали существовать или которым грозит уничтожение в ближайшее время. Есть реальная угроза, что мы с вами больше не увидим эти объекты такими, какими они были до оккупации.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
Курган "Госпитальный" примерно 2-й пол. IV в. до н.
Уничтожен в 2017 году во время строительства трассы Керчь-Севастополь
Этот курган был самым крупным скрытым сооружением некрополя Юз-Оба. Его оккупанты "исследовали под снос" еще пять лет назад, потому, что объекту не посчастливилось находиться рядом со строительством трассы Керчь-Севастополь. А согласно нормам строительства РФ работы на подобных дорогах разворачивают на расстоянии до 100 м от укладки покрытия. Курган имел диаметр 90 м и попал в зону работы строителей, а затем местных ученых.
Благодаря незаконным "спасательным археологическим работам" нашли более 90 памятников эпохи бронзы, эллинизма и римского времени, раннего и позднего Средневековья, Нового времени. Среди находок был скелет 12-летнего мальчика-атлета, рядом с которым был сосуд с тренировочным маслом, скребки для чистки тела, множество игорных костей, фрагменты греческих архитектурных деталей и изображения на стенах.
После раскопок на месте кургана снова сделали насыпь. Процесс разрушения можно зафиксировать только благодаря спутниковым снимкам и опубликованным результатам раскопок. В Государственный реестр недвижимых памятников Украины и перечень объектов культурного наследия этот курган в свое время не был внесен.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
2. Большая и Малая Митридатская лестница в г. Керчь, середина XIX века
памятник архитектуры национального значения, внесенный в Государственный реестр недвижимых памятников Украины (№ 010054)
Эта лестница ведет к вершине горы Митридат, где располагался античный город Пантикапей. Там также когда-то был Керчинский музей старины, архитектурно повторяющий Афинский храм Гефеста и усыпальницу Ивана Стемпковского, градоначальника Керчи в 1828-1832 годах, одного из основателей городского музея древностей. В советское время музейное здание снесли, а усыпальница не пережила Вторую мировую войну. На их месте построили мемориал с Обелиском Славы бессмертным героям.
В 60-х годах началась реставрация лестницы. В сентябре 1987 года в Керчи установили две статуи грифонов, воспроизведенных известным керченским скульптором Романом Сердюком. Также лестницу облицевали плитами известняка, установили бетонную балюстраду и фонари.
Но тогда не подумали о системе водоотвода. В 2015 году из-за сильных дождей часть Митридатской лестницы была разрушена. Через год оккупанты анонсировали там реставрацию. Большую лестницу собирали заново – из оригинальных конструкций остались только стены первого и второго и частично третьего яруса. Руст (камень с грубо отесанной лицевой поверхностью – ред.), который придавал монументальности первому ярусу Большой лестницы, заменили шлифованным известняком. Также исчезли головы львов, которые располагались над воротами первого яруса.
Поэтому той Митридатской лестницы, которая была до оккупации, больше нет. Сейчас там есть объект, только отдаленно напоминающий памятник архитектуры национального значения Украины. И да, на лестнице снова не сделали систему водоотвода. Летом 2021 года во время ливней лестница напоминала водопад.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
3. Археологический комплекс "Неаполь Скифский: городище и некрополь", позднескифский период
Памятник археологии национального значения (охранный № 010001-Н) расположен в городской полосе Акмесджита (Симферополя) и является едва ли не самым большим комплексом позднескифского времени.
История Неаполя Скифского началась в середине II ст. до нашей эры. е из небольшого укрепленного поселения. Сердцем комплекса был мегарон – удлиненное здание, где посредине разводили костер. Впоследствии в разные времена поселок страдал от пожаров, набегов сарматов. Население менялось, город постепенно перестраивался.
До наших времен дошли только "живописные руины". Большая часть объектов была уничтожена в начале XIX века ради камня для строительства новых кварталов вблизи Акмесджита. Но именно в это время в куче камней из городища была найдена плита с изображением всадника. Находку увидел местный собиратель древностей Султан-Крым-Гирей Ката Гирей (Александр Иванович Султан-Крым-Гирей). И это стало началом археологического исследования Неаполя Скифского. Но заповедником этот объект был сделан только в 2011 году.
После оккупации ции древний город оказался на периферии "культурной жизни". Прекратились исследования истории позднескифского государства. Как в плохих фильмах о варварах, на ограждении и в некоторых локациях появились неуместные бычьи черепа. Хотя изделия в "зверином стиле" не встречались во времена, когда Неаполь Скифский был столицей.
Также оккупационная администрация музея почти не убирает разрушающие достопримечательности сорняки и ростки. Хотя недавно и пытались укрепить стены, но сделали это без соблюдения принципов научной реставрации – замазали бетоном. Так что участки потеряли свой первоначальный вид.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
4. "Дом, в котором жил Иван Айвазовский" – Феодосийская галерея, 1845-1892 гг.
памятник национального значения №010030-Н
За семь лет оккупации здание галереи пыталось ремонтировать несколько раз. Сначала наспех в 2016 году. Но из-за некачественных материалов фасад быстро покрылся трещинами, а потолок начал протекать.
В прошлом году галерею закрыли на капитальный ремонт, а 14 тыс. картин перенесли в дом сестры И. К. Айвазовского – Екатерины Мазировой (объект культурного наследия по решению Крымского облисполкома от 20.02.1990г. №48). Но и там тоже должны были проводить работы по реставрации помещений.
В августе 2021 года над южной частью дома была демонтирована постоянная кровля и установлена временная. Вместе со стропильной системой демонтировали и уникальные декоративные карнизы.
