Команда спасения животных: мы выручали из беды оленя на стадионе, аиста на Майдане, котов на карнизах
Что вы станете делать, если ваш кот повиснет на карнизе многоэтажки, или приблудный щенок свалится в канализационный люк? Куда обратитесь за помощью?
На канале "Дискавери" нам показывают, как работают службы спасения животных где-нибудь в Штатах или Германии, но в Украине эта функция условно поручена полиции, пожарным и МЧС, а фактически на зверей в городе всем плевать, кроме неравнодушных добровольцев.
Киевляне Любовь Кравчук и Михаил Сторожук занимались помощью животным на общественных началах и в итоге создали "Команду спасения животных в городе Киеве", которая уже пару лет выручает кошек, собак, птиц и более экзотических зверушек из разных неприятных и опасных ситуаций.
"Обозреватель" расспросил Михаила о том, как работает их команда.
Далее – от первого лица.
Романтика и летучие мыши
Я по образованию инженер компьютерных технологий, а по самообразованию - энтомолог. Еще в школе интересовался обоими предметами, записался в клуб юннатов при зоопарке, а после школы поступил в КПИ учиться на программиста и параллельно продолжил научную работу в лаборатории изучения беспозвоночных в зоопарке.
Читайте: "Сейчас я выступаю в ООН, а когда-то кололся в подъездах": история успеха бывшего наркозависимого
В качестве хобби я увлекся диггерством, а позже и спелеологией. Спелеологи научили меня альпинистской технике работы с веревками, я начал подрабатывать промышленным альпинистом. В основном утеплял фасады домов, но иногда нас вызывали, чтобы снять с дерева кота.
Однажды я участвовал в спасении летучих мышей на чердаке одного из домов на Виноградаре. Большая колония мышей залетела на чердак и поселилась там. Залетали в квартиры, падали в шахту лифта. Украинский центр охраны летучих мышей (есть у нас такая организация) объявил поиски волонтеров для их отлова, чтобы потом выпустить на свободу. Я был в числе волонтеров, а еще одним "спасателем" была Люба, моя будущая жена. Она отмывала зверьков от мазута, выкармливала и помещала в спячку до весны.
Мы познакомились, разговорились. Я узнал, что Люба всю жизнь занималась спасением животных: доставала из разных ловушек и просто подбирала на улицах больных котят, собак, лечила их, пристраивала. Она даже училась на ветеринарном факультете, но бросила из-за необходимости жестоких экспериментов над животным в ходе обучения.
Однажды в пять утра нам с Любой пришлось ехать и снимать висящего на карнизе кота. Пока мы этим занимались, Любе пришла в голову идея – создать Команду спасения животных.
На птичьих правах
Мы запустили сайт, сделали группы ВК и в Facebook. Но о нас бы еще долго никто не знал, если бы не два сложных случая, о которых написали журналисты. После тех статей нам позвонили из МЧС и спросили разрешения давать наш номер, когда люди звонят по поводу животных в беде. Мы согласились, и теперь нам переадресовывают вызовы МЧС и иногда полиция.
Мы снимаем котов с деревьев, карнизов, из окон (коты часто застревают между рамами открытых на проветривание пластиковых окон – это для них очень опасно и может закончиться в лучшем случае параличом, но чаще всего – смертью). Спасаем котов и собак, застрявших в разных ловушках, подвалах, трубах, колючей проволоке, лужах смолы и т.п. Выручаем из беды белок, ежиков, рептилий, летучих мышей, птиц.
Если птица ранена или больна, отдаем орнитологам в мини-приют, который помогает птицам, - "Усадьба Нюшаниково". Если бездомное животное больно, стараемся тоже пристроить куда-то на лечение, но обычно просто консультируем других как помочь.
За полтора года существования наша Команда "подросла": сейчас нас всего 10 человек, в основном ребята из диггерского клуба "Акис" и спелеоклуба. У нас два диспетчера, которые принимают звонки, и три экипажа: два выезжают на вызовы на собственных машинах, а третий – на старой "Волге" 1986 года, которую нам подарили хорошие люди. Снаряжение у всех свое, а необходимую технику (перфораторы, "болгарку", генераторы) нам либо дарят, либо мы покупаем на деньги, собранные в соцсетях.
Перфоратор может понадобиться, если, например, кот застрял в вентиляционной шахте, между бетонными плитами, в металлических сооружениях. Генератор – когда не хватает 100-метрового провода от места ЧП до ближайшей розетки.
Безвозмедно, то есть даром
Мы не планировали работать бесплатно, но заранее решили, что не будем требовать оплату с заказчиков, у которых явно нет денег или желания платить. Ориентировочные расценки такие: наземная работа 200 грн, подземные 300 грн, высотные 400 грн, комбинированные со сложной техникой (перфораторы, генераторы) - 400-500 грн.
На оплату можно твердо рассчитывать только в том случае, если нас вызывает хозяин животного. Если это бродячая собака/кот или любое дикое животное, часто приходится работать безвозмездно и даже вкладывать свои деньги.
В некоторых случаях (например, если животному требуется серьезное лечение, или нам нужна какая-то техника) мы объявляем сбор средств в соцсетях. На сегодняшний день Команда спасения животных – это фактически волонтерский проект на благотворительных началах, потому что денег не хватает даже на зарплату.
Большинство сотрудников параллельно где-то работают. Я, например, инженер-аналитик в "Киевэнерго". Эту должность создали специально для меня. Будучи диггером, я обнаружил множество мест, где горячая вода вытекает из труб в подземные реки, а в "Киевэнерго" об этом не знали. Пришел к руководству, объяснил ситуацию, и меня приняли на работу. Анализирую места вероятных вытоков теплоносителя и нахожу их. Постоянное присутствие на работе от меня не требуется.
Читайте: В Британии кошка чудом выжила после 30 выстрелов
Люба сейчас нигде не работает, поскольку занята воспитанием нашей двухмесячной дочери. В Команде она – старший спасатель, как и я, и иногда лечит животных. С нами живут питомцы: четыре черепахи, три собаки, две белки, крыса, лягушка и коты. Котов всего 29 , но часть из них обитает у Любиной мамы. Тесновато им там, конечно: в жару коты покрывают ковром весь пол в квартире.
Мы стараемся не брать новых питомцев, а пристраивать – ищем в соцсетях и на сайте людей, которые готовы взять животных на передержку, оплачивать их лечение. Потому что если мы всех будем забирать к себе, то работать как спасатели не сможем: у нас и так постоянно выходит из строя то один экипаж, то другой, из-за необходимости заниматься очередной больной собакой или выкармливать из пипетки бельчонка.
Рога и хвосты
В среднем нам поступает 10-15 звонков в день. Но ездим не на каждый вызов. Наша задача – помогать животным, которые не могут справиться с бедой самостоятельно или силами неравнодушных людей; выезжать туда, где нужны специальные средства, навыки, снаряжение. Остальных просто консультируем.
Бывает, звонят люди, недовольные тем, что у них под окнами, к примеру, громко лает собака или мяукает котенок. Советуем сходить посмотреть, выяснить ситуацию. Но многим наплевать, им просто шум мешает.
Как-то пришлось отговаривать сотрудника полиции от применения спецсредств – он позвонил нам сообщить, что в его двор вбежала бродячая собака, и был настолько напуган, что собирался выстрелить из газового пистолета. К счастью, пока мы приехали, собака сама убежала.
Недавно звонил мужчина, который нашел в Василькове собаку с раздробленной челюстью. Объяснили ему, как обращаться с псом, и посоветовали отвезти в клинику, которая известна лояльным отношением к бездомным животным; рассказали, как собрать деньги на лечение в соцсети. В итоге мужчина съездил в клинику, не смог уговорить врачей взять на лечение бесплатно и вернул собаку обратно на то место, где ее нашел, а нам прислал раздраженную смс-ку - мол, разве это помощь. Пришлось нам ехать в Васильков, хотя денег на бензин не было, искать собаку и везти в Киев.
Нередко бывает, что посторонние люди берут на себя ответственность. Например, как-то вечером нам позвонил мужчина, который увидел, как во дворе собаки напали и сильно искусали кота. Собак он разогнал, но раненый кот спрятался в подсобном помещении закрытого уже в тот момент музея. Сторож наотрез отказался открыть дверь до утра. Пришлось отогнуть дверь домкратом (потом загнули обратно) и достать кота. Тот парень, который нас вызвал, поехал вместе с нами в клинику и оплатил все расходы в первый день, дал коту имя и вызвался его опекать. К сожалению, кота так и не спасли, он умер от ран.
Случается и такое, что посторонние берутся присматривать за животным, но лишь вредят ему. В октябре прошлого года на Крещатике появился аист. Люди сочли это "добрым знаком", начали его подкармливать. Особенно увлеклись участники митинга, который в то время проходил на Майдане. Нас вызвали прохожие, которые поняли, что птице нужна помощь – аисты просто так в центре города не ходят.
Нашей бригаде пришлось чуть не силой отнимать аиста у агрессивных дяденек, которые кричали, что сами знают, как за аистом ухаживать, и кормили его сосисками – что для птицы очень вредно.
Из экзотических случаев – спасали лань в одном из поселков Вышгородского района. Рогатый самец забрел на стадион, где сорвал волейбольную сетку и запутался в ней рогами. Ходил вокруг столба три дня, пока владельцы стадиона не вызвали спасателей.
Зверь, хотя и не мог отойти от столба, был опасен, бил копытами и бегал кругами. Успокоили его выстрелом из шприцемета со снотворным, срезали сетку и отпустили в лес.
Поиск единомышленников
Поскольку звонков много, а нас мало, работать иногда приходится чуть не круглосуточно. Недавно два экипажа подряд попали в ДТП, к счастью, без пострадавших, но один из наших автомобилей сильно разбит. А случилось это потому, что водители были уже не первые сутки без сна.
Читайте: Из повара в фермеры: как переселенец из Луганска наладил производство сыров под Полтавой
Вызовов могло бы быть меньше, если бы люди не обращались к нам в тех случаях, когда нет прямой угрозы жизни и здоровью животного. Например, недавно нам пришлось "обезвреживать" злую кошку, нападавшую на хозяев. Часто звонят и просят забрать подброшенных котят или щенков. В таких случаях мы не едем – объясняем, что это не наш профиль, надо самим искать, куда пристроить найденышей.
Бывают и совершенно удивительные звонки. Как-то недавно звонила женщина, которая считала, что в доме напротив едят котов, потому что раз в неделю в окне показывается другой кот. Мы ей посоветовали самой сходить на разведку, и она больше не перезвонила… Что, кстати, наводит на мысли. Еще одна просила отловить появившийся в ее дворе пчелиный рой. Порекомендовали подождать, пока рой найдет себе дупло.
Но даже если все ложные вызовы игнорировать, все равно работы очень много. Поэтому мы сейчас заняты развитием нашей идеи: регистрацией некоммерческой организации, легализацией на государственном уровне. Ищем единомышленников, смысл жизни которых состоит в спасении животных, чтобы увеличить количество служебных авто и экипажей. И планируем обучать людей из других городов, чтобы сделать там филиалы.
Телефоны Команды спасения животных: (093) 986-2262, (098) 844-7937