Работы в галерее запланированы до августа 2022 года и на них выделили 590 млн. рублей. По словам Эдуарда Нагорского, представителя московской подрядной организации ООО "НСТ": "Будет очень красиво". Но специалисты КрымSOS опасаются, что работа строителей может привести к полному уничтожению аутентичного вида здания И. К. Айвазовского. Как и многих других достопримечательностей, к которым российские фирмы приложили свои руки.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
5. Средневековый Солхат – в 1444 г. был первой столицей Крымского ханства
памятник археологии местного значения в городе Старый Крым Кировского района Автономной Республики Крым
Солхат – это главный центр культурного наследия Крыма времен Золотой Орды. В состав средневекового города входит: мечеть хана Узбека и медресе Инджи-Бек-Хатун с погребением – дюрбе. С 2014 года там велись незаконные раскопки, а находки не консервируются и не реставрируются. Это приводит к постепенной потере объектов.
Ярким свидетельством этого раскопки дюрбе Инджи-Бек-Хатун в 2014 и 2015 году. После раскрытия рабочими погребальной камеры мавзолея средневековой меценатки, объект был засыпан грунтом и заложен камнями. Но подобные работы не могут заменить профессиональное закрепление и музеефикацию руин. Более того, временный защитный навес, установленный по проекту компании "Меандр", полностью обезобразил визуальное восприятие комплекса и, к сожалению, стал постоянным.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
6. Кафа-Теодосия – крупнейшая позднесредневековая крепость Крыма
В Кафе тесно переплетается история от Античности до Османской империи. Но, прежде всего, этот город был воротами Великого Шелкового пути из Китая в Западную Европу. До сегодняшнего дня остался комплекс стен и башен, защищающих Бург и Цитадель. О городской средневековой застройке напоминают католические, ортодоксальные и армянские церкви, караимская кенасса и мечети.
В 2019 году на территории средневекового монастырского кладбища возле армянской церкви Св. Геворка (памятник национального значения – учетный №268/5-Н) начали строить многоквартирный дом. Состояние здания ужасное: фасад покрыт трещинами, элементы старинной кладки укреплены современным цементом. У входа навалены камни, которые, скорее всего, являются фрагментами стены. В 10,5 м от восточной стены проходит газовая труба, опоры которой стоят на храмовом некрополе.
На грани разрушения и башня святого Константина – памятник национального значения Украины (охранный номер № 010056/2). Построенная в 1382 году, а в XIX веке башня стала визитной карточкой города как "живописные руины", и продолжала быть ею до наших времен.
Территория покрыта растительностью, которая вместе с эрозией реставрационных растворов разрушает башню. В 2017 году оккупационные органы местных властей должны были сделать там аварийный ремонт. Однако все действия свелись к установке забора и сомнительным системам переноса нагрузки со стен на дополнительные опоры.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
7. Церковь Иоанна Предтечи в Керчи
памятник национального значения, внесенный в Государственный реестр недвижимых памятников Украины
Это самый древний из ныне действующих храмов на территории Крыма, непрерывно работавший со времени основания между VIII и ХII веком. Сейчас в стенах можно увидеть отверстия для отвода конденсата, сделанные в пристройке XIX века. Зафиксированы одиночные вывалы камня из внешнего панциря стен на южном и западном фасадах пристройки. На территории же христианского некрополя проводят незаконные археологические раскопки.
Кроме этого в 2015 году напротив церкви начали возводить четырехэтажный гостинично-ресторанный комплекс. Работы уничтожили архитектурный пласт и полностью изменили архитектурный ансамбль территории, где раньше доминировал храм. Усилиями оккупантов этот объект превращают в очередную "древнюю церковь", полностью лишенную культурного и архитектурного контекста.
8 памятников Крыма, которые Россия пытается присвоить
8. Херсонес, 422-421 гг. до н.э.
Объект охраны ЮНЕСКО
Руины города находятся на берегу современной Карантинной (Херсонесской) бухты в Акьяре – Севастополе. Это территория в 40 га, обнесенная оборонной стеной. Внутри есть комплекс древних некрополей, гончарных мастерских с масштабными комплексами печей, пригородных монастырей.
Менять Херсонес оккупанты начали с "реставрации". Часть городища застелили деревянными дорожками, а к стенам шурупами прибили таблички с надписью "По стенам не ходить". У центрального входа появилась сцена, где ежегодно проводят фестиваль оперы и балета. Куча техники и освещения полностью изменяет ландшафт и разрушает старинный город.
Также Херсонский Национальный заповедник практически лишился своей научной археологической школы. В 2014 г. прошли последние (уже незаконные) раскопки в Северном районе городища (квартал IX "А"). А в прошлом году россияне представили концепцию изменений "Херсонеса Таврический". На его территории планируется построить три музея, корпуса детского лагеря "Артек", общеобразовательную и художественную школы, парковку и гостиничный комплекс.
Весь комплекс построят на территории бывшей воинской части за пределами музея-заповедника "Херсонес Таврический и его хор". По словам оккупантов, эта территория не охраняется ЮНЕСКО, поэтому они "ничего не нарушают". Однако это не правда, ведь в список исторических памятников входит не только Херсонес Таврический, но и вся сельскохозяйственная округа.
"РФ как государство-оккупант Крымского полуострова обязано уважать, защищать и сохранять культурные ценности, расположенные на оккупированной территории. Россия также обязана предотвращать кражу и незаконное присвоение культурных ценностей в Крыму. Второй Дополнительный протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта также запрещает модификации культурной ценности, археологические раскопки, которые не преследуют охрану, учет или сохранение культурной ценности и проводятся без компетентных национальных органов". – отмечает Евгений Ярошенко, аналитик КрымSOS.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...